Решение по делу № 3-8/2012 (3-182/2011;) от 16.12.2011

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес>вой суд в составе:

председательствующего судьи Мертиковой В.А.

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора ФИО1 края об оспаривании Положения о департаменте по тарифам ФИО1 края, утвержденного постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-па, в части,

у с т а н о в и л :

Прокурор ФИО1 края обратился в суд с указанным заявлением, сославшись на то, что постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-па (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о департаменте по тарифам ФИО1 края (далее – Положение), которое в части не соответствует требованиям федерального законодательства. Подпунктом 8 пункта 9.2 Положения к полномочиям департамента в сфере исполнения Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» отнесены вопросы осуществления контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса.

Прокурор полагал, что указанная норма не соответствует части 3 статьи 17.1 названного Федерального закона в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части правомерности и обоснованности установления и изменения органами регулирования муниципальных образований надбавок к ценам (тарифам), предусмотренных частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, и применения тарифов и надбавок, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 4 и частью 2 статьи 5 указанного Федерального закона (региональный государственный контроль (надзор). Прокурор просил суд признать подпункт 8 пункта 9.2 Положения противоречащим закону и недействующим с ДД.ММ.ГГГГ.

Также прокурором были заявлены требования о признании противоречащими закону и недействующими с ДД.ММ.ГГГГ подпунктов 9 и 10 пункта 8, подпунктов 4 и 7 пункта 9.4 Положения.

В период рассмотрения дела судом ФИО1 края были внесены изменения в оспариваемый нормативный правовой акт, в связи с чем определением ФИО1 краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части оспаривания прокурором подпунктов 9, 10 пункта 8 и подпунктов 4, 7 пункта 9.4 Положения прекращено.

ДД.ММ.ГГГГ прокурор изменил требования, просил суд признать недействующим и противоречащим части 3 статьи 17.1 вышеназванного Федерального закона подпункт 11 пункта 9.2 Положения, введенный в действие постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-па, в соответствии с которым департамент по тарифам осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, со дня принятия.

В судебном заседании прокурор настаивал на измененных требованиях, указал, что полномочия департамента по региональному государственному контролю (надзору) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, изложенные в подпункте 11 пункта 9.2 Положения необоснованно расширены.

ФИО1 края с заявлением прокурора не согласился, указал, что пунктом 2.3 постановления ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-па «О внесении изменений в постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-па «О переименовании региональной энергетической комиссии ФИО1 края и об утверждении Положения о департаменте по тарифам ФИО1 края» пункт 9.2 Положения о департаменте по тарифам ФИО1 края дополнен подпунктом 11, в соответствии с которым департамент по тарифам ФИО1 края осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе. Подпункт 8 пункта 9.2 Положения, предусматривающий полномочие департамента по осуществлению контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса соответствует части 3 статьи 3.1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил осуществления контроля за соблюдением организациями коммунального комплекса стандартов раскрытия информации».

Что касается подпункта 11 пункта 9.2 Положения, то эта норма соответствует подпунктам 55 и 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют региональный государственный контроль (надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, что означает, что указанный орган не может осуществлять иного вида контроля, чем региональный. Также объем полномочий в указанной области определен Правилами осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Учитывая особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, их публичный характер, суд полагает, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором фактически были заявлены дополнительные требования, поэтому суд не связан позицией прокурора о пределах рассмотрения заявления и обязан проверить на соответствие федеральному закону как подпункт 11, так и подпункт 8 пункта 9.2 Положения о департаменте по тарифам ФИО1 края.

В соответствии с пунктом «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

На основании пункта 6 статьи 36, частей 3, 4 статьи 45 Устава ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ и в пределах предоставленных полномочий ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 края принято постановление №-па «О переименовании региональной энергетической комиссии ФИО1 края и об утверждении Положения о департаменте по тарифам ФИО1 края», которое опубликовано в издании «Приморская газета» № (123) от ДД.ММ.ГГГГ.

Положение определяет задачи, порядок формирования и полномочия департамента по тарифам ФИО1 края.

Подпунктом 8 пункта 9.2 Положения установлено, что во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» департамент в целях реализации возложенных на него задач осуществляет контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса; а также осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе (подпункт 11 пункта 9.2).

В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Частью 3 статьи 3.1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлено, что контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Проанализировав содержание подпункта 8 пункта 9.2 Положения о департаменте, суд полагает, что оно полностью соответствует требованиям вышеназванной нормы Федерального закона, поэтому требования прокурора в указанной части подлежат оставлению без удовлетворения.

В отношении требований о признании противоречащим закону подпункта 11 пункта 9.2 Положения, суд считает возможным удовлетворить заявление прокурора по следующим основаниям.

Статьей 17 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» определены виды государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе: федеральный, осуществляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и региональный, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласно их компетенции в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Подпунктами 2, 2.1 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), отнесены организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора); а также организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопроса осуществления регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пределы осуществления полномочий органа власти субъекта в указанной области определены частью 3 статьи 17.1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Однако, установив в подпункте 11 пункта 9.2 оспариваемого Положения полномочие департамента по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе законодатель субъекта безосновательно расширил полномочия органа исполнительной власти субъекта по осуществлению регионального государственного контроля, чем это установлено частью 3 статьи 17.1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Суд не принимает во внимание довод ФИО1 края о том, что толкование подпункта 11 Положения не позволяет органу власти субъекта осуществлять иные полномочия по региональному государственному контролю, кроме перечисленных в части 3 статьи 17 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», поскольку к полномочиям органа исполнительной власти субъекта также могут быть отнесены организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемая норма противоречит части 3 статьи 17.1 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а потому, в силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежит признанию недействующей.

Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора ФИО1 края удовлетворить частично.

Признать недействующим подпункт 11 пункта 9.2 Положения о департаменте по тарифам ФИО1 края, утвержденного постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-па (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать ФИО1 края опубликовать сообщение о решении суда в газете «Приморская газета» по вступлении решения суда в законную силу.

В удовлетворении заявления прокурора ФИО1 края в части признания недействующим подпункта 8 пункта 9.2 Положения о департаменте по тарифам ФИО1 края, утвержденного постановлением ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ №-па (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление прокурора в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через <адрес>вой суд.

Председательствующий В.А. Мертикова

3-8/2012 (3-182/2011;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура ПК
Другие
Департамент по тарифам
Администрация ПК
Суд
Приморский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
16.12.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2011Передача материалов судье
19.12.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2012Судебное заседание
18.01.2012Судебное заседание
23.01.2012Судебное заседание
06.02.2012Судебное заседание
06.02.2012
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее