Решение по делу № 2-335/2022 от 01.06.2022

Дело №2-335/2022

УИД: 61RS0048-01-2022-000640-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


25 июля 2022 г. пос. Орловский
Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Халиной И.Л.,

при секретаре судебного заседания Гаевой А.Ю.,

с участием ст. помощника прокурора Орловского района Ростовской области Серенко К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению прокурора Орловского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области об обязании обустроить кладбище в соответствии с требованиями действующего законодательства,

установил:

Прокурор Орловского района Ростовской области обратился в суд с указанным выше иском, обосновав его следующим.

Прокуратурой района, в соответствии с заданием прокуратуры области от 13.01.2022 №7/1-57-2022, проведена проверка исполнения администрацией Красноармейского сельского поселения требований федерального законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе, которой установлено следующее.

Согласно ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз.3 п.1 ст.2 того же Федерального закона). Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения орган местного самоуправления обязан, в том числе, и принять меры по устранению допущенных нарушений. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.

Согласно п.1 ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Руководство данным органом осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации. Действующие Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, аналогично регулируют вопросы накопления отходов производства и потребления.

В силу п. 65 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Красноармейского сельского поселения имеется три гражданских кладбища, расположенные по следующим адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес>, при содержании которых администрацией Красноармейского сельского поселения нормы санитарно-эпидемиологического законодательства не соблюдаются, устройство кладбищ не соответствует требованиям п. 65 СанПиН2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, а именно указанные кладбища не оборудованы контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с п. 3 СанПиН2.1.3684-21. Содержание кладбищ на территории Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области осуществляет ответчик - администрация Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области, в связи с чем, в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о похоронном деле, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, орган местного самоуправления должен руководствоваться указанными СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми организациями, чья деятельность связана с содержанием кладбищ. Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

25.04.2022 за № 7-27-2022 главе администрации Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений при содержании кладбищ. По результатам рассмотрения представления, допущенные администрацией Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области нарушения, устранены не в полном объеме. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья. Непринятие администрацией Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области необходимых мер по надлежащему содержанию кладбищ влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч.1,2 ст.150 ГК РФ, жизнь и здоровье, как нематериальные блага, защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Требованиями ст.12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Истец просит суд: Обязать администрацию Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать 3 гражданских кладбища, расположенные по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с п.3 СанПиН2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.

В судебном заседании истец ст. помощник прокурора Орловского района Ростовской области Серикова К.В. иск поддерживала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика глава администрации Красноармейского сельского поселения Власенко Е.А., согласно поданного заявления, исковые требования признала в полном объеме, не возражала против его удовлетворения, ходатайствовала о предоставлении срока исполнения решения суда 1 год. Последствия признания иска ей понятны. (л.д.67).

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

Согласно ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами.

В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания (ч.1).

Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон (ч.2). При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч.3).

Как указано в абз.2 ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд принимает признание иска, представителями ответчиков, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы сторон и других лиц.

Принимая во внимание, что представители ответчиков иск признали в полном объеме, а суд признание иска принял, согласно с ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, не рассматривая, спора по существу, приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, учитывая их признание ответчиком, а также на основании требований закона.

Согласно ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.

Представитель ответчика Администрации Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области Власенко Е.А. ходатайствовала предоставить отсрочку для исполнения решения суда сроком на 1 год.

Суд полагает, что срок, в течение которого подлежат исполнению требования прокурора Орловского района, следует установить до 25.07.2023.

Руководствуясь ст.ст.39,173,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Орловского района Ростовской области –удовлетворить.

Обязать администрацию Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области оборудовать три гражданских кладбища, расположенные по адресу: <адрес>; <адрес> <адрес>, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с п.3 СанПиН2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до 25.07.2023.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Орловский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2022.

Дело №2-335/2022

УИД: 61RS0048-01-2022-000640-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


25 июля 2022 г. пос. Орловский
Орловский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Халиной И.Л.,

при секретаре судебного заседания Гаевой А.Ю.,

с участием ст. помощника прокурора Орловского района Ростовской области Серенко К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению прокурора Орловского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области об обязании обустроить кладбище в соответствии с требованиями действующего законодательства,

установил:

Прокурор Орловского района Ростовской области обратился в суд с указанным выше иском, обосновав его следующим.

Прокуратурой района, в соответствии с заданием прокуратуры области от 13.01.2022 №7/1-57-2022, проведена проверка исполнения администрацией Красноармейского сельского поселения требований федерального законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе, которой установлено следующее.

Согласно ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз.3 п.1 ст.2 того же Федерального закона). Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения орган местного самоуправления обязан, в том числе, и принять меры по устранению допущенных нарушений. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок их деятельности.

Согласно п.1 ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Руководство данным органом осуществляет Главный государственный санитарный врач Российской Федерации. Действующие Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, аналогично регулируют вопросы накопления отходов производства и потребления.

В силу п. 65 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Красноармейского сельского поселения имеется три гражданских кладбища, расположенные по следующим адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес>; <адрес>, при содержании которых администрацией Красноармейского сельского поселения нормы санитарно-эпидемиологического законодательства не соблюдаются, устройство кладбищ не соответствует требованиям п. 65 СанПиН2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, а именно указанные кладбища не оборудованы контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с п. 3 СанПиН2.1.3684-21. Содержание кладбищ на территории Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области осуществляет ответчик - администрация Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области, в связи с чем, в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о похоронном деле, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, орган местного самоуправления должен руководствоваться указанными СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми организациями, чья деятельность связана с содержанием кладбищ. Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

25.04.2022 за № 7-27-2022 главе администрации Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений при содержании кладбищ. По результатам рассмотрения представления, допущенные администрацией Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области нарушения, устранены не в полном объеме. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы граждан на обеспечение безопасности жизни и здоровья. Непринятие администрацией Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области необходимых мер по надлежащему содержанию кладбищ влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч.1,2 ст.150 ГК РФ, жизнь и здоровье, как нематериальные блага, защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Требованиями ст.12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Истец просит суд: Обязать администрацию Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать 3 гражданских кладбища, расположенные по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с п.3 СанПиН2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.

В судебном заседании истец ст. помощник прокурора Орловского района Ростовской области Серикова К.В. иск поддерживала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика глава администрации Красноармейского сельского поселения Власенко Е.А., согласно поданного заявления, исковые требования признала в полном объеме, не возражала против его удовлетворения, ходатайствовала о предоставлении срока исполнения решения суда 1 год. Последствия признания иска ей понятны. (л.д.67).

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.

Согласно ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами.

В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания (ч.1).

Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон (ч.2). При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч.3).

Как указано в абз.2 ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд принимает признание иска, представителями ответчиков, считая, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы сторон и других лиц.

Принимая во внимание, что представители ответчиков иск признали в полном объеме, а суд признание иска принял, согласно с ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, не рассматривая, спора по существу, приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, учитывая их признание ответчиком, а также на основании требований закона.

Согласно ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.

Представитель ответчика Администрации Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области Власенко Е.А. ходатайствовала предоставить отсрочку для исполнения решения суда сроком на 1 год.

Суд полагает, что срок, в течение которого подлежат исполнению требования прокурора Орловского района, следует установить до 25.07.2023.

Руководствуясь ст.ст.39,173,194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Орловского района Ростовской области –удовлетворить.

Обязать администрацию Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области оборудовать три гражданских кладбища, расположенные по адресу: <адрес>; <адрес> <адрес>, контейнерными площадками для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с п.3 СанПиН2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, то есть до 25.07.2023.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Орловский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2022.

2-335/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Орловского района Ростовской области
Ответчики
Администрация Красноармейского сельского поселения
Суд
Орловский районный суд Ростовской области
Судья
Халина Ирина Леонидовна
Дело на сайте суда
orlovsky.ros.sudrf.ru
01.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2022Передача материалов судье
03.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2022Подготовка дела (собеседование)
16.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее