УИД: 66RS0010-01-2022-002782-48
Гражданское дело № 2-2117/2022
Мотивированное решение составлено 09.12.2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02.12.2022 город Нижний Тагил
Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в составе
председательствующего судьи Станевич А.В.,
при помощнике судьи Шелегиной Е.В.,
с участием представителя истца Афониной Ю.Е., ответчика Елькиной О.В., представителя ответчика Пироговой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елькиной Н. А. к Елькиной О. В. о включении имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования, возложении обязанности,
установил:
истец обратился в суд с иском к ответчику о включении имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования, возложении обязанности.
В обоснование иска указала, что 06.11.2001 умер отец истца – Елькин А.А. Наследником первой очереди после его смерти является истец. Ответчик и отец истца состояли в браке с 16.09.1977 года. Брак был расторгнут на основании решения суда от 19.11.1993, запись о прекращении брака внесена в книгу записи актов гражданского состояния 14.04.1998. В ходе рассмотрения гражданского дела Пригородным районным судом истцу стало известно, что в соответствии с КоБС РСФСР брак считался прекращенным со времени регистрации в книге записи актов гражданского состояния. Елькина О.В. по договору купли-продажи 11.07.1996 приобрела в собственность квартиру по адресу: (место расположения обезличено). Истец в установленный законом срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти отца. О нарушении прав истца на включение в наследственную массу после смерти отца доли в праве собственности на вышеуказанную квартиру истцу стало известно в 2022 году в ходе рассмотрения исков в суде, поскольку ранее она не знала о дате внесения в книгу записи актов гражданского состояния записи о расторжении брака между родителями. В связи с изложенным, истец обратилась в суд с иском, в котором просила включить в состав наследства после смерти отца супружескую долю и признать за собой право собственности на ? доля в праве собственности на квартиру по адресу: (место расположения обезличено), возложить обязанность на Нижнетагильский отдел Росреестра по СО произвести государственную регистрацию перехода права собственности.
Определением от 13.10.2022 производство по делу в части требований возложить обязанность на Нижнетагильский отдел Росреестра по СО произвести государственную регистрацию перехода права собственности прекращено в связи с отказом истца от иска.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований.
Ответчик, представитель ответчика возражали относительно заявленных требований, указывая, что истец пропустил срок исковой давности. Просили в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Третьи лица Управление Росреестра по СО и нотариус Коновалова Е.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении не ходатайствовали
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело при данной явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации и ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что совместная собственность супругов возникает в силу прямого указания закона.
Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное (п. 1 ст. 33 Семейного кодекса Российской Федерации).
К общему имуществу супругов согласно п. 2 ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи (жилые и нежилые строения и помещения, земельные участки, автотранспортные средства, мебель, бытовая техника и прочее); любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Таким образом, необходимым условием для признания имущества совместным является его приобретение супругами в период брака и на совместные денежные средства.
В судебном заседании установлено, что брак между Елькиной О.В. и Елькиным А.А. был заключен 16.09.1977, расторгнут решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила от 19.11.1993, запись акта о расторжении брака внесена 14.04.1998 (л.д. 40-41).
В силу ст. 40 КоБС РСФСР брак считается прекращенным со времени регистрации развода в книге регистрации актов гражданского состояния.
Согласно ст. 169 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 25 настоящего Кодекса, устанавливающая момент прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу, применяется при расторжении брака в суде после 1 мая 1996 года. Брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 года, считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния.
Соответственно, брак между Елькиной О.В. и Елькиным А.А. прекращен 14.04.1998.
Данный факт установлен апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09.08.2022 по гражданскому делу № 2-814/2021 по иску Елькиной О. В. к Елькиной Н. А. о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону в части, признании права собственности на долю в праве собственности на недвижимое имущество.
Елькина О.В. является собственником жилого помещения по адресу: (место расположения обезличено), на основании договора купли-продажи от 11.07.1996 (л.д. 68-69).
Соответственно, поскольку вышеуказанная квартира приобретена в период до прекращения брака между Елькиной О.В. и Елькиным А.А., она приобретена в период брака и является совместно нажитым имуществом.
Елькин А.А. умер 06.11.2001 (л.д. 152 оборот).
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
После его смерти открыто наследственное дело №... (л.д. 152-162). Единственным наследником первой очереди являлась Елькина Н.А., которая своевременно обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Ответчиком заявлено о применении положений ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (п.п. 1 и 2 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», согласно пункту 2 статьи 196 ГК РФ срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Началом течения такого десятилетнего срока, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 181 и абзацем вторым пункта 2 статьи 200 ГК РФ, является день нарушения права. Если иное прямо не предусмотрено законом, для целей исчисления этого срока не принимается во внимание день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, и указанный срок не может быть восстановлен. Названный срок применяется судом по заявлению стороны в споре. Вместе с тем истцу не может быть отказано в защите права, если до истечения десятилетнего срока имело место обращение в суд в установленном порядке или обязанным лицом совершены действия, свидетельствующие о признании долга. Десятилетний срок, установленный пунктом 2 статьи 196 ГК РФ, не подлежит применению к требованиям, на которые в соответствии с законом исковая давность не распространяется (например, статья 208 ГК РФ).
Течение срока исковой давности по требованию о выделении доли наследодателя из общего имущества супругов начинается со дня, следующего за днем открытия наследства.
Наследство открылось 06.11.2001 со смертью Елькина А.А., соответственно, срок исковой давности по заявленному истцом требованию начал течь с 07.11.2001.
Поскольку течение срока давности, установленного п. 2 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не зависит от того, когда истцу стало известно о нарушении ее права, данный срок истек 07.11.2011.
С исковым заявлением Елькина Н.А. обратилась в суд только 01.09.2022, в связи с чем ей пропущен пресекательный срок исковой давности, установленный п. 2 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Также суд считает, что общий срок исковой давности, который составляет 3 года, истцом пропущен. В судебном заседании установлено, что истцу было известно о расторжении брака между ее родителями. О нарушении своего права истец должна была узнать при обращении к нотариусу при должной степени внимательности и осмотрительности, так как знала, что ранее родители состояли в браке, и для определения состава имущества, входящего в наследство, нотариусу необходимо было представить копию свидетельства о расторжении брака между родителями истца либо ходатайствовать о запросе такой информации.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Елькиной Н. А. к Елькиной О. В. о включении имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тагилстроевский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья А.В. Станевич