В окончательной форме решение суда принято 30 июля 2021 года
Дело № 2-570/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 28 июля 2021 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием истца – Шевченко О.В., представителя истца – Хомякова В.В., третьего лица – Катасонова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Оксаны Владимировны к Администрации города Ялта, с участием третьих лиц без самостоятельных исковых требований – Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, кадастровый инженер Панасенко Наталия Николаевна, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Евсевич Александр Владимирович, Анищенко (Шевченко) Нина Игоревна, Никулаечева (Шевченко) Юлия Игоревна, Костенко Тамара Ильинична, Костенко Анна Васильевна, Евменова Татьяна Владимировна, Катасонова Жанна Константиновна, Катасонов Анатолий Викторович, Катасонова Марина Анатольевна об устранении препятствий в пользовании придомовой территорией,
у с т а н о в и л:
Шевченко О.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Ялта об устранении препятствий со стороны ответчика в пользовании придомовой территорией по адресу: <адрес> путем признания незаконным и отмены п. 1.12 постановления Администрации города Ялта от 13 ноября 2017 года под № 3883 о передаче в муниципальную собственность земельного участка площадью 688 кв. метров по адресу: <адрес>, из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – земельные участки общего пользования, в границах кадастрового квартала: №<номер>, в том числе отмены кадастрового номера данного земельного участка №<номер>; возложении на Администрацию города Ялта обязанности утвердить схему расположения земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 1323 кв. метров на кадастровом плане территории согласно поданного ею заявления от 07 марта 2018 года под № 03-18/419.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является совладельцем квартиры в многоквартирном доме №<номер> по <адрес>, который расположен на земельном участке площадью 1323 кв. метров. 07 марта 2018 года она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, для обслуживания многоквартирного дома, которая была согласована с Департаментом архитектуры и градостроительства, однако в ее утверждении было отказано, в связи с наличием пересечений с границей земельного участка с кад. номером №<номер>, сведения о котором были внесены в ЕГРН на основании оспариваемого ею пункта постановления Администрации города Ялта. Считает, что при принятии данного решения были нарушены требования земельного законодательства, поскольку в состав земельного участка с кад. номером №<номер> была включена часть придомовой территории многоквартирного дома.
Истица и ее представитель в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск.
Третье лицо Катасонов А.В. исковые требования также поддержал.
Представитель ответчика и третьи лица - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, кадастровый инженер Панасенко Н.Н., Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Евсевич А.В., Анищенко (Шевченко) Н.И., Никулаечева (Шевченко) Ю.И., Костенко Т.И., Костенко А.В., Евменова Т.В., Катасонова Ж.К., Катасонов А.В., Катасонова М.А. в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. От третьих лиц – Никулаечевой Ю.И., Костенко Т.И., Костенко А.В., Анищенко Н.И., Катасоновой Ж.К.,Евсевич А.В. поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Остальные участники процесса причин неявки суду не сообщили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, учитывая, что все участники процесса надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела, причин уважительной неявки суду не представили, дело рассмотрено в не явившихся представителя ответчика и третьих лиц.
Выслушав истца и его представителя, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что собственниками жилого дома №<номер> по <адрес> являются:
Евсевич А.В., Шевченко О.В., Анищенко Н.И., Никулаечева Ю.И. (квартира №<номер>);
Костенко Т.И., Костенко А.В., Евменова Т.В. (квартира №<номер>);
Катасонова Ж.К., Катасонов А.В., ФИО-1, Катасонова М.А. (квартира №<номер>);
Катасонов А.В. (квартира №<номер>).
Согласно материалов инвентарного дела, многоквартирный дом состоит из следующих строений и сооружений: жилой дом литер «А», летние кухни литер «И», «Б», «М», сараи литер «Д», «Е», «К», «Л», душ литер «З», котельная литер «Н», гараж литер «О» и расположен на земельном участке общей площадью 1766 кв. метров.
07.03.2021 года собственник квартиры №<номер> Шевченко О.В. обратилась в Администрацию города Ялта с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1323 кв. метров, расположенного в <адрес>, с видом разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
На утверждение была представлена схема расположения земельного участка площадью 1323 кв. метров, согласованная начальником Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта.
Вместе с тем, 15.01.2020 года Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта было подготовлено заключение о несоответствии схемы расположения земельного участка градостроительным регламентам ввиду наложения на участок с кад. номером №<номер>, на основании которого письмом Департамента имущественных и земельных отношений за исх. № 03-18/149 Шевченко О.В. было сообщено об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 35).
Судом установлено, что пунктом 1.12 постановления Администрации города Ялта № 3883-п от 13 ноября 2017 года была утверждена схема расположения земельного участка площадью 688 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, из категории земель – «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «земельные участки (территории) общего пользования», в границах кадастрового квартала №<номер>.
Пунктами 2,3 постановления указанный участок включен в состав муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и в состав имущества казны муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, что также подтверждается Выпиской из реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Ялта от 04.12.2017 года (л.д. 70).
На основании указанного постановления и схемы расположения земельного участка, 25 ноября 2017 года кадастровым инженером разработан Межевой план земельного участка площадью 688 кв. метров, сведения о котором внесены в ЕГРН 02.03.2018 года с присвоением ему кад. номера №<номер>, которому установлен вид разрешенного использования – земельные участки (территории) общего пользования.
Истец считает, что при утверждении схемы расположения земельного участка площадью 688 кв. метров постановлением Администрации гор. Ялта от 13 ноября 2017 года, в него была включена часть придомовой территории многоквартирного дома №<номер> по <адрес>, в связи с чем собственники дома лишены возможности сформировать земельный участок, необходимый для обслуживания дома.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ для признания недействительным ненормативного акта уполномоченного государственного органа исполнительной власти или акта органа местного самоуправления необходимо, чтобы акт одновременно не соответствовал закону и нарушал права заинтересованного лица.
Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
В соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального Закона, со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
На основании п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Кроме того, п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Пунктом 2 ст. 15 Закона Республики Крым № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», и некоторых вопросах земельных отношений также установлено, что основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются:
1) несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации;
2) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
Исходя из вышеизложенных требований законодательства, при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории должно учитываться зонирование территории, нормы отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, планы благоустройства территории города, нахождение участка в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования.
По настоящему делу было назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы, выводами которой установлено, что в пределах границ земельного участка площадью 688 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, кад. №<номер>, находятся следующие объекты общего пользования:
№<номер> уличные сети водопровода по <адрес>, Виноградному спуску протяженность 678 м.;
№<номер> уличная сеть водопровода по пер. Тихий – Калинина, протяженность 482 м;
№<номер> автомобильная дорога общего пользования, адрес: <адрес>, протяженность 252 м;
№<номер> автомобильная дорога общего пользования, адрес: <адрес>, протяженность 98 м.
В схему расположения земельного участка с кад. номером №<номер> общей площадью 688 кв. метров, находящегося по адресу: <адрес>, какие-либо строения и сооружения, относящиеся к домовладению №<номер> по <адрес>, не вошли.
В результате утверждения схемы расположения земельного участка площадью 688 кв. метров с кад. номером №<номер> по адресу: <адрес> требования к предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков применительно к жилому дому 15 по <адрес>, не нарушены.
Таким образом, сформированный Администрацией города Ялта земельный участок с кад. номером №<номер> не налагается на объекты недвижимости, принадлежащие собственникам многоквартирного дома, и не нарушает требования к предельным размерам земельных участков, предусмотренных для обслуживания многоквартирных домов.
Эксперт в своих выводах также указал, что утверждение схемы расположения земельного участка площадью 688 кв. метров по адресу: <адрес> привело к невозможности формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома №<номер> по <адрес>, в соответствии с функциональным использованием, поскольку формирование земельного участка в нынешних условиях ведет к нарушению Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
Образование земельного участка для эксплуатации жилого дома №<номер> по <адрес>, с учетом всех хозяйственных построек на данном земельном участке приведет к вклиниванию и изломанности границ, что не допускается ст. 11.9 ЗК РФ.
Вместе с тем, какие именно требования Методических рекомендаций будут нарушены, в исследовании эксперта не приведено.
Избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Выбор способа защиты, в конечном счете, предопределяется спецификой охраняемого права и характером его нарушения.
В том случае, если заявитель полагает, что он обладает правами на спорный земельный участок, он имеет право избрать надлежащий способ защиты своего права и обратиться в суд с соответствующими исковыми требованиями.
Ненадлежащий способ защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Заявляя требование о признании недействительным оспариваемого постановления истец фактически оспаривает основание постановки на кадастровый учет спорного земельного участка.
При этом истцом не представлены доказательства того, что на территории земельного участка с кадастровым номером №<номер> расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся принадлежностью к многоквартирному жилому дому. Поэтому истец не доказал, что оспариваемое постановление нарушает ее права и законные интересы.
Выбор способа защиты нарушенного права должен соответствовать характеру нарушенного права, способ защиты права, избранный истцом, должен в результате применения восстанавливать это нарушенное право.
Истец считает, что обращение в суд с настоящим иском, восстановит ее право, как собственника помещения многоквартирного дома, на формирование придомовой территории, необходимой для его обслуживания.
В заключении экспертизы, в ответе на 5-й вопрос экспертом предложено два варианта изменения границ земельного участка с кад. номером №<номер> и формирования границ земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома № №<номер> по <адрес>.
Вместе с тем, как следует из исследовательской части экспертизы, под частью многоквартирного дома, в которой расположена квартира №<номер>, сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок, которому присвоен кадастровый №<номер> (л.д. 12,13 заключения эксперта).
Из инвентарного дела на домовладение №<номер> по <адрес> следует, что квартира №<номер> расположена в основном жилом доме литер «А», не является отдельно стоящим строением, в отдельное домовладение не выделялась, то есть является частью многоквартирного дома.
Формирование придомовой территории под частью многоквартирного дома также приведет к вклиниванию, вкрапливанию границ, невозможности размещения объекта недвижимости, что является нарушением ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что избранный истцом способ защиты права не приведет к восстановлению ее прав на формирование придомовой территории под многоквартирным домом.
При этом учитывая, что на сформированном Администрацией города Ялта земельном участке общего пользования отсутствуют объекты недвижимости, функционально относящиеся к многоквартирному дому, суд считает, что образование данного участка не привело к нарушению законных прав и интересов истца, в связи с чем заявленные ею требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
отказать в удовлетворении иска Шевченко Оксаны Владимировны к Администрации города Ялта об устранении препятствий в пользовании придомовой территорией.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова