Решение по делу № 2-2394/2023 от 13.02.2023

Дело № 2-2394/2023

УИД 39RS0002-01-2023-001070-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 апреля 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ивонинской И.Л.,

при секретаре Моздыган М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л. к ОСФР по Калининградской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Л. обратился в суд с выше указанным исковым заявлением, указав, что 14.01.2022 он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением ответчика в установлении льготной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа не менее 30 лет. По подсчетам ответчика по состоянию на дату обращения специальный стаж (медицинская деятельность) составил 25 лет 06 месяцев 13 дней. При этом пенсионным органом из льготного медицинского стажа был исключен период работы с 13.03.1992 по 30.06.1995 в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи в городской станции скорой медицинской помощи г. Караганда Республики Казахстан, в связи с тем, что от уполномоченного органа не поступил Формуляр «О стаже работы»; периоды работы с 07.04.2008 по 04.05.2008, с 27.05.2008 по 27.05.2008, с 18.01.2009 по 04.04.2009 в Калининградской психиатрической больнице, поскольку сведения о стаже представлены работодателем без кода льготы. С данным решением истец не согласен, просил включить в страховой и специальный медицинский стаж следующие периоды работы: с 13.03.1992 по 30.06.1995 в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи г. Караганда Республики Казахстан; с 07.04.2008 по 04.05.2008 – период командировки в Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова и курсы повышения квалификации по специальности «Трансфузиология»; с 27.05.2008 по 27.05.2008 – командировка в г. Москва в ФГУ «Научный центр Акушерства и Гинекологии и Перинатологии им. В.И. Кулакова Росмедтехнологий на конференцию «Методы гемафеза и квантовая терапия в клинической медицине»; с 18.01.2009 по 04.04.2009 – командировка в г. Санкт-Петербург на курсы повышения квалификации в виде очного цикла усовершенствования «Психиатрия» в ГОУ ДПО СПбМАПО Росздрава. Также просил взыскать в его пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Гуков И.И. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Садкова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать по мотивам, приведенным в письменном отзыве на иск. Полагала, что оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов работы не имеется.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 14.01.2022 Л. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от < Дата > № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика в установлении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального медицинского стажа 30 лет. Так, по подсчетам пенсионного органа льготный стаж составил 25 лет 06 месяцев 13 дней.

Отказывая во включении в страховой и специальный стаж периода работы Л. с < Дата > по < Дата > в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи в городской станции скорой медицинской помощи < адрес > Республики Казахстан, пенсионный орган исходил из того, что Формуляр «О стаже работы» компетентными органами государств-членов ЕАЭС не поступил.

Рассматривая заявленные требования истца суд приходит к следующему.

Как следует из трудовой книжки истца, < Дата > на основании приказа -к от < Дата > Л. был принят на должность врача скорой и неотложной медицинской помощи на Октябрьскую подстанцию Городской станции скорой медицинской помощи < адрес >. В указанной должности истец проработал до < Дата >. (приказ -к от < Дата >).

Согласно архивной справке от < Дата > , в книге приказов Городской клинической больницы скорой медицинской помощи имеются сведения о принятии на работу Л. на должность врача скорой и неотложной медицинской помощи на Октябрьскую подстанцию с < Дата >. Уволен по статье 32 КЗОТ Каз.СССР по собственному желанию в связи с выездом в Россию (приказ по ГУ «Областной центр скорой медицинской помощи» -к от < Дата >).

Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от < Дата > № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от < Дата > № 400-ФЗ).

С < Дата > вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от < Дата >, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п.1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п.2).

В целях реализации Соглашения решением Совета Евразийской экономической комиссии от < Дата > утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.

В соответствии с названным Порядком для определения права на пенсию с применением п.2 ст. 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (ч.9). Компетентный орган государства-члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос (ч.10).

Компетентным органом в < адрес >, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения, определено АО «Единый накопительный пенсионный фонд».

По сведениям пенсионного органа компетентным органом Республики Казахстан формуляр «О стаже работы» на запрос ПФР не представлен, таким образом, стаж работы истца не подтвержден.

Вместе с тем в силу ст. 12 Соглашения от < Дата > назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы,

за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от < Дата >, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения от < Дата >.

Под пенсионным стажем в Российской Федерации понимается период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров.

Так, в статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от < Дата > провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Казахская Советская Социалистическая Республика (статья 71).

Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от < Дата >).

Пенсионное обеспечение граждан СССР в период до < Дата > регулировалось Законом СССР от < Дата > «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от < Дата > , в соответствие с которыми работа на территории, в том числе, Казахской ССР, засчитывалась в стаж работы.

Таким образом, суд полагает, что к спорным отношениям нормы Соглашения от < Дата > должны применяться в системном единстве и взаимосвязи с нормами Федерального закона от < Дата > N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и положениями законодательства, действовавшего в период работы истца в СССР, периоды работы в котором учитываются на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Соглашения от < Дата > пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от < Дата > №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от < Дата > №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч.2).

Аналогичные положения были предусмотрены Федеральным законом от < Дата > № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период с < Дата > до < Дата >.

Таким образом, периоды работы, имевшие место за пределами Российской Федерации до < Дата >, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденных приказом Министерства труда и социального обеспечения от < Дата > , трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы. Основным документом, подтверждающим стаж работы является трудовая книжка.

Таким образом, периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после < Дата > могут быть включены в подсчет страхового стажа только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства.

Распоряжением Правления ПФР от < Дата > р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от < Дата >, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от < Дата >, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после < Дата > могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от < Дата > подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В любом случае документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, является, прежде всего, трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с новым Федеральным законом продолжают применяться нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), в части, ему не противоречащей.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который действует с 1 января 2015 г.

Пунктом 6 названного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

До 1 января 2015 г. действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановления Минтруда РФ N 16, Пенсионного Фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002 г.

Из положений пункта 13 указанного Перечня следует, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.

В соответствии с Указанием Минсоцзащиты РФ от 20 августа 1992 г. N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах, в которых выплачивалась сумма заработка. Предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.

Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.

В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.

Таким образом, суд полагает, что спорный период подлежит включению в страховой стаж, дающий право на назначении страховой пенсии.

Что касается включения указанного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список должностей и учреждений), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).

В названном Списке должностей и учреждений указаны врачи-специалисты всех наименований.

В пункте 16 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений поименованы станции скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи.

Согласно архивной справке от 25.03.2021 представлены сведения о реорганизации Городской станции скорой медицинской помощи г. Караганды: с 01.01.1991 в Городскую станцию скорой медицинской помощи, с 01.01.1995 в Государственное учреждение «Областной центр скорой медицинской помощи».

При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о законности требований истца об обязании ответчика включить в специальный стаж период работы с 13.03.1992 по 30.06.1995 в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи в городской станции скорой медицинской помощи г. Караганда Республики Казахстан.

Разрешая требования иска в части включения в специальный стаж периодов нахождения Л. в командировке с 07.04.2008 по 04.05.2008, с 27.05.2008 по 27.05.2008, с 18.01.2009 по 04.04.2009, суд приходит к выводу об их законности и обоснованности.

Судом установлено и подтверждено приказом от < Дата >, что в период с < Дата > по < Дата > врача – психиатра 2 отделения ФГУ «Калининградская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Л. командировали на очный цикл усовершенствования «Психиатрия» в г. Санкт-Петербург, ГОУ ДПО СПбМАПО Росздрава.

Приказом от < Дата > врача-психиатра Л. командировали в < адрес > в ФГУ «Научный центр Акушерства Гинекологии и Перинатологии им. В.И. Кулакова Росмедтехнологий» на конференцию «Методы гемафеза и квантовая терапия в клинической медицине» на < Дата >.

Приказом от < Дата > врача-психиатра Л. командировали в Санкт-петербургский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова для обучения по специальности «трансфузиология» с 07.04.2008 по 04.05.2008.

Так, согласно статье 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

На основании ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.

Таким образом, период нахождения в командировке приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанную командировку, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Учитывая изложенное, исковые требования Л. о возложении на пенсионный орган обязанности включить в его страховой и специальный стаж период работы с 13.03.1992 по 30.06.1995 в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи в городской станции скорой медицинской помощи г. Караганда Республики Казахстан; периоды направления в командировку с 07.04.2008 по 04.05.2008, с 27.05.2008 по 27.05.2008, с 18.01.2009 по 04.04.2009 являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

В силу вышеприведенной нормы права с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Л. удовлетворить.

Обязать ОСФР по Калининградской области (ОГРН 1023900775580) включить в страховой и специальный стаж Л., < Дата > года рождения (СНИЛС 017-972-405 70) следующие периоды работы:

- с 13.03.1992 по 30.06.1995 в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи в городской станции скорой медицинской помощи г. Караганда Республики Казахстан;

- с 07.04.2008 по 04.05.2008, с 27.05.2008 по 27.05.2008, с 18.01.2009 по 04.04.2009 – периоды нахождения командировке.

Взыскать с ОСФР по Калининградской области (ОГРН 1023900775580) в пользу Л., < Дата > года рождения (СНИЛС 017-972-405 70) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья И.Л. Ивонинская

Мотивированное решение суда изготовлено 17 апреля 2023 года.

Дело № 2-2394/2023

УИД 39RS0002-01-2023-001070-91

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 апреля 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Ивонинской И.Л.,

при секретаре Моздыган М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Л. к ОСФР по Калининградской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Л. обратился в суд с выше указанным исковым заявлением, указав, что 14.01.2022 он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением ответчика в установлении льготной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа не менее 30 лет. По подсчетам ответчика по состоянию на дату обращения специальный стаж (медицинская деятельность) составил 25 лет 06 месяцев 13 дней. При этом пенсионным органом из льготного медицинского стажа был исключен период работы с 13.03.1992 по 30.06.1995 в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи в городской станции скорой медицинской помощи г. Караганда Республики Казахстан, в связи с тем, что от уполномоченного органа не поступил Формуляр «О стаже работы»; периоды работы с 07.04.2008 по 04.05.2008, с 27.05.2008 по 27.05.2008, с 18.01.2009 по 04.04.2009 в Калининградской психиатрической больнице, поскольку сведения о стаже представлены работодателем без кода льготы. С данным решением истец не согласен, просил включить в страховой и специальный медицинский стаж следующие периоды работы: с 13.03.1992 по 30.06.1995 в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи г. Караганда Республики Казахстан; с 07.04.2008 по 04.05.2008 – период командировки в Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова и курсы повышения квалификации по специальности «Трансфузиология»; с 27.05.2008 по 27.05.2008 – командировка в г. Москва в ФГУ «Научный центр Акушерства и Гинекологии и Перинатологии им. В.И. Кулакова Росмедтехнологий на конференцию «Методы гемафеза и квантовая терапия в клинической медицине»; с 18.01.2009 по 04.04.2009 – командировка в г. Санкт-Петербург на курсы повышения квалификации в виде очного цикла усовершенствования «Психиатрия» в ГОУ ДПО СПбМАПО Росздрава. Также просил взыскать в его пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Гуков И.И. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Садкова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать по мотивам, приведенным в письменном отзыве на иск. Полагала, что оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов работы не имеется.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 14.01.2022 Л. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от < Дата > № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика в установлении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального медицинского стажа 30 лет. Так, по подсчетам пенсионного органа льготный стаж составил 25 лет 06 месяцев 13 дней.

Отказывая во включении в страховой и специальный стаж периода работы Л. с < Дата > по < Дата > в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи в городской станции скорой медицинской помощи < адрес > Республики Казахстан, пенсионный орган исходил из того, что Формуляр «О стаже работы» компетентными органами государств-членов ЕАЭС не поступил.

Рассматривая заявленные требования истца суд приходит к следующему.

Как следует из трудовой книжки истца, < Дата > на основании приказа -к от < Дата > Л. был принят на должность врача скорой и неотложной медицинской помощи на Октябрьскую подстанцию Городской станции скорой медицинской помощи < адрес >. В указанной должности истец проработал до < Дата >. (приказ -к от < Дата >).

Согласно архивной справке от < Дата > , в книге приказов Городской клинической больницы скорой медицинской помощи имеются сведения о принятии на работу Л. на должность врача скорой и неотложной медицинской помощи на Октябрьскую подстанцию с < Дата >. Уволен по статье 32 КЗОТ Каз.СССР по собственному желанию в связи с выездом в Россию (приказ по ГУ «Областной центр скорой медицинской помощи» -к от < Дата >).

Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от < Дата > № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от < Дата > № 400-ФЗ).

С < Дата > вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от < Дата >, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п.1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (п.2).

В целях реализации Соглашения решением Совета Евразийской экономической комиссии от < Дата > утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств – членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.

В соответствии с названным Порядком для определения права на пенсию с применением п.2 ст. 7 Соглашения компетентный орган государства-члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства-члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (ч.9). Компетентный орган государства-члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства-члена, направившего запрос (ч.10).

Компетентным органом в < адрес >, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения, определено АО «Единый накопительный пенсионный фонд».

По сведениям пенсионного органа компетентным органом Республики Казахстан формуляр «О стаже работы» на запрос ПФР не представлен, таким образом, стаж работы истца не подтвержден.

Вместе с тем в силу ст. 12 Соглашения от < Дата > назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы,

за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от < Дата >, а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором о сотрудничестве в области социального обеспечения от < Дата >.

Под пенсионным стажем в Российской Федерации понимается период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров.

Так, в статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от < Дата > провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Казахская Советская Социалистическая Республика (статья 71).

Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от < Дата >).

Пенсионное обеспечение граждан СССР в период до < Дата > регулировалось Законом СССР от < Дата > «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от < Дата > , в соответствие с которыми работа на территории, в том числе, Казахской ССР, засчитывалась в стаж работы.

Таким образом, суд полагает, что к спорным отношениям нормы Соглашения от < Дата > должны применяться в системном единстве и взаимосвязи с нормами Федерального закона от < Дата > N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и положениями законодательства, действовавшего в период работы истца в СССР, периоды работы в котором учитываются на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Соглашения от < Дата > пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от < Дата > №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от < Дата > №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч.2).

Аналогичные положения были предусмотрены Федеральным законом от < Дата > № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период с < Дата > до < Дата >.

Таким образом, периоды работы, имевшие место за пределами Российской Федерации до < Дата >, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденных приказом Министерства труда и социального обеспечения от < Дата > , трудовой стаж устанавливается на основании документов, выданных с места работы, службы. Основным документом, подтверждающим стаж работы является трудовая книжка.

Таким образом, периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после < Дата > могут быть включены в подсчет страхового стажа только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства.

Распоряжением Правления ПФР от < Дата > р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от < Дата >, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от < Дата >, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после < Дата > могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от < Дата > подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В любом случае документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, является, прежде всего, трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с новым Федеральным законом продолжают применяться нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), в части, ему не противоречащей.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который действует с 1 января 2015 г.

Пунктом 6 названного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

До 1 января 2015 г. действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановления Минтруда РФ N 16, Пенсионного Фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002 г.

Из положений пункта 13 указанного Перечня следует, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.

В соответствии с Указанием Минсоцзащиты РФ от 20 августа 1992 г. N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах, в которых выплачивалась сумма заработка. Предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.

Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.

В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.

Таким образом, суд полагает, что спорный период подлежит включению в страховой стаж, дающий право на назначении страховой пенсии.

Что касается включения указанного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список должностей и учреждений), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).

В названном Списке должностей и учреждений указаны врачи-специалисты всех наименований.

В пункте 16 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений поименованы станции скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи.

Согласно архивной справке от 25.03.2021 представлены сведения о реорганизации Городской станции скорой медицинской помощи г. Караганды: с 01.01.1991 в Городскую станцию скорой медицинской помощи, с 01.01.1995 в Государственное учреждение «Областной центр скорой медицинской помощи».

При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о законности требований истца об обязании ответчика включить в специальный стаж период работы с 13.03.1992 по 30.06.1995 в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи в городской станции скорой медицинской помощи г. Караганда Республики Казахстан.

Разрешая требования иска в части включения в специальный стаж периодов нахождения Л. в командировке с 07.04.2008 по 04.05.2008, с 27.05.2008 по 27.05.2008, с 18.01.2009 по 04.04.2009, суд приходит к выводу об их законности и обоснованности.

Судом установлено и подтверждено приказом от < Дата >, что в период с < Дата > по < Дата > врача – психиатра 2 отделения ФГУ «Калининградская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Л. командировали на очный цикл усовершенствования «Психиатрия» в г. Санкт-Петербург, ГОУ ДПО СПбМАПО Росздрава.

Приказом от < Дата > врача-психиатра Л. командировали в < адрес > в ФГУ «Научный центр Акушерства Гинекологии и Перинатологии им. В.И. Кулакова Росмедтехнологий» на конференцию «Методы гемафеза и квантовая терапия в клинической медицине» на < Дата >.

Приказом от < Дата > врача-психиатра Л. командировали в Санкт-петербургский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова для обучения по специальности «трансфузиология» с 07.04.2008 по 04.05.2008.

Так, согласно статье 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

На основании ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.

Таким образом, период нахождения в командировке приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанную командировку, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Учитывая изложенное, исковые требования Л. о возложении на пенсионный орган обязанности включить в его страховой и специальный стаж период работы с 13.03.1992 по 30.06.1995 в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи в городской станции скорой медицинской помощи г. Караганда Республики Казахстан; периоды направления в командировку с 07.04.2008 по 04.05.2008, с 27.05.2008 по 27.05.2008, с 18.01.2009 по 04.04.2009 являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.

В силу вышеприведенной нормы права с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Л. удовлетворить.

Обязать ОСФР по Калининградской области (ОГРН 1023900775580) включить в страховой и специальный стаж Л., < Дата > года рождения (СНИЛС 017-972-405 70) следующие периоды работы:

- с 13.03.1992 по 30.06.1995 в должности врача скорой и неотложной медицинской помощи в городской станции скорой медицинской помощи г. Караганда Республики Казахстан;

- с 07.04.2008 по 04.05.2008, с 27.05.2008 по 27.05.2008, с 18.01.2009 по 04.04.2009 – периоды нахождения командировке.

Взыскать с ОСФР по Калининградской области (ОГРН 1023900775580) в пользу Л., < Дата > года рождения (СНИЛС 017-972-405 70) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья И.Л. Ивонинская

Мотивированное решение суда изготовлено 17 апреля 2023 года.

2-2394/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Лаптев Владимир Алексеевич
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Калининградской области
Другие
Гуков Илья Игоревич
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Ивонинская Ирина Леонидовна
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2023Передача материалов судье
17.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.03.2023Предварительное судебное заседание
10.04.2023Судебное заседание
17.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее