Решение по делу № 33а-720/2022 от 17.01.2022

УИД 29RS0021-01-2021-000290-90

стр. 3.024, г/п 0 руб.

Судья Залогова А.П.                       № 2а-614/2021                  24 февраля 2022 года

Докладчик Пономарев Р.С.            № 33а-720/2022                    город Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Пономарева Р.С.,

судей Саблиной Е.А., Калашниковой А.В.,

при секретаре Ткаченко С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Горбунова Н.Н. на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 05 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Горбунова Н.Н. об оспаривании решения, действий (бездействия) федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» по продлению срока профилактического учета.

Заслушав доклад судьи Пономарева Р.С., судебная коллегия

установила:

Горбунов Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения, действий (бездействия) федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области) по продлению срока профилактического учета.

В обоснование требований указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области. Решением комиссии администрации исправительного учреждения от 22 июня 2020 года он поставлен на профилактический учет как склонный к совершению суицида и членовредительства. 27 января 2021 года профилактический учет продлен без проведения заседания комиссии, в его отсутствие.

    Решением Плесецкого районного суда Архангельской области                    от 05 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

    В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Горбунов Н.Н. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения, как незаконного и необоснованного. Указывает на допущенные судом процессуальные нарушения при принятии административного иска и рассмотрении дела. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Решение администрации исправительного учреждения о продлении профилактического учета считает принятым с нарушением установленного законом порядка.

    В возражениях относительно апелляционной жалобы и дополнений к ней ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области просит решение суда оставить без изменения, указывая на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

    В соответствии со статьями 150 и 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу с участием административного истца Горбунова Н.Н., в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, которые извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.

    Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав административного истца, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

    Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Горбунов Н.Н. с 07 сентября 2018 года отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области.

    Согласно протоколу заседания постоянно действующей комиссии ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области от 22 июня 2020 года № 11 по результатам рассмотрения материалов принято решение о постановке осужденного Горбунова Н.Н. на профилактический учет как склонного к совершению суицида и членовредительству.

    С решением о постановке на профилактический учет Горбунов Н.Н. ознакомлен, в выписке из протокола заседания комиссии указал на несогласие с ним. В судебном порядке решение о постановке на профилактический учет не оспаривал.

    Из протокола заседания постоянно действующей комиссии ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области от 09 октября 2020 года      № 20 следует, что по результатам рассмотрения материалов о проведении комплекса воспитательно-профилактических мероприятий комиссией принято решение о продлении в отношении Горбунова Н.Н. профилактического учет как склонного к совершению суицида и членовредительства. Постановлено продолжить проведение комплекса воспитательно-профилактических мероприятий, предусмотренных приказом Минюста России от 20 мая 2013 года № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», склонить осужденного Горбунова Н.Н. к отказу от своих противоправных намерений. По истечении трех месяцев провести психологическое обследование, по результатам которого рассмотреть вопрос о снятии Горбунова Н.Н. с профилактического учета или продлении профилактического учета.

    С решением о продлении профилактического учета Горбунов Н.Н. ознакомлен, от подписи отказался, не обжаловал.

    Согласно рапорту начальника отряда ОВРсО ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области Сибогло С.К. от 25 января 2021 года в ходе работы с осужденным Горбуновым Н.Н. были проведены беседы профилактического характера, направленные на предотвращение (недопущение) суицидальных попыток. Во время бесед Горбунов Н.Н. пояснил, что не видит в определенных сложившихся ситуациях другого выхода, кроме как совершить акт суицида или членовредительства для решения проблемы с целью привлечь к себе внимание, обращаться к сотрудникам учреждения не намерен. Предложено продлить срок профилактического учета в отношении Горбунова Н.Н.

    В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей комиссии ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области от 27 января 2021 года № 6 по результатам рассмотрения материалов в отношении Горбунова Н.Н. продлен срок профилактического учета как лица, склонного к совершению суицида и членовредительства. Постановлено продолжить проведение комплекса воспитательно-профилактических мероприятий, предусмотренных приказом Минюста России от 20 мая 2013 года № 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», склонить к отказу от своих противоправных намерений. По истечении трех месяцев провести психологическое обследование, по результатам которого рассмотреть вопрос о снятии с профилактического учета или продлении профилактического учета.

    С решением о продлении профилактического учета Горбунов Н.Н. ознакомлен, указал на несогласие с ним.

    Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Горбунов Н.Н. указывает о несогласии с решением, действиями (бездействием) администрации исправительного учреждения по продлению в отношении него профилактического учета 27 января 2021 года.

        Не установив в действиях администрации исправительного учреждения нарушений прав и законных интересов административного истца при продлении профилактического учета, суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного иска.

Судебная коллегия не может согласиться с решением суда по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 1, части 2 статьи 9 и части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами; основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие; при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

    В силу части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

    Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы регламентирован Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 года № 72 (далее – Инструкция).

    Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий (пункт 2 Инструкции).

    Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8 Инструкции).

    На профилактический учет в частности берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, склонные к совершению суицида и членовредительству (пункт 24 Инструкции).

    Сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения уголовно-исполнительной системы (пункт 27 Инструкции).

    Сотрудники подразделений учреждения уголовно-исполнительной системы в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным (пункт 29 Инструкции).

    Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения уголовно-исполнительной системы (пункт 30 Инструкции).

    Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения уголовно-исполнительной системы (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения уголовно-исполнительной системы (пункт 31 Инструкции).

    На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются (пункт 32 Инструкции).

    По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения уголовно-исполнительной системы и подписывается членами комиссии (пункт 33 Инструкции).

    Администрация учреждения уголовно-исполнительной системы после вынесения решения комиссии относительно постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет, снятия с профилактического учета либо продления срока нахождения на профилактическом учете ознакамливает с ним под роспись (пункт 34 Инструкции).

О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения уголовно-исполнительной системы. Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. В последнем случае комиссия дает конкретные рекомендации по существу возникших проблем. Решения комиссии администрации учреждения уголовно-исполнительной системы с рекомендациями о проведении профилактических мероприятий оформляются протоколом с письменными указаниями начальника учреждения уголовно-исполнительной системы (пункт 41 Инструкции).

Из содержания указанных норм в их взаимосвязи следует, что после принятия решения о постановке на профилактический учет в отношении осужденного проводится профилактическая работа, результаты которой докладываются на заседании комиссии, принимаемой решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. Рассмотрение вопроса о снятии с профилактического учета в силу прямого указания инструкции осуществляется в присутствии осужденного, что предполагает его участие на заседании комиссии, в том числе при принятии решения о продлении срока нахождения на профилактическом учете.

Рассмотрение комиссией вопроса о продлении срока профилактического учета в отсутствие лица, в отношении которого принимается такое решение, вопреки доводам административного ответчика означало бы лишение права последнего быть услышанным по данному вопросу.

С учетом изложенного, участие Горбунова Н.Н. на заседании комиссии администрации учреждения уголовно-исполнительной системы при принятии оспариваемого решения о продлении срока профилактического учета являлось обязательным.

Как следует из справки начальника отряда ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области от 01 февраля 2022 года, представленной     по запросу суда апелляционной инстанции, осужденный Горбунов Н.Н. на заседании комиссии администрации исправительного учреждения по вопросу продления срока профилактического учета 27 января 2021 года не присутствовал.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания постоянно действующей комиссии от 27 января 2021 года № 6, а также объяснениями Горбунова Н.Н. в суде первой и второй инстанций.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об участии административного истца на заседании комиссии 27 января 2021 года не соответствует обстоятельствам административного дела и противоречит представленным в суд доказательствам.

Таким образом, оспариваемое решение, оформленное протоколом заседания постоянно действующей комиссии ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области по рассмотрению материалов от 27 января 2021 года № 6, принято с существенным нарушением установленной законом процедуры, что влечет его незаконность.

С учетом изложенного решение суда в указанной части подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований    о признании оспариваемого решения незаконным и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть вопрос о снятии либо о продлении срока профилактического учета в отношении Горбунова Н.Н.

Доводы Горбунова Н.Н. о непроведении с ним профилактической работы, по результатам которой было принято обжалуемое решение, нельзя признать состоятельными.

Так, проведение предусмотренных законом профилактических мероприятий подтверждается справкой инспектора отдела безопасности исправительного учреждения от 02 августа 2021 года, дневником индивидуальной воспитательной работы с осужденным в исправительном учреждении, справкой психолога от 22 июня 2021 года, справкой начальника отряда исправительного учреждения от 22 июля 2021 года, согласно которым психологической службой с Горбуновым Н.Н. проведено десять мероприятий индивидуального воспитательного характера (консультации, беседы, обследования, диагностика), начальником отряда – девятнадцать мероприятий (профилактические беседы, ознакомление с условиями содержания), инспектором отдела безопасности – шесть мероприятий (профилактические беседы), что исключает оспариваемые истцом незаконные действия (бездействие) при продлении срока профилактического учета.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 05 августа 2021 года отменить в части и принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Горбунова Н.Н. об оспаривании решения, действий (бездействия) федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» по продлению срока профилактического учета удовлетворить частично.

    Признать незаконным решение комиссии администрации федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» от 27 января 2021 года № 6 о продлении срока профилактического учета в отношении Горбунова Н.Н. как лица, склонного к совершению суицида и членовредительства.

    Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» повторно рассмотреть вопрос о снятии либо о продлении срока профилактического учета в отношении Горбунова Н.Н. как лица, склонного к совершению суицида и членовредительства.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления Горбунова Н.Н. об оспаривании действий (бездействия) федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 21 с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» по продлению срока профилактического учета отказать.

Об исполнении судебного акта по настоящему административному делу сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца с даты фактического исполнения судебного акта.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции,    а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 марта 2022 года.

Председательствующий
Судьи

33а-720/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Горбунов Николай Николаевич
Ответчики
Сибогло Сергей Константинович
Третьяков Денис Геннадьевич
ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Пономарев Роман Сергеевич
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
17.01.2022Передача дела судье
02.02.2022Судебное заседание
24.02.2022Судебное заседание
09.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2022Передано в экспедицию
24.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее