Дело № 2а-473/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Камешково 24 сентября 2018 года
Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Варламова Н.А., при секретарях судебного заседания Котовой Е.М., Галкиной Е.А. с участием административного истца Данилова В.Ю., его представителя Петрунина Д.В., представившего доверенность от 05.07.2018, представителя административного ответчика к государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области «Камешковская центральная районная больница» - Ивановой Л.В. (по доверенности от 21.06.2018), административных ответчиков - врача нарколога ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Поповой Л.А., заведующей поликлиники ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Козловой А.А., заинтересованного лица - секретаря врачебной подкомиссии ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Фроловой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Данилова Владимира Юрьевича к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», врачу наркологу ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ Поповой Л.А., заведующей поликлиникой ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ Козловой А.А. о признании незаконной постановки по на диспансерный учет (наблюдение), признании незаконным решения врачебной комиссии, признании незаконным бездействия, признании не состоящим на диспансерном наблюдении (учете),
УСТАНОВИЛ
Данилов В.Ю. обратился в суд с административным иском к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», в котором просил признать незаконным и необоснованным решение врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» от Дата обезл. о постановке на диспансерный учет без каких-либо сведений об употреблении алкоголя и иных психоактивных веществ, признать незаконным бездействие ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», выразившееся в несообщении при первичной постановке на диспансерный учет его обязанностей и последствий их неисполнения; признать незаконным бездействие, сопряженное с неснятием административного истца с диспансерного учета, признать административного истца не состоящим на диспансерном учете.
В процессе рассмотрения дела Данилов В.Ю. уточнил заявленные требования, просил признать незаконной постановку его на диспансерное наблюдение у врача нарколога без решения клинико-экспертной комиссии, признать незаконным решение врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» от Дата обезл., признать незаконным бездействие, выразившееся в несообщении административному истцу при первичной постановке на диспансерный учет его обязанностей и последствий их неисполнения, признать незаконным бездействие ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», выразившееся в неснятии его с диспансерного учета, признать его не состоящим на диспансерном наблюдении.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в Дата обезл. г.г. проходил лечение у нарколога, после чего полностью прекратил употребление алкогольных напитков, ссылался на получение Дата обезл. у врача-нарколога медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами. Дата обезл. был поставлен на диспансерный учет по результатам заседания комиссии по мотиву отсутствия доказательств стойкой ремиссии, однако, по мнению административного истца, врачебная комиссия должна доказать отсутствие ремиссии, чего сделано не было. Полагает, что данное решение принято незаконным составом комиссии. При принятии указанного решения комиссией Дата обезл., а так же при постановке на учет в Дата обезл. году административному истцу не разъяснен порядок наблюдения и снятия с учета. Так же административный истец приводит довод о том, что после получения Дата обезл. медицинской справки от врача-нарколога Поповой Л.А. на прием к названному врачу не являлся, так как добросовестно полагал, что снят с учета. Полагает, что его постановка на диспансерный учет была осуществлена незаконно, поскольку врачебная комиссия соответствующего решения в отношении административного истца не принимала. С учетом изложенного административный истец, ссылаясь на приказ СССР № 704 от 12.09.1988, приказ Министерства здравоохранения РФ № 420 от 31.12.2002, Систему динамического диспансерного учета и наблюдения психически больных, утвержденную МЗ СССР 17.06.1988 № 10-III/СП-88-9/ОП, просил удовлетворить заявленные требования.
Определением суда от Дата обезл. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены врач нарколог ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Попова Л.А., заведующая поликлиники ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Козлова А.А.
В судебном заседании административный истец Данилов В.Ю. и его представитель Петрунин Д.В. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить. В обоснование заявленных требований представитель административного истца ссылался на положения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказ Министерства здравоохранения № 1034н от 30.12.2015, приказ МЗ № 1177н от 20.12.2012. Обратил внимание, что письменное согласие Данилова В.Ю. на постановку его на диспансерный учет не давалось, а так же на то обстоятельство, что постановка на учет административного истца произведена единолично Поповой Л.А., не имеющей на это полномочий.
Представитель административного ответчика ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Иванова Л.В., административные ответчики врач нарколог ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Попова Л.А., заведующая поликлиники ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Козлова А.А., заинтересованное лицо секретарь врачебной подкомиссии ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Фролова С.Б. возражали против удовлетворения заявленных требований, полагая их необоснованными.
Представитель прокуратуры Камешковского района, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, по вызову суда не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент постановки истца на диспансерный учет) определено, что диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 02 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в редакции, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений (далее по тексту Закон) психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина; она оказывается при добровольном обращении лица и с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии с ч.1 ст. 26 Закона амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения.
На основании ч.2 ст.26 Закона консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром при самостоятельном обращении лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе или с его согласия, а в отношении несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет - по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя.
Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи (ч.3 ст.26 Закона).
Из ч.1 ст. 27 Закона следует, что диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
В силу ч.2 ст.27 Закона решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
Исходя из ч.3 ст.27 Закона, мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона.
Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденная приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704, регламентирует организацию диспансерного наблюдения за больными наркологического профиля и действует в части, не противоречащей нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе Закону Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Исходя из положений данной Инструкции, диспансерное наблюдение может осуществляться в формах диспансерного учета и динамического (профилактического) наблюдения.
Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» диспансерное наблюдение определено, как один из видов амбулаторной психиатрической помощи, определены основания для оказания психиатрической помощи в виде диспансерного наблюдения, а также основания для установления и прекращения диспансерного наблюдения при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (статьи 26, 27).
Хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания в соответствии с требованиями Международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-10 и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2002 года N 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений» отнесены к таким заболеваниям.
Согласно абзацу 1 раздела 1 Инструкции, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Таким образом, решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении должно осуществляться в соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно которому данное решение принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. В этой связи положения Инструкции, предусматривающие, что решение вопроса о необходимости диспансерного учета принимается единолично врачом психиатром-наркологом, не применяются, поскольку действует Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Из материалов дела видно, что Данилов В.Ю. поставлен на диспансерный учет единолично врачом наркологом ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Поповой Л.А. Дата обезл. с диагнозом Х.А., что подтверждается соответствующей записью медицинской карты амбулаторного больного, ответами из указанного ГБУЗ на запросы прокурора Камешковского района от Дата обезл., от Дата обезл., уточнением к письму, адресованному суду, от Дата обезл..
Согласно имеющейся медицинской документации Данилов В.Ю. находится под наблюдением врача-нарколога ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» с момента его постановки на учет по настоящее время. При этом сведений о принятии решения об установлении в отношении него диспансерного наблюдения в форме диспансерного учета комиссией врачей-психиатров в материалах дела не имеется.
Оценивая законность постановки на учет Данилова В.Ю. врачом-наркологом суд исходит из того, что в силу приведенных норм материального права врач-нарколог ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» не обладала соответствующими полномочиями. Подобный вывод согласуется с правовой позицией, отраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2012, принятым до постановки на диспансерный учет Данилова В.Ю., которым установлено, что положения вышеуказанной Инструкции, предусматривающие, что решение вопроса о необходимости диспансерного учета принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного, не применяются, поскольку действует Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
При таких обстоятельствах действия административных ответчиков ГУБЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и врача нарколога Поповой Л.А. по постановке административного истца на диспансерный учет без соответствующего решения комиссии противоречат приведенным выше положениям закона.
В этой связи суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Данилова В.Ю. к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и врачу-наркологу указанного учреждения Поповой Л.А. о признании незаконной его постановки в ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» на диспансерный учет с диагнозом хронический алкоголизм в соответствии с записью названного врача в медицинской карте административного истца от Дата обезл..
При таких данных суд признает Данилова В.Ю. не состоящим на диспансерном учете в указанном учреждении здравоохранения с Дата обезл..
В этой связи суд не усматривает правовых оснований для оценки и разрешения по существу требований административного истца о признании незаконным бездействия ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», сопряженного с неснятием его с диспансерного учета и неразъяснением ему обязанностей, связанных с постановкой на такой учет, и последствий их неисполнения, поскольку в этой части отсутствует предмет судебного разбирательства.
Рассматривая требования административного истца о признании незаконным решения врачебной комиссии от Дата обезл., суд пришел к следующим выводам.
В медицинской карте амбулаторного больного, заведенной на имя Данилова В.Ю., имеется запись от Дата обезл. с отметкой «ВК», из которой следует, что больной состоит на учете с Дата обезл. года, должен был наблюдаться согласно приказу МЗ № 1034н от 30.12.2015 первый год 1 раз в месяц, второй год - не реже 1 раза в 6 недель, что не было сделано. Согласно сведениям фельдшера ФАП, характеристики с работы больной не употребляет алкоголь 5 лет. В настоящий момент необходимо провести наблюдение согласно приказа № 1034н с ознакомлением с порядком наблюдения под роспись пациента.
Соответствующая запись выполнена от имени врача-нарколога ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Поповой Л.А. и председателя врачебной комиссии заведующей поликлиникой данного учреждения Козловой А.А.
С учетом пояснений административных ответчиков, оценки представленных материалов суд приходит к выводу о том, что сама по себе указанная запись не является решением о постановке административного истца, а предполагает продление диспансерного наблюдения Данилова В.Ю. в ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ».
Между тем вывод, содержащийся в оспариваемом решении врачебной комиссии, о необходимости наблюдения у врача-нарколога является производным от имевшихся на тот сведений о первичной постановке Данилова В.Ю. на диспансерный учет в 2012 году, которая, как отмечено ранее, признана незаконной.
При таких обстоятельствах вышеуказанное решение врачебной комиссии не может быть признано правомерным, поскольку основано на незаконном решении о постановке лица на диспансерный учет.
Кроме того, согласно материалам дела оспариваемое решение принято заведующей поликлиники ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Козловой А.А. и врачом наркологом Поповой Л.А. в отсутствие всех лиц, входящих в состав данной комиссии, участие которых на ее заседании было обязательным.
С учетом изложенного суд удовлетворяет требования Данилова В.Ю. к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», заведующей поликлиники Козловой А.А. и врачу наркологу Поповой Л.А. о признании незаконным решения врачебной комиссии от Дата обезл..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176 - 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
Административное исковое заявление Данилова Владимира Юрьевича к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Камешковская центральная районная больница», врачу-наркологу ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Поповой Л.А. о признании незаконной постановки на диспансерный учет в указанное учреждение здравоохранения удовлетворить.
Признать незаконной постановку Данилова В.Ю. в ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» на диспансерный учет с диагнозом хронический алкоголизм в соответствии с записью врача-нарколога указанного учреждения Поповой Л.А. в медицинской карте амбулаторного больного, произведенной Дата обезл..
Административное исковое заявление Данилова Владимира Юрьевича к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Камешковская центральная районная больница», врачу наркологу ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» Поповой Л.А., заведующей поликлиники указанного учреждения Козловой А.А. о признании незаконным решения врачебной комиссии удовлетворить.
Признать незаконным решение врачебной комиссии ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ», принятое в отношении Данилова В.Ю. согласно записи от Дата обезл., содержащейся в медицинской карте амбулаторного больного, заведенной на его имя.
Признать Данилова В.Ю. не состоящим на диспансерном учете у врача нарколога в ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» с Дата обезл..
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд в течение месяца с момента принятия решения окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Варламов
В окончательной форме решение изготовлено 24.09.2018