К О П И Я
Гражд. дело № 2-96/2024
89RS0005-01-2023-003367-36
Апелл. дело № 33-989/2024
Судья Мизинова Л.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09.04.2024 г.Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Старовойтова Р.В.,
судей коллегии Кайгородовой И.В. и Козловой М.В.,
с участием прокурора Давыдовой Л.А.
при секретаре Бибиковой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска (далее - Департамент) - Сабитова И.Ф. на решение Ноябрьского городского суда от 11.01.2024
по иску Департамента к Быстровой Татьяне Владимировне об установлении выкупного возмещения за аварийное жилое помещение, прекращении права собственности и права пользования жилым помещением, выселении с передачей жилого помещения по акту приема-передачи, признании права муниципальной собственности, взыскании судебной неустойки, судебных расходов,
и по встречному иску Быстровой Т.В. к Департаменту о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения без доплаты.
Заслушав доклад судьи Старовойтова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент обратился в суд с иском к Быстровой Т.В. с вышеуказанным иском. В обоснование указал, что ответчик с 29.01.2013 является собственником комнаты <адрес>, которое заключением МВК 02.10.2015 признано аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации города от 16.10.2015 (в редакции от 22.02.2023) установлены сроки отселения граждан до 02.10.2022 и сроки сноса дома до 31.03.2023. Постановлением администрации города от 19.04.2023 земельный участок и жилые помещения в доме <адрес> изъяты для муниципальных нужд. Несмотря на изъятие жилого помещения, истечение сроков отселения и сноса дома, ответчик соглашение о выкупе не заключила.
В связи с изложенным истец просил установить выкупную цену спорного жилого помещения в размере 2 034 000 рублей, прекратить права собственности и пользования аварийным жилым помещением, выселить с передачей жилого помещения по акту приема-передачи, взыскать судебную неустойку на случай неисполнения решения суда в размере 200 руб., судебные расходы в сумме 126 руб.
Ссылаясь на те же обстоятельства, ответчик обратился в суд со встречным иском к Департаменту, в котором просит обязать последний предоставить ему в собственность взамен изымаемого равнозначное благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 22,6 кв.м., отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте муниципального образования город Ноябрьск. В обоснование указала, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, вследствие чего она имеет право выбора между выкупом аварийного жилого помещения и предоставлением в собственность благоустроенного жилого помещения взамен аварийного.
В судебном заседании представитель департамента участия не принимал, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал на удовлетворении первоначального иска, с встречным иском не согласился.
Ответчик Быстрова Т.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении встречных требований.
Прокурор Бородина К.Н. в заключении полагала встречные исковые требования подлежащими удовлетворению, в удовлетворении первоначального иска просила отказать.
Решением Ноябрьского городского суда от 11.01.2024 встречные исковые требования удовлетворены.
На Департамент возложена обязанность предоставить в собственность Быстровой Татьяны Владимировны другое благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 32,9 кв.м., отвечающее техническим и санитарным требованиям, расположенное в черте муниципального образования город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа, взамен принадлежащего ей на праве собственности аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без возмещения разницы в стоимости предоставляемого и аварийного жилого помещения..
В удовлетворении исковых требований Департамента отказано.
С таким решением не согласился представитель Департамента имущественных отношений Администрация г. Ноябрьск - Сабитов И.Ф. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, постановить новое об удовлетворении первоначального иска и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд, удовлетворив встречный иск, не признал право собственности на аварийное жилое помещение за муниципальным образованием город Ноябрьск, не прекратил право собственности на это жилое помещение ответчика, а также его право пользования жилым помещением, фактически лишь возложил на Департамент обязанность обеспечить ответчика другим жилым помещением. Также в апелляционной жалобе представитель истца ходатайствует о проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, ссылаясь на осуществление Департаментом в рамках настоящего дела защиты публичных интересов.
По аналогичным основаниям подано прокурором г.Ноябрьска апелляционное представление.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Давыдова Л.А. полагала решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы. Относительно апелляционного представления заявила ходатайство о его отзыве, представила заявление прокурора г.Ноябрьска об отказе от представления.
Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что комната <адрес> принадлежит на праве собственности Быстровой Т.В., право собственности на квартиру за ним зарегистрировано 25.12.2008.
Заключением межведомственной комиссии от 02.10.2015 № 110 (1822) многоквартирный дом <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 16.10.2015 № 1033-з (в редакции от 22.02.2023) жилые помещения указанного многоквартирного дома включены в перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Ноябрьск. Собственникам предписано самостоятельно осуществить отселение из занимаемых жилых помещений в срок до 02.10.2023, а в срок до 31.03.2023 - осуществить снос дома.
Постановлением Администрации г.Ноябрьска от 19.04.2023г. № П-640 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>.
Во исполнение указанного постановления в адрес Кислицына А.С. 07.09.2023 направлен проект соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 2 034 000 руб., которое собственником жилого помещения не подписано.
Из акта проверки факта проживания от 06.10.2023, составленного отделом по работе с аварийным жилым фондом УЖО ДИО Администрации г. Ноябрьска следует, что по адресу: <адрес>, проживает Быстрова Т.В.
Разрешая требования встречного иска, руководствуясь положениями ст. 35 Конституции Российской Федерации, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 №346-П, которым утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2023 годах, суд исходил из того, что ввиду включения дома, где находится спорное жилое помещение в указанную региональную адресную программу, Быстрова Т.В. как собственник данного жилого помещения по своему выбору имеет право как на выкуп у него аварийного жилого помещения, так и на предоставление взамен аварийного другого жилого помещения в собственность, предъявлением встречного иска Быстрова Т.В. избрала способ реализации своих жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения в собственность. В связи с этим на основании норм ст.ст. 87, 98 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих требования к жилому помещению, предоставляемому взамен аварийного, суд пришел к выводу об удовлетворении встречных исковых требований о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить Быстровой Т.В. взамен спорной комнаты другого благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее спорного с учетом площади вспомогательных помещений - то есть не менее 32,9 кв.м, без возложения на собственника обязанности произвести доплату разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
Расчет площади предоставляемого помещения произведен верно, контррасчет ответчика (27,3 кв.м) ошибочен, так как не включает в себя коридоры, которыми очевидно пользуется ответчик.
Ввиду удовлетворения указанных требований встречного иска исковые требования Департамента об установлении возмещения (выкупной цены) за аварийное жилое помещение, принадлежащее Быстровой Т.В., оставлены судом без удовлетворения. И, как следствие, отказано в удовлетворении производных от указанного иных требований Департамента: о прекращении права собственности ответчика на жилое помещение, о признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образованием, о прекращении права пользования ответчиков жилым помещением и выселении без предоставления другого жилья с возложением обязанности передачи жилого помещения Департаменту, о взыскании судебной неустойки.
Выводы суда по указанным вопросам им в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, закону, в то время как апелляционная жалоба Департамента не позволяет признать их ошибочными.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе путем отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В соответствии с п. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд урегулирован положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с данной статьей жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч. 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8).
Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 № 346-П утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-ненецкого автономного округа в 2019-2024 (далее - региональная адресная программа).
Жилой дом по адресу: <адрес> включен в региональную адресную программу (под номером 239 перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017).
Региональной адресной программой предусмотрено, что источниками финансирования мероприятий данной программы являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонда ЖКХ), средства окружного бюджета.
В этой связи судебная коллегия находит верными выводы решения суда первой инстанции о том, что истец имеет право выбора способа защиты его жилищных прав путем получения компенсации за изымаемое жилое помещение либо путем предоставления жилого помещения в натуре. Обратившись в суд со встречным исковым заявлением о защите его жилищных прав путем предоставления взамен аварийного другого жилого помещения, Быстрова Т.В. реализовала указанное право, избрав способ обеспечения его жилищных прав путем предоставления другого благоустроенного жилого помещения взамен аварийного.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Департамент обязанности предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по площади аварийному, расположенное в черте г. Ноябрьска.
В приложении №3 к региональной адресной программе приведен План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017. В данном плане указаны источники финансирования программы, объемы денежных средств, предоставляемых из каждого источника, в целом, а также отдельно по каждому муниципальному образованию. Кроме того, указано о возмещении части стоимости жилых помещений, в том числе, за счет средств собственников жилых помещений. Однако размер таких средств составляет согласно Плану 0 рублей.
Таким образом, как правильно указано судом в решении, региональной адресной программой не предусмотрено осуществление финансирования ее мероприятий, в том числе, оплата стоимости (части стоимости) предоставляемых жилых помещений, собственниками изымаемого жилья.
В связи с этим суд обоснованно указал, что жилое помещение взамен аварийного должно быть предоставлено ответчику без возложения на него обязанности выплатить Департаменту разницу в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
В связи с тем, что в законе не содержится точного определения понятия равнозначности жилого помещения, предоставляемого собственнику при переселении из аварийного жилья, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (аналогия закона) должны применяться такие же критерии равнозначности, которые применяются к предоставлению жилых помещений нанимателю согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть речь идет, прежде всего, о равнозначности жилых помещений по общей площади. Кроме того, в соответствии с этой же нормой предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и находиться в его границах.
Судом приведенные требования закона при разрешении спора были выполнены, поскольку в резолютивной части решения указано, что предоставляемое жилое помещение должно иметь общую площадь не менее 32, 9 кв.м, то есть не менее общей площади спорной квартиры, а также должно быть благоустроенным и находиться в черте города Ноябрьска.
Не являются основанием для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что удовлетворив требования встречного искового заявления, суд должен был прекратить право собственности ответчика на аварийное жилое помещение, право пользования ответчика данным жилым помещением, признать право собственности на жилое помещение за муниципальным образованием.
В подпункте «л» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» даны разъяснения о том, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку в данном случае жилищные права собственника квартиры в аварийном доме подлежат обеспечению не путем выкупа, а путем предоставления другого равнозначного благоустроенного жилого помещения, в настоящее время такое жилое помещение Быстровой Т.В. не предоставлено, более того, орган местного самоуправления и не предлагал ему какое-либо жилое помещение взамен спорного, принятие судом решения о прекращении права собственности Быстровой Т.В. на спорную квартиру с прекращением права пользования ею, а также о признании права собственности муниципального образования на квартиру является преждевременным. Соответственно, преждевременно и разрешение вопроса о выселении ответчика из спорного жилого помещения с возложением на него обязанности передать жилое помещение по акту органу местного самоуправления, а также взыскание с ответчиков судебной неустойки.
В то же время, в случае возникновения в последующем между Департаментом и ответчиком спора относительно их переселения в другое жилое помещение, предоставляемое взамен спорной квартиры, этот спор может быть разрешен в отдельном производстве в случае обращения Департамента в суд с соответствующим исковым заявлением.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, поскольку судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значения по делу, установлены правильно и в полном объеме, указанные обстоятельства подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами, представленными в материалы дела, выводы суда первой инстанции не противоречат фактическим обстоятельствам дела, к спорным правоотношениям применен верный материальный закон, нарушений норм процессуального права влекущих отмену решения суда не допущено.
До рассмотрения дела по существу судом апелляционной инстанции, от прокурора г.Ноябрьска поступило заявление об отказе от апелляционного представления.
В соответствии с частью 1 статьи 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.
В силу прямого указания закона о принятии отказа от апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.
Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами (часть 3 статьи 326 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что заявление об отказе от апелляционного представления подано прокурором в письменном виде до вынесения судом апелляционного определения, поддержано прокурором в заседании, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по апелляционному представлению прокурора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 326, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ прокурора г.Ноябрьска от апелляционного представления на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.01.2024.
Апелляционное производство в этой части прекратить.
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.04.2024.
Председательствующий Р.В. Старовойтов
Судьи И.В. Кайгородова
М.В. Козлова
Гражд. дело № 2-96/2024
89RS0005-01-2023-003367-36
Апелл. дело № 33-989/2024
Судья Мизинова Л.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09.04.2024 г.Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Старовойтова Р.В.,
судей коллегии Кайгородовой И.В. и Козловой М.В.,
с участием прокурора Давыдовой Л.А.
при секретаре Бибиковой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Ноябрьска (далее - Департамент) - Сабитова И.Ф. на решение Ноябрьского городского суда от 11.01.2024
по иску Департамента к Быстровой Татьяне Владимировне об установлении выкупного возмещения за аварийное жилое помещение, прекращении права собственности и права пользования жилым помещением, выселении с передачей жилого помещения по акту приема-передачи, признании права муниципальной собственности, взыскании судебной неустойки, судебных расходов,
и по встречному иску Быстровой Т.В. к Департаменту о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения без доплаты.
Заслушав доклад судьи Старовойтова Р.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент обратился в суд с иском к Быстровой Т.В. с вышеуказанным иском. В обоснование указал, что ответчик с 29.01.2013 является собственником комнаты <адрес>, которое заключением МВК 02.10.2015 признано аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации города от 16.10.2015 (в редакции от 22.02.2023) установлены сроки отселения граждан до 02.10.2022 и сроки сноса дома до 31.03.2023. Постановлением администрации города от 19.04.2023 земельный участок и жилые помещения в доме <адрес> изъяты для муниципальных нужд. Несмотря на изъятие жилого помещения, истечение сроков отселения и сноса дома, ответчик соглашение о выкупе не заключила.
В связи с изложенным истец просил установить выкупную цену спорного жилого помещения в размере 2 034 000 рублей, прекратить права собственности и пользования аварийным жилым помещением, выселить с передачей жилого помещения по акту приема-передачи, взыскать судебную неустойку на случай неисполнения решения суда в размере 200 руб., судебные расходы в сумме 126 руб.
Ссылаясь на те же обстоятельства, ответчик обратился в суд со встречным иском к Департаменту, в котором просит обязать последний предоставить ему в собственность взамен изымаемого равнозначное благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 22,6 кв.м., отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте муниципального образования город Ноябрьск. В обоснование указала, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, вследствие чего она имеет право выбора между выкупом аварийного жилого помещения и предоставлением в собственность благоустроенного жилого помещения взамен аварийного.
В судебном заседании представитель департамента участия не принимал, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал на удовлетворении первоначального иска, с встречным иском не согласился.
Ответчик Быстрова Т.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении встречных требований.
Прокурор Бородина К.Н. в заключении полагала встречные исковые требования подлежащими удовлетворению, в удовлетворении первоначального иска просила отказать.
Решением Ноябрьского городского суда от 11.01.2024 встречные исковые требования удовлетворены.
На Департамент возложена обязанность предоставить в собственность Быстровой Татьяны Владимировны другое благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 32,9 кв.м., отвечающее техническим и санитарным требованиям, расположенное в черте муниципального образования город Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа, взамен принадлежащего ей на праве собственности аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без возмещения разницы в стоимости предоставляемого и аварийного жилого помещения..
В удовлетворении исковых требований Департамента отказано.
С таким решением не согласился представитель Департамента имущественных отношений Администрация г. Ноябрьск - Сабитов И.Ф. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, постановить новое об удовлетворении первоначального иска и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд, удовлетворив встречный иск, не признал право собственности на аварийное жилое помещение за муниципальным образованием город Ноябрьск, не прекратил право собственности на это жилое помещение ответчика, а также его право пользования жилым помещением, фактически лишь возложил на Департамент обязанность обеспечить ответчика другим жилым помещением. Также в апелляционной жалобе представитель истца ходатайствует о проверке решения суда первой инстанции в полном объеме, ссылаясь на осуществление Департаментом в рамках настоящего дела защиты публичных интересов.
По аналогичным основаниям подано прокурором г.Ноябрьска апелляционное представление.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Давыдова Л.А. полагала решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы. Относительно апелляционного представления заявила ходатайство о его отзыве, представила заявление прокурора г.Ноябрьска об отказе от представления.
Другие лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Сведения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что комната <адрес> принадлежит на праве собственности Быстровой Т.В., право собственности на квартиру за ним зарегистрировано 25.12.2008.
Заключением межведомственной комиссии от 02.10.2015 № 110 (1822) многоквартирный дом <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации муниципального образования город Ноябрьск от 16.10.2015 № 1033-з (в редакции от 22.02.2023) жилые помещения указанного многоквартирного дома включены в перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Ноябрьск. Собственникам предписано самостоятельно осуществить отселение из занимаемых жилых помещений в срок до 02.10.2023, а в срок до 31.03.2023 - осуществить снос дома.
Постановлением Администрации г.Ноябрьска от 19.04.2023г. № П-640 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>.
Во исполнение указанного постановления в адрес Кислицына А.С. 07.09.2023 направлен проект соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 2 034 000 руб., которое собственником жилого помещения не подписано.
Из акта проверки факта проживания от 06.10.2023, составленного отделом по работе с аварийным жилым фондом УЖО ДИО Администрации г. Ноябрьска следует, что по адресу: <адрес>, проживает Быстрова Т.В.
Разрешая требования встречного иска, руководствуясь положениями ст. 35 Конституции Российской Федерации, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 №346-П, которым утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019-2023 годах, суд исходил из того, что ввиду включения дома, где находится спорное жилое помещение в указанную региональную адресную программу, Быстрова Т.В. как собственник данного жилого помещения по своему выбору имеет право как на выкуп у него аварийного жилого помещения, так и на предоставление взамен аварийного другого жилого помещения в собственность, предъявлением встречного иска Быстрова Т.В. избрала способ реализации своих жилищных прав путем предоставления другого жилого помещения в собственность. В связи с этим на основании норм ст.ст. 87, 98 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих требования к жилому помещению, предоставляемому взамен аварийного, суд пришел к выводу об удовлетворении встречных исковых требований о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить Быстровой Т.В. взамен спорной комнаты другого благоустроенного жилого помещения, общей площадью не менее спорного с учетом площади вспомогательных помещений - то есть не менее 32,9 кв.м, без возложения на собственника обязанности произвести доплату разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
Расчет площади предоставляемого помещения произведен верно, контррасчет ответчика (27,3 кв.м) ошибочен, так как не включает в себя коридоры, которыми очевидно пользуется ответчик.
Ввиду удовлетворения указанных требований встречного иска исковые требования Департамента об установлении возмещения (выкупной цены) за аварийное жилое помещение, принадлежащее Быстровой Т.В., оставлены судом без удовлетворения. И, как следствие, отказано в удовлетворении производных от указанного иных требований Департамента: о прекращении права собственности ответчика на жилое помещение, о признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образованием, о прекращении права пользования ответчиков жилым помещением и выселении без предоставления другого жилья с возложением обязанности передачи жилого помещения Департаменту, о взыскании судебной неустойки.
Выводы суда по указанным вопросам им в решении подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, закону, в то время как апелляционная жалоба Департамента не позволяет признать их ошибочными.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе путем отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В соответствии с п. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд урегулирован положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с данной статьей жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч. 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8).
Федеральный закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 № 346-П утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-ненецкого автономного округа в 2019-2024 (далее - региональная адресная программа).
Жилой дом по адресу: <адрес> включен в региональную адресную программу (под номером 239 перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017).
Региональной адресной программой предусмотрено, что источниками финансирования мероприятий данной программы являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонда ЖКХ), средства окружного бюджета.
В этой связи судебная коллегия находит верными выводы решения суда первой инстанции о том, что истец имеет право выбора способа защиты его жилищных прав путем получения компенсации за изымаемое жилое помещение либо путем предоставления жилого помещения в натуре. Обратившись в суд со встречным исковым заявлением о защите его жилищных прав путем предоставления взамен аварийного другого жилого помещения, Быстрова Т.В. реализовала указанное право, избрав способ обеспечения его жилищных прав путем предоставления другого благоустроенного жилого помещения взамен аварийного.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Департамент обязанности предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по площади аварийному, расположенное в черте г. Ноябрьска.
В приложении №3 к региональной адресной программе приведен План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01.01.2017. В данном плане указаны источники финансирования программы, объемы денежных средств, предоставляемых из каждого источника, в целом, а также отдельно по каждому муниципальному образованию. Кроме того, указано о возмещении части стоимости жилых помещений, в том числе, за счет средств собственников жилых помещений. Однако размер таких средств составляет согласно Плану 0 рублей.
Таким образом, как правильно указано судом в решении, региональной адресной программой не предусмотрено осуществление финансирования ее мероприятий, в том числе, оплата стоимости (части стоимости) предоставляемых жилых помещений, собственниками изымаемого жилья.
В связи с этим суд обоснованно указал, что жилое помещение взамен аварийного должно быть предоставлено ответчику без возложения на него обязанности выплатить Департаменту разницу в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений.
В связи с тем, что в законе не содержится точного определения понятия равнозначности жилого помещения, предоставляемого собственнику при переселении из аварийного жилья, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (аналогия закона) должны применяться такие же критерии равнозначности, которые применяются к предоставлению жилых помещений нанимателю согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть речь идет, прежде всего, о равнозначности жилых помещений по общей площади. Кроме того, в соответствии с этой же нормой предоставляемое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и находиться в его границах.
Судом приведенные требования закона при разрешении спора были выполнены, поскольку в резолютивной части решения указано, что предоставляемое жилое помещение должно иметь общую площадь не менее 32, 9 кв.м, то есть не менее общей площади спорной квартиры, а также должно быть благоустроенным и находиться в черте города Ноябрьска.
Не являются основанием для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что удовлетворив требования встречного искового заявления, суд должен был прекратить право собственности ответчика на аварийное жилое помещение, право пользования ответчика данным жилым помещением, признать право собственности на жилое помещение за муниципальным образованием.
В подпункте «л» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» даны разъяснения о том, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку в данном случае жилищные права собственника квартиры в аварийном доме подлежат обеспечению не путем выкупа, а путем предоставления другого равнозначного благоустроенного жилого помещения, в настоящее время такое жилое помещение Быстровой Т.В. не предоставлено, более того, орган местного самоуправления и не предлагал ему какое-либо жилое помещение взамен спорного, принятие судом решения о прекращении права собственности Быстровой Т.В. на спорную квартиру с прекращением права пользования ею, а также о признании права собственности муниципального образования на квартиру является преждевременным. Соответственно, преждевременно и разрешение вопроса о выселении ответчика из спорного жилого помещения с возложением на него обязанности передать жилое помещение по акту органу местного самоуправления, а также взыскание с ответчиков судебной неустойки.
В то же время, в случае возникновения в последующем между Департаментом и ответчиком спора относительно их переселения в другое жилое помещение, предоставляемое взамен спорной квартиры, этот спор может быть разрешен в отдельном производстве в случае обращения Департамента в суд с соответствующим исковым заявлением.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда, поскольку судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значения по делу, установлены правильно и в полном объеме, указанные обстоятельства подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами, представленными в материалы дела, выводы суда первой инстанции не противоречат фактическим обстоятельствам дела, к спорным правоотношениям применен верный материальный закон, нарушений норм процессуального права влекущих отмену решения суда не допущено.
До рассмотрения дела по существу судом апелляционной инстанции, от прокурора г.Ноябрьска поступило заявление об отказе от апелляционного представления.
В соответствии с частью 1 статьи 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.
В силу прямого указания закона о принятии отказа от апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению.
Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами (часть 3 статьи 326 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что заявление об отказе от апелляционного представления подано прокурором в письменном виде до вынесения судом апелляционного определения, поддержано прокурором в заседании, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости прекращения производства по апелляционному представлению прокурора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 326, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ прокурора г.Ноябрьска от апелляционного представления на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.01.2024.
Апелляционное производство в этой части прекратить.
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.04.2024.
Председательствующий Р.В. Старовойтов
Судьи И.В. Кайгородова
М.В. Козлова