КРАСНОДАРСКРР™ КРАЕВОЙ РЎРЈР”
дело № 33а-14963/2021
в„– 2Р°-945/2020
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
18 мая 2021 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Онохова Ю.В.
судей: Морозовой Н.А., Суслова К.К.
при секретаре Шепилове А.А.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению, СЃ учетом дополнений, Ковалева Дениса Юрьевича Рє Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ лице Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё, Главного управления ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области, ФКУ РРљ - 11 ГУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области Рѕ признании незаконным бездействия Рё компенсации Р·Р° нарушение условий содержания РІ исправительном учреждении,
РїРѕ апелляционной жалобе Ковалева Дениса Юрьевича Рё Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё, Главного управления ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области, ФКУ РРљ - 11 ГУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области РЅР° решение Тихорецкого районного СЃСѓРґР° Краснодарского края РѕС‚ 6 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР°, которым заявленные административные исковые требования удовлетворены РІ части.
Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., объяснения представителя Петрова Р.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, с учетом дополнений, представителя Заботнова К.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и возражавшего против доводов апелляционной жалобы Ковалева Д.Ю., судебная коллегия,
установила:
Ковалев Р”.Р®. обратилась РІ Тихорецкий районный СЃСѓРґ Краснодарского края СЃ уточненным Рё дополненным административным исковым заявлением Рє Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ лице Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё, ГУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области, ФКУ РРљ - 11 ГУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области Рѕ признании незаконным бездействия административных ответчиков РїРѕ обеспечению надлежащих условий содержания административного истца РІ исправительном учреждении ФКУ РРљ - 11 ГУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области, взыскании компенсации Р·Р° нарушение условий содержания РІ исправительном учреждении РІ размере 1 500 000 рублей, расходов РЅР° услуги представителя РІ размере 15 000 рублей, расходов, связанных СЃ оформлением доверенности представителю РІ размере 2020 рублей.
Р’ обоснование заявленных требований указывалось, что административный истец отбывал наказание РІ РІРёРґРµ лишении СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РІ ФКУ РРљ - 11 ГУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области СЃ 4 РёСЋРЅСЏ 2012 РіРѕРґР° РїРѕ 11 февраля 2020 РіРѕРґР°, РіРґРµ содержался РІ отрядах в„– 8, 3, 7, 5. Р’ период нахождения РІ исправительном учреждении условия содержания РЅРµ соответствовали установленным требованиям, РїРѕ обстоятельствам указанным РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении, что причинило ему страдания, трудности Рё переживания, размер компенсации которых РѕРЅ оценил РІ 1 500 000 рублей.
Административные ответчики, Российская Федерация РІ лице Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё, ГУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области, ФКУ РРљ - 11 ГУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области, административный РёСЃРє РЅРµ признали, указав РІ письменном возражении РЅР° необоснованность РґРѕРІРѕРґРѕРІ Ковалева Р”.Р®. РІРІРёРґСѓ недоказанности Рё неподтвержденности тех обстоятельств, РЅР° которые РѕРЅ ссылается РІ обоснование СЃРІРѕРёС… РґРѕРІРѕРґРѕРІ, поскольку администрацией исправительного учреждения принимались РІСЃРµ необходимые меры, направленные РЅР° создание благоприятных условий для содержания осужденных.
Решением Тихорецкого районного СЃСѓРґР° Краснодарского края РѕС‚ 6 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР° административный РёСЃРє Ковалева Р”.Р®. удовлетворен частично: признано незаконным бездействие ФКУ РРљ-11, ГУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области, ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ обеспечению надлежащих условий содержания административного истца РІ исправительной колонии; Р·Р° счет ее казны взыскана компенсация РІ размере 300 000 рублей, расходы РїРѕ оплате услуг представителя РІ СЃСѓРјРјРµ 15 000 рублей Рё расходы РЅР° составление доверенности РІ размере 2020 рублей. Р’ остальной части РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления отказано.
Не согласившись с постановленным по административному делу судебным актом, в частях, стороны подали апелляционные жалобы.
Представитель административных ответчиков указал на недоказанность нарушений условий содержания в исправительном учреждении, в связи с чем, просил решение районного суда отменить в части удовлетворения административного иска, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Административный истец в апелляционной жалобе ссылался на то, что размер компенсации является недостаточным, неадекватным и не справедливым, он меньше выплат, присужденных Европейским Судом по правам человека иным лицам, что не обеспечивает эффективность внутригосударственного средства правовой защиты в соответствии с Федеральным законом № 494 от 27 декабря 2019 года. Также сообщил, что судом необоснованно оставлены без внимания ряд доказательств о нарушении условий содержания Ковалева Д.Ю. в исправительном учреждении, в том числе, акты прокурорского реагирования, в которых эти нарушения зафиксированы.
Представитель административных ответчиков ФКУ РРљ-11, ГУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области, ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё Заботнов Рљ.Рђ., РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы поддержал Рё настаивал РЅР° РёС… удовлетворении.
Представитель административного истца по доверенности Петров Р.Н., доводы апелляционной жалобы, с учетом дополнений, поддержал, просил решение суда первой инстанции изменить, удовлетворив требования административного иска в полном объеме.
Административный истец Ковалев Д.Ю., участвующий в рассмотрении данного административного дела, в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции, извещен заблаговременно и надлежащим образом. В силу изложенного, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционные жалобы при имеющейся явке.
Рзучив материалы административного дела, РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционных жалоб, СЃ учетом дополнений, проверив законность Рё обоснованность обжалуемого решения СЃСѓРґР° первой инстанции РІ полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, судебная коллегия пришла Рє выводу РѕР± отсутствии оснований для изменения или отмены решения СЃСѓРґР° РЅР° основании следующего.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 46, часть 1; статья 120, часть 1; статья 123, часть 3).
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
Разрешая спор, районный суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантируется, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Согласно части 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года никто не должен подвергаться пыткам, насилию, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что Учреждения, исполняющие наказания, обязаны: 1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; 2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; 3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; 4) обеспечивать охрану здоровья осужденных; 5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; 6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; 7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В пунктах 2, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (указанное следует из статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статей 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Минимальные стандартные правила обращения СЃ заключенными, принятые проведенным РІ Женеве РІ 1955 РіРѕРґСѓ первым Конгрессом РћРћРќ РїРѕ предупреждению преступности Рё обращению СЃ правонарушителями Рё одобренные Ркономическим Рё социальным советом РћРћРќ РІ резолюциях в„– 663РЎ (XXIV) РѕС‚ 31 июля 1957 РіРѕРґР° Рё в„– 2076 (LXII) РѕС‚ 13 мая 1977 РіРѕРґР°, предусматривают, РІ частности, что РІСЃРµ помещения, которыми пользуются заключенные, особенно РІСЃРµ спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать РЅР° климатические условия, особенно РЅР° кубатуру этих помещений, РЅР° минимальную РёС… площадь, РЅР° освещение, отопление Рё вентиляции.
Согласно пунктов 11, 12, 14, 15 указанных Правил в помещениях, где живут и работают заключенные, окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения.
Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.
Все части заведения, которыми заключенные пользуются регулярно, должны всегда содержаться в должном порядке и самой строгой чистоте.
Принимая решение Рѕ частичном удовлетворении заявленных требований, СЃСѓРґ первой инстанции РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· доказанности несоблюдения РІ ФКУ РРљ-11 требований, установленных РІ статье 99 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, регламентирующей РїРѕСЂСЏРґРѕРє материально-бытового обеспечения Ковалева Р”.Р®. РІРѕ время отбывания последним РІ указанном исправительном учреждении наказания РІ РІРёРґРµ лишения СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РІ период СЃ 4 РёСЋРЅСЏ 2012 РіРѕРґР° РїРѕ 11 февраля 2020 РіРѕРґР°, РІ отрядах в„–в„– 8, 3, 7 Рё 5.
РР· имеющихся РІ материалах дела доказательствах, следует, что РЅР° протяжении длительного времени Ковалев Р”.Р®. РЅРµ обеспечен РЅРѕСЂРјРѕР№ жилой площади РЅР° РѕРґРЅРѕРіРѕ осужденного Рє лишению СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РІ исправительных колониях, РІ жилых отрядах РІ достаточном количестве отсутствовало санитарно-техническое оборудование, осужденные РЅРµ обеспечивались необходимым вещевым довольствием, санитарные узлы РЅРµ обеспечивали условия приватности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения требований административного истца в указанной части в связи с тем, что действия административных ответчиков противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы административного истца, определив справедливый размер компенсации исходя из обстоятельств данного конкретного дела.
Доказательств РёРЅРѕРіРѕ нарушения условий содержания Ковалева Р”.Р®. РІ ФКУ РРљ-11 РЅРµ представлено.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, не противоречащими нормам материального и процессуального права и потому соглашается с ними на основании следующего.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что Ковалев Д.Ю. приговором Краснодарского краевого суда от 21 сентября 2011 года осужден по пункту «в» части 4 статьи 162, пункту «ж, з» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, с применением части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 12 годам лишения свободы, с ограничением свободы на срок 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Согласно справке в„– 078186, выданной 11 февраля 2020 РіРѕРґР° ФКУ РРљ-11 ГУ ФСРРќ РїРѕ Нижегородской области Ковалев Р”.Р®. освобожден 31 января 2020 РіРѕРґР° постановлением Борского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Нижегородской области РЅР° основании статьи 79 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации условно-досрочно.
Ковалев Р”.Р®. отбывал наказание РїРѕ прибытии РІ РРљ-11 Нижегородской области 4 РёСЋРЅСЏ 2012 РіРѕРґР° РІ отряде в„– 8, 19 июля 2012 РіРѕРґР° переведён РІ отряд в„– 3, 6 марта 2014 РіРѕРґР° - РІ отряд в„– 7, 11 сентября 2014 РіРѕРґР° - РІ отряд в„– 5, РІ котором проживал вплоть РґРѕ освобождения РёР· колонии, что подтверждается справкой, выданной начальником колонии.
Р—Р° период содержания Ковалева Р”.Р®. РІ ФКУ РРљ-11 ГУ ФСРРќ РїРѕ Нижегородской области РІ адрес должностных лиц исправительной колонии вынесены СЂСЏРґ представлений Нижегородского РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях, Р·Р° нарушение положений статей 82, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° именно: в„– 4-2-2012 РѕС‚ 5 мая 2012 РіРѕРґР°, 23 апреля 2014 РіРѕРґР°, РѕС‚ 30 декабря 2014 РіРѕРґР° в„– 4-2-2014; в„– 4-2-2015 РѕС‚ РёСЋРЅСЏ 2015 РіРѕРґР°; в„–4-2-2016 РѕС‚ 17 РёСЋРЅСЏ 2016 РіРѕРґР°; в„–4-2-2017 РѕС‚ 27 февраля 2017 РіРѕРґР°; в„– 17-04-2012 РіРѕРґ РѕС‚ 18 октября 2012 РіРѕРґР°; в„– 04/33-2015 РѕС‚ 14 декабря 2015 РіРѕРґР°; в„–17-04/2018 РѕС‚ 29 августа 2018 РіРѕРґР°.
Выявленные нарушения также подтверждается ответами начальника ФКУ РРљ -11 ГУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области РѕС‚ 23 мая 2014 РіРѕРґР° Рё РѕС‚ 5 октября 2018 РіРѕРґР° РЅР° представления прокуратуры Рё приказы Рѕ привлечении Рє ответственности виновных лиц.
Так, представлением Нижегородского РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях РѕС‚ 14 декабря 2015 РіРѕРґР° в„– 17-04/33-2015, вынесенным РІ адрес заместителя начальника отдела безопасности ФКУ РРљ-11 ГУФСРРќ Нижегородской области, достоверно подтверждается, что РІ соответствии СЃРѕ статьями 82, 99 Рё частью 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, осужденные РЅРµ обеспечены РїРѕ установленной РЅРѕСЂРјРµ рукомойниками Рё напольными чашами (унитазами), надлежащий осмотр территории учреждения сотрудниками РРљ - 11 РЅРµ осуществлялся, продукты питания хранились РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј для осужденных доступе, что могло привести Рє вспышке острых кишечных заболеваний.
В ходе прокурорских проверок установлены многочисленные факты нарушений санитарно-эпидемиологических требований (пункт 5.4 СП 2.1.2.2844-11, пункты 5.9, 9.1, 12.1, 13.4 СП 2.3.6.1079-01), гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий (пункт 3.2.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03).
Представлением Нижегородского РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях в„– 4-2-2015 (Р».Рґ. 24), вынесенным РІ адрес заместителя начальника отдела безопасности ФКУ РРљ-11 ГУ ФСРРќ Нижегородской области, достоверно подтверждается, что РІ нарушение части 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Приложения 1 Рє приказу Федеральной службы исполнения наказания РѕС‚ 27 июля 2006 РіРѕРґР° в„– 512, РІ отряде в„– 5, РІ котором РЅР° момент проверки находился Ковалев Р”.Р®., осужденные РЅРµ обеспечены рукомойниками, РІ нарушение требований статьи 99, части 3 статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё пункта 10 Положения РѕР± отряде осужденных исправительного учреждения, утвержденного приказом Минюста Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 30 декабря 2005 РіРѕРґР° в„– 259 РІРѕ всех отрядах РРљ-11 Нижегородской области помещения для проведения воспитательной работы СЃ осужденными использовались РЅРµ РїРѕ назначению для проживания осужденных, санитарно-гигиенические Рё противоэпидемиологические требования, обеспечивающие охрану Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ осужденных, выполнялись РЅРµ ненадлежащим образом.
Представлением Нижегородского РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях РѕС‚ 17 РёСЋРЅСЏ 2016 РіРѕРґР° в„–4-2-2016, вынесенным РІ адрес должностных лиц ФКУ РРљ-11 ГУ ФСРРќ Нижегородской области, достоверно подтверждается, что РІ период нахождения Ковалева Р”.Р®. РІ отряде в„– 5 РЅР° момент проверки, осужденные РЅРµ обеспечены жилой площадью РїРѕ установленным законом нормам, РІ учреждении отсутствовало необходимое количество унитазов, лотковых писсуаров, ножных ванн, осужденные отряда в„–5 РЅРµ обеспечивались РїРѕ установленной РЅРѕСЂРјРµ рукомойниками Рё напольными чашами, РІ туалете отряда в„–3 частично отсутствуют перегородки, обеспечивающие приватность, практически РІРѕ всех отрядах РРљ- 11 помещения для проведения воспитательной работы СЃ осужденными используются РЅРµ РїРѕ назначению для проживания осужденных, допущены нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Технического Регламента Таможенного РЎРѕСЋР·Р° РўР РўРЎ 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», связанные СЃ невозможностью осуществления РІ производственном цехе РјРѕР№РєРё Рё дезинфекции| производственного инвентаря, допущены нарушения пунктов 3.18, 3.19 ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания Продукция общественного питания, реализуемая населению», нарушен пункты 7.4, 10.2, 10.1, 10.7 РЎРџ 2.3.6.1066-0Р“ «Санитарно-эпидемиологические требования Рє организациям торговли Рё обороту РІ РЅРёС… продовольственного сырья Рё пищевых продуктов».
Кроме того, установлено неисполнение требований Федерального закона №123-Ф от| 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», части 2 статьи 37 Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Представлением Нижегородского РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях РѕС‚ 27 февраля 2017 РіРѕРґР° в„– 4-2-2017, вынесенным РІ адрес должностных лиц ФКУ РРљ-11 ГУ ФСРРќ Нижегородской области, достоверно подтверждается, что РїСЂРё общей жилой площади 2611,9 квадратных метров, установленный лимит наполнения колонии РІ 1319 человек, фактически РЅРµ соответствует реальным возможностям учреждения РїРѕ размещению осужденных, что влечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ нарушение РЅРѕСЂРјС‹ жилой площади.
Р’ нарушение статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Приложения 1 Рє приказу Федеральной службы исполнения наказаний РѕС‚ 27 июля 2006 РіРѕРґР° в„– 512, спальные помещения РЅРµ обеспечены рукомойниками РёР· расчета 1 СЂСѓРєРѕРјРѕР№РЅРёРє РЅР° 10 осужденных, РІ учреждении отсутствует необходимое количество унитазов, лотковых писсуаров, ножных ванн, практически, РІРѕ всех отрядах РРљ-11 помещения для проведения воспитательной работы СЃ осужденными используются РЅРµ РїРѕ назначению.
В нарушение статей 101, 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в учреждении не надлежащим образом организован вывоз отходов производства, на площадке для сбора мусора, отходы бытового и строительного характера размещаю около зданий промышленной зоны, что не допустимо.
Представлением Нижегородского РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РїРѕ надзору Р·Р° соблюдением законов РІ исправительных учреждениях РѕС‚ 29 августа 2018 РіРѕРґР° в„–17-04/23-2018, вынесенным РІ адрес должностных лиц ФКУ РРљ-11 ГУ ФСРРќ Нижегородской области, установлено, что причиной, способствовавшей нарушению прав осужденных РЅР° надлежащее материально-бытовое явилась ненадлежащая организация работы ответственных должностных лиц ГУ ФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области РїРѕ своевременному заключению государственных контрактов РїРѕ приобретению необходимых вещей Рё предметов первой необходимости.
Руководством ФКУ РРљ-11 ГУФСРРќ Нижегородской области РїРѕ итогам проведенных проверок были вынесены приказы Рѕ привлечении виновных лиц Рє дисциплинарной ответственности.
Представления прокуратуры Нижегородской области не обжаловались и отменены не были.
Факты установленных нарушений на момент содержания осужденного Ковалева Д.Ю. административными ответчиками не опровергнуты, как и доводы осужденного об имевших место нарушениях.
Таким образом, судебная коллегия по административным делам соглашается с выводами суда первой инстанции о допущенных нарушениях уголовно-исполнительного законодательства при содержании Ковалева Д.Ю. в исправительном учреждении в период отбывания им наказания.
Кроме того, по мнению судебной коллегии, обоснованным является и размер взысканных в пользу административного истца судебных расходов, установленный районным судом в соответствии с требованиями статей 103, 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также руководящими разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, соответствующий сложности дела, объему выполненной представителем работы, являющийся разумным.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе расходы на оплату услуг представителей (пункт 4), другие признанные судом необходимыми расходы (пункт 7).
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 11, 13 постановления Пленума Верховного Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Оснований полагать, что помимо выявленных нарушений имели место и остальные, указанные в жалобе, с учетом установленных на основании имеющихся доказательств обстоятельств дела, не усматривается.
Вопреки позиции административного истца взысканная сумма компенсации не является явно несоразмерной характеру нарушений, длительности нарушений условий содержания под стражей, иным обстоятельствам дела (в том числе отсутствия каких-либо последствий для административного истца).
Само по себе несогласие административного истца с размером компенсации, субъективное мнение о нарушении присужденным размером компенсации положений статей 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека, не свидетельствует о наличии оснований для изменения или отмены судебных актов, приведенных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки позиции административных ответчиков, приведенной в кассационной жалобе, вопрос соблюдения срока на обращение в суд разрешен судами надлежащим образом.
Нормы действующего законодательства, предоставляя возможность оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если заявитель считает, что нарушены его права и свободы, устанавливает ограничения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований может быть отказано без рассмотрения спора.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Вместе с тем, согласно статье 5 Федерального закона от 27 декабря 2019 года № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
В материалах дела содержатся сведения об обращении Ковалева Д.Ю. с соответствующей жалобой на условия содержания в исправительном учреждении в Европейский Суд по правам человека 14 мая 2018 года, которую Европейский Суд коммуницировал Правительству Российской Федерации.
Таким образом, вопреки утверждениям административных ответчиков, срок обращения с административным исковым заявлением Ковалева Д.Ю. не пропущен.
Судебная коллегия отмечает, что административный истец и его представитель заблаговременно и в установленном порядке извещались судом о времени и месте рассмотрения дела, соответственно им обеспечивалась возможность участия в судебных заседаниях. Отсутствовали и какие-либо препятствия, связанные с возможностью ознакомления административного истца с материалами административного дела.
В целом апелляционные жалобы повторяют доводы и правовую позицию сторон, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тихорецкого районного СЃСѓРґР° Краснодарского края РѕС‚ 6 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР° оставить без изменения, апелляционные жалобы Ковалева Р”.Р®. Рё Федеральной службы исполнения наказаний Р РѕСЃСЃРёРё, ГУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области, ФКУ РРљ - 11 ГУФСРРќ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Нижегородской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения, через суд первой инстанции.
Председательствующий Онохов Ю.В.
РЎСѓРґСЊРё: РњРѕСЂРѕР·РѕРІР° Рќ.Рђ.
Суслов К.К.