Дело № 2а-805/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2018 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Ведерниковой Е.Н., при секретаре Наугольных Д.С., с участием помощника Лысьвенского городского прокурора Гудкова М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьве административное дело по иску Лысьвенского городского прокурора к муниципальному казенному учреждению «Управление инфраструктурой администрации г.Лысьвы» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Лысьвенский городской прокурор Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным заявлением к муниципальному казенному учреждению «Управление инфраструктурой администрации г.Лысьвы» (далее – Управление, УИ администрации г.Лысьвы), с требованием о признании бездействия незаконным, выразившиеся в невыполнении требований санитарно-эпидемиологического законодательства о переносе контейнеров для сбора твердых бытовых отходов в количестве 6 штук на территории возле дошкольного образовательного учреждения - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» (далее – МБДОУ «Детский сад №») по адресу: <адрес>, и возложении обязанности перенести контейнеры для сбора твердых бытовых отходов в количестве 6 штук на расстояние не менее 20 метров от МБДОУ «Детский сад №» по адресу: <адрес>.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Лысьвы Пермского края и Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №».
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки санитарно-эпидемиологического состояния территории, прилегающей к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» (далее – МБДОУ «Детский сад №») по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологического законодательства. Установлено, что у ограждения территории МБДОУ «Детский сад №» размещена площадка для контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, расстояние от ограждения МБДОУ «Детский сад №» до указанной площадки составляет 10 метров, расстояние от данной площадки до ближайшего жилого дома по <адрес> составляет 15 метров. Расположение указанной площадки вблизи дошкольного учреждения оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Просит признать бездействие УИ администрации г.Лысьвы, выразившиеся в невыполнении требований санитарно-эпидемиологического законодательства о переносе контейнеров для сбора твердых бытовых отходов в количестве 6 штук на территории возле МБДОУ «Детский сад №» по адресу: <адрес>, незаконным и возложить на УИ администрации г.Лысьвы обязанность перенести контейнеры для сбора твердых бытовых отходов в количестве 6 штук на расстояние не менее 20 метров от МБДОУ «Детский сад №» по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Пермского края Гудков М.С. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнил, что прокурором неоднократно направлялись представления ответчику об устранении нарушений законодательства, однако до настоящего время нарушения не устранены.
Представитель административного ответчика муниципального казенного учреждения «Управление инфраструктурой администрации г.Лысьвы» Жуган А.А. в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что перенести площадку с мусорными контейнерами не представляется возможным, та как в радиусе близлежащих домов это единственная площадка, подходящая по размеру и местоположению. Она подходит и для размещения необходимого количества мусорных контейнеров, ее площадь и прилегающая территория позволяет получить свободный доступ и разворот для мусоровозов, что является существенными и необходимыми условиями при выборе места для площадки для мусора. Мусорными контейнерами, расположенными на площадке возле дома по <адрес>, пользуются жители других близлежащих домов. Убрать мусорные контейнеры с данной площадки означает нарушить права жителей этих домов по складированию мусора и отходов, так как это самая ближайшая для них площадка. Пункт 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» устанавливает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Однако, согласно этому же пункту в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно. Поэтому считает, что в данном случае нарушения законодательства не происходит. Также пояснила, что заключения комиссии о невозможности переноса мусорных контейнеров не имеется. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель заинтересованного лица Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» Воецкова Г.А. в судебном заседании заявленные требования Лысьвенского городского прокурора поддержала. Пояснила, у ограждения территории МБДОУ «Детский сад № по <адрес> в <адрес> на расстоянии 7 м находится площадка для сбора бытового мусора, где расположены 6 контейнеров, а также присутствует ограждение для сбора пластиковой продукции. На всей территории, прилегающей к зданию детского сада, расположены прогулочные участки для детей. Со стороны площадки с мусорными контейнерами на прогулочные участки попадает большое количество различного бытового мусора, который разносится ветром, животными и птицами. В ограждении детского сада рядом с мусорными контейнерами находится калитка, родителям с детьми приходится проходить по территории, прилегающей к мусорным контейнерам, дети держатся руками за контейнер для пластиковой тары, поскольку он почти вплотную расположен к тротуару. Данная территория убирается неудовлетворительно, поэтому во время весеннего периода под мусором оказывается и территория детского сада, и двор дома по <адрес>.
Представитель заинтересованного лица администрации г.Лысьвы в судебном заседании не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений и ходатайств суде не представил.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Пунктом 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
В пункте 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения городского округа также относится организация благоустройства территории городского округа.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с п. 24 ст.7 Устава муниципального образования "Лысьвенский городской округ", утвержденного решением Думы Лысьвенского городского округа от 20.12.2012 N 266 (далее – Устав) к вопросам местного значения Лысьвенского городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно части 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, части 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, а также необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами.
Как указано в пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий определена санитарными правилами и нормами СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г № 4690-88.
Согласно п. 2.2.3 "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием и имеющая подъездной путь для автотранспорта (п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10).
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как следует из материалов дела, у ограждения территории МБДОУ «Детский сад №» размещена площадка для установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, расстояние от ограждения МБДОУ «Детский сад №» до указанной площадки составляет 10 метров, расстояние от данной площадки до ближайшего жилого дома по <адрес> составляет 15 метров. Данный факт подтверждается протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования от 15.05.2018 и фототаблицей (л.д.9-10, 11).
В соответствии с п. 24 ст.7 Устава муниципального образования "Лысьвенский городской округ", утвержденного решением Думы Лысьвенского городского округа от 20.12.2012 N 266 (далее – Устав) к вопросам местного значения Лысьвенского городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В п. 2.6.2 Правил благоустройства территории муниципального образования "Лысьвенский городской округ", утвержденных постановлением администрации г. Лысьвы от 29.12.2017 N 3278, указано, что территория Округа подлежит регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными требованиями.
Согласно п. 2.9 «Положения об управлении инфраструктурой администрации города Лысьвы», утвержденного решением Думы Лысьвенского городского округа от 30.11.2017 N 72 организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является одной из основных задач Управления инфраструктурой администрации города Лысьвы.
Согласно п. 3.20 Положения одной из основных задач является организация работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, ликвидация несанкционированных скоплений мусора.
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства ответчик обязан участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории округа с целью решения вопросов местного значения.
Действующее законодательство не предусматривает возможность размещения площадок для установки контейнеров для сбора твёрдых бытовых отходов на расстоянии менее 20 метров от жилого дома и детского учреждения. В ином случае нарушаются нормы СанПиН 42-128-4690-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Таким образом, суд считает, что в ходе судебного заседания нашли подтверждения доводы прокурора о том, что выявленные нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологического законодательства стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками Управления инфраструктурой администрации города Лысьвы, а соответственно требования прокурора о возложении на Управления инфраструктурой администрации города Лысьвы обязанности перенести контейнеры для сбора твердых бытовых отходов в количестве 6 штук на расстояние не менее 20 метров от МБДОУ «Детский сад №» по адресу: <адрес>, соотносится как с положениями п.п. 24, 25 ч.1 ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", так и фактическими обстоятельствами дела.
При этом доводы ответчика о том, что в данном случае невозможно с учетом сложившейся застройки перенести контейнеры в другое место, суд находит необоснованными, поскольку доказательств этому в нарушение ст. 62 КАС РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах, заявленный прокурором на основании ст. 39 КАС РФ иск, направленный в защиту неопределенного круга лиц, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения возложена на Управление инфраструктурой администрации города Лысьвы, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.
Признать бездействие муниципального казенного учреждения «Управление инфраструктурой администрации г.Лысьвы», выразившееся в невыполнении требований санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным.
Возложить на муниципальное казенное учреждение «Управление инфраструктурой администрации г.Лысьвы» обязанность перенести контейнеры для сбора твердых бытовых отходов в количестве 6 штук на расстояние не менее 20 метров от МБДОУ «Детский сад №» расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня приятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись).
Верно.Судья: