Дело № 2а-2234/22
11RS0005-01-2022-003012-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ухта Республики Коми |
06 июля 2022 года |
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Хазиевой С.М.
при секретаре Рузиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хорькова Д.А. к Федеральному казённому учреждению исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Хорьков Д.А. обратился с административным иском к Федеральному казённому учреждению исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее по тексту ФКУ ИК-19) о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 450.000 руб. В иске указал, что с 05.06.2020 он отбывает наказание в ФКУ ИК-19. 05.06.2020 он был помещен в карантинное отделение сроком на 20-ть дней, где содержался в ненадлежащих условиях: всего 3 крана и 3 раковины, не было горячей воды, в туалете всего 3 унитаза.
Потом был распределен в отряд № 3, секция № 1, где содержится в ненадлежащих условиях: в жилой секции 24 двухярустных кровати, 41 табурет, что создает скученность, нестабильная температура из-за отсутствия стекла и одной рамы, нет вентиляции, вместе с ним проживал ФИО4, болевший туберкулезом, нет горячей воды, 10 кранов и 10 раковин недостаточно, 7 унитазов и 3 писсуара недостаточно, в комнате для просмотра телевизора недостаточно посадочных мест, плохое освещение, на крыше нет снегозадержателей, в локальном участке нет освещения, с 22 до 06 часов отключали холодную воду, не предоставляли маски и перчатки, в столовой антисанитарные условия, в БПК антисанитарные условия, в комнате для приема пищи всего одна электрическая плита
Определением суда от 07.06.2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлеченаФедеральная служба исполнения наказаний (далее по тексту ФСИН России).
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ судебное заседание проводится в отсутствии административного истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, истец просил рассмотреть дело в его отсутствии.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ ИК-19, ФСИН России по доверенности Тихонова Н.В. заявленные требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Ухтинского городского суда от 08.1.2021, дело № 2а-3455/21, с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России в пользу Хорькова Д.А. была взыскана денежная компенсация за нарушение условий содержания в размере 15.000 рублей, за отсутствие горячей воды, недостаточное количество сантехнического оборудования в туалетах.
Согласно положениям статей 17 и 21 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.
В силу части 2 статьи 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч.1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих(ч.2).
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (ч.3).
Из указанной нормы следует, что денежная компенсация, взыскиваемая в порядке КАС РФ в случае нарушений условий содержания осужденного в исправительном учреждении, является своего рода, компенсацией за понесенные нравственные и физические страдания, так как в случае удовлетворения требований о взыскании указанной компенсации, в последующем осужденный теряет право на обращение в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда. Из указанных положений так же следует, что нарушением условий содержания в исправительном учреждении осужденному причиняются нравственные и/или физические страдания.
Соответственно юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения осужденному физических и нравственных страданий.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Механизм содержания под стражей или отбывания наказания урегулирован законодательно, реализуется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, и лиц, ответственных за их содержание.
С учетом изложенного и в силу общего признания допустимости государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина при реализации в отношении него принудительных мероприятий по его исправлению и защите от него общества в силу совершения им общественно опасных деяний, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью не только содержания в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом ограничение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения, при соблюдении установленного законом объема предоставления ограниченных прав.
В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5).
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
В соответствие с частью 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Министерством юстиции Российской Федерации, приказом от 16.12.2016 № 295утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту ПВР), которые на основании УИК РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей. Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ.
Осужденные обеспечиваются всем необходимым в соответствии с Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и следственных изоляторов Уголовно-исполнительной системы" (далее Приказ № 512).
Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр. утверждены и введены в действие «СП 308.1325800.2017.Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)» (далее Свод правил).
Из материалов дела следует, что Хорьков Д.А. прибыл в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми 05.06.2020, 25.06.2020 был распределен в отряд № 3, секция № 1 (с 01.02.22 –отряд № 1).
Карантинное отделение расположено на втором этаже двухэтажного здания. Общая площадь помещения составляет-273,3 м. кв. Площадь жилого помещения-107,2 м.кв.
В период нахождения истца в карантинном отделении, количество осужденных было от 17 до 19 человек.
Согласно п.14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (в двух частях), утвержденных Приказом Минстроя от 20.10.2017 №1454/пр, мужскую уборную необходимо оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных. Умывальную следует оборудовать одной ножной ванной и одним умывальником на 15 осужденных мужского пола.
Умывальная комната оборудована 3 раковинами, туалет оборудован 2 туалетными кабинками с унитазами и 1 раковиной.
Оборудование карантинного отделения 3 унитазами и 4 раковинами не является нарушением Свода правил.
Отсутствие горячей воды как в карантинном отделении, так и в умывальных комнатах отрядов ФКУ ИК-8, ответчиком не оспаривается.
Из положений пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп.
Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно исполнительной системы, за исключением тюрем.
Обеспечение горячим водоснабжением являлось и является обязательным. Иное применение закона ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил, по сравнению с теми, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях, введенных в эксплуатацию после 2003 года.
Решением Ухтинского городского суда от 20.05.2020 года, вступившим в законную силу, на ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ОСУОН, всех камер блока ШИЗО/ПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1. и 19.2.5 свода правил «Исправительные учреждения и центры УИС. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, п.8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64.
До настоящего времени данное решение суда не исполнено.
Отряд № 1 (ранее отряд № 3) расположен в двухэтажном отдельно стоящем здании на втором этаже, блок общежитий № 2, имеет отдельный вход, оборудован необходимыми помещениями и объектами коммунально-бытового назначения. В отряде имеются три спальных помещения, комната воспитательной работы, комната приема пищи, 2 умывальные комнаты, 2 туалетных помещения, кабинет начальника отряда, каптерки, три сушильных комнаты, комната быта.
В соответствии с ч.1 ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.
Согласно требованию приказа ФСИН России № 512 осужденные обеспечиваются отдельным спальным местом, одной тумбочкой на 2-их осужденных и 1 табуретом.
Общая площадь отряда № 1 составляет - 668,5 кв.м.: спальное помещение № 1 - 91,6 кв. м. (наполняемость до 45 человек), спальное помещение № 2 - 87, 9 кв. м. (наполняемость до 43 человека), спальное помещение № 3 - 87,0 кв. м. (наполняемость до 43 человека).
Спальная секция № 1 отряда № 1 оборудована: кровати двухярусные металлические в количестве 23 шт. расставлены в два ряда, тумбочки - 23 шт. (1 тумбочка на 2 осужденных), табуреты - 45 шт.
Исключений из норматива (не менее 2 кв.м. жилой площади на одного осужденного) мебели и иного инвентаря не предусмотрено.
За время пребывания истца в отряде № 1 нарушение лимита наполняемости секции № 1 не выявлялось. В секции проживало одновременно не более 44 осужденных (при норме наполняемости до 45 человек). Актов прокурорского реагирования, вышестоящих организаций по фактам нарушения в ФКУ ИК-19 в отряде № 1 секции № 1 ч. 1 ст. 99 УИК не вносились.
В связи с изложенным, оснований для вывода о переполненности жилой секции не имеется, данный довод административного истца своего подтверждения не нашел.
Согласно каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденного приказом Минюста России № 407 от 27.07.2017 отряды оборудуются кроватями спецназначения КОН-1, которые устанавливаются в общежитиях ИУ и СУ. Кровать КОН-1 состоит из двух спинок и рамы. Опора или лесенка для подъема на верхний ярус, а также ограничители по бокам по предусмотрены.
В соответствии с нормами освещения и стандарта СП 52.13330.2011, СНИП 23-05-95, норма освещения в жилом помещении составляет 150 Лк.
В отряде №1 установлено искусственное освещение в соответствии свода правил СниП 23-05-95: туалет – светильник ЛПО Standart 218-21 (4 шт мощность 18 Вт *2 1350Lm – каждый светильник), коридор – светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (2 шт мощность 36Вт каждая), помещение для приема пищи –светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (2 шт мощность 36Вт каждая), комната отдыха (воспитательной работы с осужденными) - светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (3 шт мощность 36Вт каждая), спальные помещения - светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (12 шт мощность 36Вт каждая). Ежеквартально производятся замеры уровня освещенности при помощи сертифицированного оборудования, работы по замене осветительного оборудования.
В соответствии с техническим паспортом здания, комната воспитательной работы отряда № 1, в которой имеется телевизор составляет площадь 86,8 кв.м.
Согласно п. 8 табл. 14.3. свода правил «Исправительные учреждения и центры УИС, Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, комната воспитательной работы, групповой психологической работы с осужденными должна быть не менее 0,4 м. на одного осужденного, но не менее 30,0 м.
Учитывая, что в отряде № 1 отбывают наказание осужденные в количестве 130 человек, площадь комнаты воспитательной работы должна составлять не менее 52 кв. метра. Кроме того, в комнате воспитательной работы имеются 33 4-х местных лавки. Комната оборудована светильниками светодиодными FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (3 шт мощность 36Вт каждая).
Согласно п.14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (в двух частях), утвержденных Приказом Минстроя от 20.10.2017 №1454/пр, мужскую уборную необходимо оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных. Умывальную следует оборудовать одной ножной ванной и одним умывальником на 15 осужденных мужского пола.
Отряд № 1 оборудован двумя туалетными помещениями, в которых имеются 8 унитазов и 6 писсуаров. Туалеты отделены друг от друга кабинками, перегородки между писсуарами не предусмотрены.
При численности осужденных в отряде №1 - 130 человек, это недостаточно, должно быть 9 унитазов и 9 писсуаров.
Отряд № 1 оборудован двумя умывальными комнатами, в которых имеются 10 раковин с кранами, 1 ножной раковиной.
На крыше здания, в котором расположен отряд № 1 ранее отсутствовали снегозадержатели, что не оспаривается ответчиками. Однако уборка снега с крыши производилась своевременно. Снегозадержатели установлены 14.10.2021 на объекте «Общежитие № 2», произведена их установка на крышу с двух сторон здания, протяженностью 60 м. в две нити из арматуры.
Локальный участок отряда 200 кв.м., имеется уличное освещение.
Холодное водоснабжение в ФКУ ИК-19 централизованное, согласно заключенным контрактам с МУП Ухтаводоканал. Перебоев с поставкой воды нет, за исключением аварийных ситуаций. Временное отключение холодного водоснабжения в ночное время обусловлено необходимостью проведения текущих плановых ремонтных работ и технического обслуживания сантехнического оборудования, так как данные работы невозможно провести без отключения водоснабжения. В связи с изложенным, с 22 до 06 часов периодически происходило отключение холодного водоснабжения. С января 2021 отключение холодного водоснабжения в ночное время не производится.
Пунктом 19.3.6 Свода правил установлено, что во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать: приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.
В соответствии с абзацем 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах.
Таким образом, указанными санитарными нормами обязательной приточно-вытяжной вентиляционной системы в камерах не предусмотрено. Вентиляция указанных помещений осуществляется путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках.
В отряде № 3 имеется приточно-вытяжная вентиляция в рабочем состоянии, а также естественная (через форточку).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Согласно таблице 5.27 СанПиН 1.2.3685-21, допустимая температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не менее 18 С.
Температура в помещениях спальном и помещении воспитательной работы - в холодный период +18 +24 градуса, в теплый период +20 +28; в комнате приема пищи - +18 +26 градусов; в туалете - +18 +26 градусов; в коридоре - +16 - +22 градусов.
Фактов низких температур в отряде № 1 в период нахождения там административного истца не фиксировалось.
Согласно положениям свода правил, отряды оборудуются помещением для хранения продуктов, с местом для приема пищи. В соответствии с Приказом № 512, данное помещение оборудуется только 1 электрокипятильником. Отряд № 1 обеспечен: чайники- 4 шт., микроволновка- 3 шт., электроплиты-2 шт., портативная колонка- 2 шт.
Санитарное состояние столовой в удовлетворительном состоянии. Ремонт помещений производится по необходимости. Стены, пол, электрика, сантехника, находятся в удовлетворительном состоянии. За уборку и санитарное состояние столовой ответственность несут осужденные, назначенные на должность подсобных рабочих.
Санитарное состояние столовой удовлетворительное, что подтверждается справками ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
В ходе выездной проверки прокурором ИТУ 19.08.2020 санитарное состояние столовой признано удовлетворительным. В вынесенном прокурором ИТУ в адрес начальника ФКУ ИК-19 21.08.2020 Представлении об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации указано, что в помещении столовой учреждения на батареях грибок и плесень. Однако данные факты не отражены в акте выездной проверки прокуратуры ИТУ 19.08.2020 и не подтверждаются материалами дела.
Питание осужденных к лишению свободы, находящихся в ФКУ ИК-19 организовано в соответствии с нормами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации на мирное время», приказом Минюста России от 17.09.2018 г. № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», Приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
Продукты суточных норм осужденным ФКУ ИК-19 доводятся в виде готовой пищи 3 раза в сутки на завтрак, обед, ужин в полном объеме по утвержденным раскладкам продуктов, которые составляются начальником ОКБИ и ХО совместно с заведующим столовой учреждения, подписывается заместителем начальника, курирующего ОКБИ и ХО, начальником ОКБИ и ХО и медицинским работником. В случаях отсутствия какого-либо продукта на складе ФКУ ИК-19, производится его замена на продукты заменители в соответствии с нормами замен, утвержденными приказом № 189.
Нарушений организации питания осужденных прокуратурой ИТУ не выявлено.
В силу пункта 21 ПВР, в ИК-19 не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья, согласно утвержденного начальником учреждения графика работы бани и санитарной обработки в дезинфекционной камере.
Санитарное состояние банно-прачечного комплекса (БПК) в удовлетворительном состоянии. Ремонт помещений производится по необходимости. Стены, пол, электрика, сантехника, находятся в удовлетворительном состоянии. За уборку и санитарное состояние БПК ответственность несут осужденные, назначенные на должность подсобных рабочих.
Общая площадь помещения составляет-365,1 кв.м. В БПК имеются: парикмахерская, мастерская по ремонту одежды для спецконтингента, помывочное отделение: леек-10 шт., кран (раковины) -2 шт., сушилка, раздевалка: 6 скамеек с крючками, машинное отделение: 3 стиральные машины, 1 центрифуга, гладильное помещение: 1 утюг, 1 гладильный каток, гладильный стол, помещение для дез. камер (2 шт.), туалет – 1 унитаз. Помещение оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
Помывка осужденных осуществляется по графику 2 раза в неделю, поотрядно группами не более 10 осужденных. Площадь помывочного отделения составляет 41,9 кв.м. Согласно табл. 14.12 Свода правил, норма площади помывочного отделения составляет 2,0 кв.м. на 1 душевую сетку, душевых сеток 10, норма площади таким образом не нарушена. Нарушение температурного режима не установлено. Согласно таблице 14.12 Свода правил, баня оборудуется одним унитазом и одним умывальником в тамбуре.
В ходе выездной проверки прокурором ИТУ 19.08.2020 санитарное состояние БПК признано удовлетворительным. Нарушений санитарно-эпидемиологического состояния БПК сотрудниками ФКУЗ МСЧ-11 не выявлено, предписаний не вносилось, что подтверждается записями в журнале санитарного состояния БПК.
Обслуживание ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми осуществляет филиал федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 14 Федеральной службы исполнения наказаний».
ВИЧ - инфицированные осужденные, осужденные, состоящие на учете погруппе наблюдения, «Гепатит С», содержатся на общих основаниях, изоляции не подлежат.Лица, в эпидемиологическом плане представляющие угрозу для окружающих, в случае выявления, в обязательном порядке изолируются, в экстренном порядке этапируются в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.Лица, пройдя курс лечения ВИЧ - инфицированные осужденные, осужденные, состоящие на учете погруппе наблюдения, «Гепатит С», выписываются в исправительное учреждение и содержаться наобщих основаниях, подлежат диспансерному учету, периодически получают соответствующее профилактическое лечение, при этом, какую – либо угрозу заражения данным заболеванием для окружающих непредставляют.
В соответствии с Федеральным законном от 9 марта 2001 года. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" из части 2 статьи 101 УИК РФ исключена норма, предусматривающая содержание ВИЧ-инфицированных осужденных в специализированных лечебно-исправительных учреждениях, в связи с чем они отбывают наказание на общих основаниях, включая совместное пользование со здоровыми лицами коммунально-бытовыми и производственными объектами, при условии соблюдения санитарно-гигиенических норм.
Доказательств, свидетельствующих, что в отряде вместе с истцом находились осужденные с открытой формой туберкулеза, суду не представлено.
Выдача масок и перчаток осужденным, содержащимся в исправительном учреждении не предусмотрена нормами действующего законодательства.
Согласно п. 1.1 Устава ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от 01.04.2015 № 283 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России осуществляет санитарно - эпидемиологический надзор в учреждениях УИС.
Нарушений санитарно-эпидемиологического состояния отряда № 1 (ранее отряд № 3), столовой, БПК не выявлено, предписаний не вносилось.
Учитывая вышеизложенное, материалами дела подтверждено, что в период содержания Хорькова Д.А. в ФКУ ИК-19 были допущены следующие нарушения условий содержания: отсутствовало и отсутствует в настоящее время горячее водоснабжение; в туалетах отряда недостаточное количестве унитазов и писсуаров (вместо 9 унитазов-8, вместо 9 писсуаров – 6), в ночное время с 22 часов до 06 часов отключали холодную воду до января 2021 года, что свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-19 и дает право Хорькову Д.А. на получение денежной компенсации.
При этом суд считает необходимым отметить, что отсутствие горячего водоснабжения в умывальных комнатах, частично компенсируется наличием горячего водоснабжения в банно-прачечном комплексе учреждения, душевых комнатах и помывкой осужденных в БПК учреждения 2 раза в неделю, кроме того, в отряде имеются электрические чайники в комнате для приема пищи, с помощью которых осужденные могут согреть горячую воду для своих нужд.
Учитывая период содержания Хорькова Д.А. в ФКУ ИК-19 (с 05.06.2020, т.е. более 2 лет 1 мес.) в ненадлежащих условиях, характер и продолжительность нарушений условий отбывания наказания, данные о личности административного истца, то, что решением Ухтинского городского суда от 08.11.2021 по делу № 2а-3455/21 в пользу истца уже была взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания за период с 05.06.2020 по 08.11.2021 за отсутствие горячего водоснабжения и недостаточное количество сантехнического оборудование в туалетах, требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу Хорькова Д.А. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 10.000 руб.
Требования о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации от имени которой выступает главный распорядитель по ведомственной принадлежности – Федеральная служба исполнения наказаний.
Руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
ТребованияХорькова Д.А., удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Хорькова Д.А. компенсацию за нарушение условий содержания в Федеральном казённом учреждении исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми в размере 10.000 рублей.
В удовлетворении требований Хорькова Д.А. к Федеральному казённому учреждению исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 14 июля 2022 года.
Судья Ухтинского городского суда – Хазиева С.М.