Судья Бражников Е.Г. Дело №33-2446/2022
(номер дела в суде первой инстанции 2-776/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Майкоп 01 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Муращенко М.Д.,
судей Панеш Ж.К., Мерзакановой Р.А.
при секретаре судебного заседания Цеевой Д.К.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5 на решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
- удовлетворить исковые требования ФИО1. Возложить на администрацию муниципального образования «<адрес>», в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, обязанность обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.
Возложить на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обязанность обеспечить орган местного самоуправления муниципальное образование «<адрес>» финансовыми средствами на осуществление государственных полномочий по обеспечению ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО9, изложившей обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы объяснения представителей Администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО5 и Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея ФИО6, пояснения истца ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в Майкопский городской суд с иском к Администрации муниципального образования «<адрес>» и Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея с требованием о возложении на Администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанности обеспечить её благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм и возложении на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обязанности обеспечить финансовыми средствами МО «<адрес>» на осуществление государственных полномочий по обеспечению её благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований указала, что она является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как её мать ФИО4 была лишена родительских прав. На основании приказа Министерства образования и науки Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № она поставлена на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления министерством образования и науки<адрес> списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.
Считала, что право обеспечение ее жилым помещением из специализированного жилищного фонда предусмотрено Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании суда первой инстанции ФИО1 поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что ФИО1 имеет право на обеспечение жильем, но при исполнении решения суда администрация должна руководствоваться обязательными требованиями, изложенными в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг».
Представитель Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея ФИО6 исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать. При этом пояснил, что право истца на получение жилого помещения не оспаривает с соблюдением необходимой очередности.
Рассмотрев исковое заявление ФИО1, судья Майкопского районного суда вынес вышеуказанное решение от ДД.ММ.ГГГГ о его удовлетворении.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО5 просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что ФИО7 не входит в число первых по списку 11-ти сирот, которые должны быть обеспечены жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда за счет субвенции, предоставленной из республиканского бюджета в 2022 году, что предоставление жилья ФИО7 повлечет за собой нарушение права одного из включенный в указанный список сирот.
Указывает, что суд не учел доводы представителя Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о невозможности увеличения в 2022 году размера субвенции, предоставляемой из республиканского бюджета муниципальному образованию «<адрес>» для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, что субвенции для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда рассчитывались из средней расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в МО «<адрес>» на декабрь 2021 года в размере 40175 рублей, однако стоимость одного квадратного метра общей площади на первый квартал 2022 года составила уже 73594 рубля, что не учел, что выделенная субвенция с учетом увеличения средней расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в МО «<адрес>» не позволяла обеспечить 11 сирот, указанных в списке, даже без учета дополнительных расходов на приобретение жилья для ФИО1
Письменных возражений на апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования «<адрес>» не поступило.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании приказа Министерства образования и науки Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № включена в список детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда МО «<адрес>».
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу требований ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в качестве дополнительной гарантии прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной им в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2013 год, №, вопрос №), предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений во внеочередном порядке является льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение жилым помещением по договору социального найма именно указанной категории лиц. Благоустроенность помещения определяется применительно к условиям конкретного населенного пункта. Это значит, что уровень благоустроенности не должен быть ниже, чем средний уровень в данном городе, поселке, деревне или ином населенном пункте. При этом должна учитываться благоустроенность государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с требованиями пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ).
Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения» государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления, в том числе, муниципальное образование «<адрес>».
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.
По соглашению о предоставлении субвенции из республиканского бюджета Республики Адыгея муниципальному образованию «<адрес>» на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было предусмотрено финансирование.
Согласно ст. 1 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи осуществляется однократно по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления жилыхпомещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок).
Согласно п. 2,5 Порядка, жилые помещенияспециализированного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются на основании решения Министерства строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по договорам найма в соответствии со списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированным Министерством образования и науки Республики Адыгея.
Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления Министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что не обеспечение ФИО1 жилым помещением из специализированного жилищного фонда противоречит основным задачам Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и нарушает её права.
Доводы апелляционной жалобып редставителя Администрации муниципального образования «<адрес>» о недостаточности средств, выделенных из республиканского бюджета для приобретения жилья детям-сиротам, являются несостоятельными, поскольку недостаточность выделенных субъектом Российской Федерации финансовых средств для приобретения муниципальных специализированных жилых помещений для детей-сирот, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения предусмотренной законом обязанности по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Исходя из требований ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности средств выделяемых на эти цели из республиканского бюджета и от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Аналогичная правовая позиция была высказана Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ17-12, и определении от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ17-9.
При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО5 – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея вступает в силу с момента оглашения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Председательствующий М.Д. Муращенко
Судьи Ж.К. Панеш
Р.А. Мерзаканова
Председательствующий Муращенко М.Д.
СудьиПанеш Ж.К., Мерзаканова
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея М.Д. Муращенко