УИД: 91RS0004-01-2024-008108-03
дело № 12-362/2024
Р Е Ш Е Н И Е
21 августа 2024 года город Симферополь
Судья Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым Цыкуренко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора города Алушты на постановление Инспекции по труду Республики Крым № 235-01-71/2024-2034-5 о прекращении административного производства от 28.05.2024 года в отношении Администрации города Алушта Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением Инспекции по труду Республики Крым № 235-01-71/2024-2034-5 от 28.05.2024 года прекращено административное производство в отношении Администрации города Алушта Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
19.06.2024 года заместителем прокурора города Алушты подан протест на постановление Инспекции по труду Республики Крым № 235-01-71/2024-2034-5 о прекращении административного производства от 28.05.2024 года в отношении Администрации города Алушта Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Протест мотивирован тем, что прокуратурой города при осуществлении надзорной деятельности изучено поступившее 06.06.2024 постановление № 235-01-71/2024-2034-5 о прекращении административного производства от 28.05.2024 заместителя заведующего отделом - главного государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдение трудового законодательства Инспекции по труду Республики Крым ФИО3, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Администрации города Алушты Республики Крым (зарегистрированного по адресу: 298516, Республика Крым, город Алушта, площадь Советская, дом 1; ИНН: 9101003371; КПП: 910101001; ОГРН: 1149102091610), в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Изучив постановление по делу об административном правонарушении вынесенное должностным лицом, прокурор полагает, что оно является незаконным и подлежит отмене.
По результатам надзорной деятельности установлено, что 04.08.2023 в Администрацию города Алушты Республики Крым поступило поданное ФИО1 заявление о выдаче ему документа, связанного с работой в виде служебной характеристики за период работы в должности муниципальной службы начальника отдела правового обеспечения деятельности администрации юридического управления. На момент подачи заявления ФИО1 являлся работником Администрации города Алушты Республики Крым. Таким образом, на Администрацию города Алушты Республики Крым распространялись права и обязанности в трудовых отношениях с ним. Вопреки установленным требованиям трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе органом местного самоуправления как работодателем не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления работника документ, связанный с работой, вышеуказанному муниципальному служащему не выдан. Законодательством об административных правонарушениях за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права предусмотрена административная ответственность по статье 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем, постановлением № 235-01-71/2024-2034-5 о прекращении административного производства от 28.05.2024 заместителя заведующего отделом - главного государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдение трудового законодательства Инспекции по труду Республики Крым ФИО3, прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Алушты Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В связи с чем прокурор просит постановление № 235-01-71/2024-2034-5 о прекращении административного производства от 28.05.2024 заместителя заведующего отделом - главного государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдение трудового законодательства Инспекции по труду Республики Крым ФИО3, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Алушты Республики Крым в связи с отсутствием состава административного правонарушения по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, отменить и возвратить дело на новое рассмотрение.
Определением Киевского районного суда города Симферополя от 04.07.2024 года восстановлен заместителю прокурора города Алушты срок для подачи протеста на постановление Инспекции по труду Республики Крым № 235-01-71/2024-2034-5 о прекращении административного производства от 28.05.2024 года в отношении Администрации города Алушта Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Прокурор в судебном заседании поддержал доводы протеста, просил удовлетворить.
Иные лица не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме и доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 указанного Кодекса).
В силу закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При этом примечанием к статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Как предусмотрено ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья не связан доводами жалобы, а проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 Кодекса).
Судом установлено, и как следует из материалов дела, 04.08.2023 года в Администрацию города Алушты Республики Крым поступило поданное ФИО1 заявление о выдаче ему документа, связанного с работой в виде служебной характеристики за период работы в должности муниципальной службы начальника отдела правового обеспечения деятельности администрации юридического управления.
На момент подачи заявления ФИО1 являлся работником Администрации города Алушты Республики Крым.
ФИО1 как физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем в лице Администрации города Алушты Республики Крым и являясь муниципальным служащим, имел право в том числе на ознакомление с отзывами о своей профессиональной деятельности и выдачу служебной характеристики.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из положений части 7 статьи 11 ТК РФ следует, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) ведение личного дела муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном для ведения личного дела государственного гражданского служащего. Данный порядок установлен указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. N 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» (далее Положение).
Перечень документов, приобщенных к личному делу установлен п.16 Положения. Служебная характеристика к числу таких документов не отнесена.
Согласно ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется) в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется); справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Таким образом, работодатель обязан выдать работнику копии, имеющихся у него документов.
Необходимо учитывать, что помимо названных в части 1 статьи 62 ТК РФ документов, работодатель обязан по письменному требованию работника выдать ему и другие документы, связанные с его работой у работодателя, если они необходимы для реализации тех или иных прав.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации ТК РФ» под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).
В ряде случаев для поступления на работу в другую организацию работнику необходимо представить не просто справку о прежней работе, а развернутую характеристику с прежнего места работы.
Исходя этого, содержащаяся в статье 62 ТК РФ норма об обязанности выдать работнику в случае возникновения такой потребности справку о работе подразумевает обязанность работодателя выдать работнику по его требованию и служебную характеристику, которая по существу является той же справкой о работе, но составленной в более развернутом виде с отзывом о профессиональной деятельности.
Следовательно, характеристика на работника также является документом, связанным с работой, что также подтверждается выводами, изложенными в решениях судебных инстанций (решение Челябинского областного суда от 31.01.2020 по делу № 7-22/2020, определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2021 по делу № 88-5057/2021, определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2022 № 88-5962/2022).
Таким образом, перечень связанных с работой документов, приведенный в статье 62 ТК РФ, не является исчерпывающим, и поскольку служебная характеристика, безусловно, является связанным с работой документом работник вправе обратиться к работодателю с заявлением о ее выдаче, а работодатель обязан по требованию работника ее выдать, в связи с чем порядок ее выдачи регулируется названной нормой трудового права.
В нарушение части 1 статьи 11, части 1 статьи 12 Федерального закона № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», части 1 статьи 21, части 2 статьи 22, части 1 статьи 62 ТК РФ органом местного самоуправления как работодателем не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления работника документ, связанный с работой, муниципальному служащему не выдан.
Причинами и условиями указанных выше нарушений законодательства виновными лицами является неисполнение федерального законодательства, не принятие всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 31 Устава муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, принятого решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 14.11.2014 № 5/1 (далее - Устав) Администрация города Алушты Республики Крым - исполнительно распорядительный орган городского округа, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Крым.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Устава администрация обладает правами юридического лица.
Как следует из части 3 статьи 31 Устава администрация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Крым, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Алуштинского городского совета Республики Крым.
В свою очередь, на основании части 4 статьи 31 Устава администрацией на принципах единоначалия руководит глава администрации.
В целом, на основании части - 1 статьи 56 Устава органы местного самоуправления городского округа несут ответственность перед населен: физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Как следует из части 5 статьи 56 Устава ответственность органов местного самоуправления городского округа перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами.
На основании положений пункта 3.1 приложения к решению Алуштинского городского совета Республики Крым от 25.09.2015 № 14/4 «О Регламенте Администрации города Алушты Республики Крым» администрация, ее органы и должностные лица в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законом Республики Крым от 21.08.2014 № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым» и иными законами и нормативными правовыми актами Республики Крым, Уставом, решениями Алуштинского городского совета Республики Крым, правовыми актами администрации в пределах полномочий и настоящим регламентом.
Таким образом, на Администрацию города Алушты Республики Крым распространяются права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками органа местного самоуправления.
У Администрации города Алушты Республики Крым как у работодателя, обладающего правами юридического лица, имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависающие от него меры по их соблюдению.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством Российской Федерации, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их неукоснительной исполнение.
При таких обстоятельствах 17.04.2024 прокуратурой города в отношении Администрации города Алушты Республики Крым вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
В Инспекцию по труду Республики Крым поступило постановление исполняющего обязанности прокурора города Алушты Республики Крым советника юстиции ФИО4 о возбуждении дела об административном правонарушении от 17.04.2024 года, в отношении юридического лица Администрации города Алушты Республики Крым.
Вместе с тем, постановлением № 235-01-71/2024-2034-5 о прекращении административного производства от 28.05.2024 заместителя заведующего отделом - главного государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдение трудового законодательства Инспекции по труду Республики Крым ФИО3, прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Алушты Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Такое разрешение дела требованиям статей 24.1 и 26.1 Кодекса РФ об АП о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соответствует.
Указанные нарушения закона являются существенными и не могут быть восполнены или устранены на данной стадии производства, поэтому постановление должностного лица подлежат отмене, с направлением дела на новое рассмотрение.
В соответствии со ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ – 1 год.
Из материалов дела следует, что ФИО1 заявление о выдаче ему документа, связанного с работой в виде служебной характеристики за период работы в должности муниципальной службы начальника отдела правового обеспечения деятельности администрации юридического управления в Администрацию города Алушты Республики Крым поступило 04.08.2023 года.
Таким образом, нарушение трудовых прав ФИО1 начато с 10.08.2024 года. Исходя из вышеизложенного, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу, на момент рассмотрения дела Киевским районным судом г. Симферополя Республики Крым истёк.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Поскольку на момент рассмотрения в суде настоящей жалобы срок давности привлечения заявителя к административной ответственности истек, дело не может быть возвращено на новое рассмотрение.
Следовательно, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
Протест заместителя прокурора города Алушты на постановление Инспекции по труду Республики Крым № 235-01-71/2024-2034-5 о прекращении административного производства от 28.05.2024 года в отношении Администрации города Алушта Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ удовлетворить частично.
Постановление Инспекции по труду Республики Крым № 235-01-71/2024-2034-5 о прекращении административного производства от 28.05.2024 года в отношении Администрации города Алушта Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ – отменить,
Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации города Алушта Республики Крым – прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об АП, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.С. Цыкуренко