Решение по делу № 2-7073/2016 от 14.06.2016

Дело                                                              «08» сентября 2016 года

                                              

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:

председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,

при секретаре Архиповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петуховой Т. В. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

истец Петухова Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указала, что проживает и зарегистрирована в жилом помещении,расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>, общей площадью 40,5 кв.м., жилой площадью 25,6 кв.м.Заключением межведомственной комиссии от 06 мая 2014 года дом по указанному адресу признан непригодным для проживания и подлежащим расселению. С учетом уточнения исковых требований истец просит обязать Администрацию Муниципального образования «Город Архангельск» предоставить ПетуховойЛ.Д. на состав семьи из пяти человек, включая истца Петухову Т.В., а также Петухова В.В., Петухову Е.В., Шелабина С.А.,пригодное для проживания жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании истец Петухова Т.В. и третье лицо ПетуховаЛ.Д. заявленные исковые требования поддержали, на их удовлетворении настаивали. Пояснили, что дом непригоден для проживания. Он находится в ужасном состоянии6 потолок провис, в течение 10 лет отключено паровое отопление, а пользовать электрообогревателями нет возможности, электропроводка старая, дом проседает, стены гнилые, канализация льется прямо под дом. Также пояснили, что никто из членов семьи статус малоимущей семьи не имеет, на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит.

Представитель ответчика Администрация МО «Город Архангельск» Веселкова Е.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска. При этом пояснила, что законных оснований для предоставления жилого помещения истцу не имеется, т.к. на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят и в установленном порядке не были признаны малоимущими.

Третьи лица Петухов В.В. и Петухова Е.В.,извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, просив дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.

В процессе судебного разбирательства установлено, что по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ мэрия г. Архангельска в лице МУ «Информационно-расчетный центр» (наймодатель) передало Петуховой Л.Д. во владение и пользование находящееся в муниципальной собственности жилое помещение в виде двух комнат в отдельной квартире (доме) общей площадью 40,5 кв.м., в том числе жилой 25,6 кв.м., по адресу: г. Архангельск, <адрес>, корпус 2, <адрес>.

В жилом помещении в качестве членов семьи нанимателя зарегистрированы Петухова Т.В., Петухов В.В.,Петухова Е.В.,Шелабин С.А., что подтверждается копией поквартирной карточки, карточки квартиросъемщика, копией договора социального найма и никем не оспаривается.

Из акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что было проведено обследование дома по адресу: г. Архангельск, <адрес>. Согласно данному акту установлено, что дом деревянный, двухэтажный, одноподъездный, восьмиквартирный, 1967 года постройки. Дом неблагоустроенный, отоплением от обогревателей. Последний капитальный ремонт дома был проведен в 1986г.Физический износ здания, по данным Архангельского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 63%.Текущая техническая инвентаризация не проводилась более 13 лет.В апреле 2014 года специализированная организация ООО «Форвард» провела обследование основных несущих и ограждающих конструкций здания и установила их неудовлетворительное состояние. По данным технического заключения физический износ здания составляет 78%.

На основании указанного обследования межведомственная комиссия приняла заключение от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для признания <адрес> в городе Архангельске аварийным и подлежащим сносу. Проведение капитального ремонта по восстановлению утраченных эксплуатационных характеристик экономически нецелесообразно.

Распоряжением заместителя мэра города Архангельска по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ р на Отдел по учету и распределению жилой площади службы заместителя мэра города по городскому хозяйству возложена обязанность отселить в течение двух лет жильцов <адрес>, корпус 2 по <адрес> в г.Архангельске, не обеспеченных жилыми помещениями в городе Архангельске, в жилые помещения маневренного фонда; предложить жильцам, обеспеченным иными жилыми помещениями в городе Архангельске, отселиться в имеющиеся жилые помещения; предоставить жильцам данного дома, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, до ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным требованиям и находящиеся в границах города Архангельска, по договорам социального найма.

Таким образом, жилое помещение, которое занимает истец на основании договора социального найма, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.

Разрешая вопрос о предоставлении истцу и членам его семьи жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и ч. 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма поставлено законодателем в зависимость от наличия двух условий: признания гражданина малоимущим и признания нуждающимся в жилом помещении.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53, 55 ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется с положениями ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которым государство обязано обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

При этом согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Законом Архангельской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ установлен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях).

Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец и члены ее семьи не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление объективной нуждаемости данных лиц в предоставлении жилого помещения применительно к требованиям ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.

При этом наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии факта признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

Из материалов дела и пояснений участвующих в деле лиц следует, что истец и члены ее семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны.

При указанных обстоятельствах отсутствуют законные основания для понуждения органа местного самоуправления предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Петуховой Т.В. следует отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Петуховой Т. В. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий             Е.В. Кучьянова

2-7073/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петухова Т.В.
Ответчики
Администрация МО "Город Архангельск"
Другие
Петухов В.В.
Петухова Е.В.
Петухова Л.Д.
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
14.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2016Передача материалов судье
17.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.08.2016Предварительное судебное заседание
08.09.2016Судебное заседание
13.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее