Дело № 2а-870/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2018 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Порфирьевой А.В. при секретаре судебного заседания Васильеве С.А., с участием представителя административного ответчика - администрации города Чебоксары ФИО4, действующей на основании доверенности от 25.12.2017г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Серебрякова ФИО7 к администрации города Чебоксары о признании незаконным действия по несогласованию публичного мероприятия в форме пикетирования и предложению альтернативного места проведения публичного мероприятия,
установил:
Серебряков В.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Чебоксары о признании незаконным действия по несогласованию публичного мероприятия в форме пикетирования, предполагаемого провести с дата с 14 часов 00 минут до 20 часов 00 минут по адресу: город Чебоксары, площадка перед кинотеатром «Мир-Люксор», с предполагаемым количеством участников – 5 человек, и предложению альтернативного места проведения публичного мероприятия.
В обоснование требования указал, что дата. в администрацию г.Чебоксары им было подано уведомление о намерении провести указанное выше публичное мероприятие, однако, письмом администрации г.Чебоксары № ----- от дата. ему было сообщено, что заявленное место проведения публичного мероприятия задействовано для проведения мероприятий в рамках «------)» и предложено альтернативное место, дата и время проведения пикетирования в адрес. Данное действие органа местного самоуправления считает незаконным и подлежащим отмене исходя из положений ч. 5 ст. 5, ч. 3 ст. 12, ч. 1, ч. 1.2, ч. 2 и ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Считает причину несогласования места проведения пикетирования не соответствующей действительности, указывая, что согласно данным интернет-ресурса, с 22 по 27 января с 14 до 17 час. в указанном месте проводится экологическая акция по сбору отслуживших батареек и ртутьсодержащих ламп.
Административный истец Серебряков В.О., извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, явку представителя не обеспечил. Уважительных причин неявки не представлено. До начала судебного заседания по электронной почте поступило заявление Серебрякова В.О. об отложении судебного заседания в связи с необходимостью участия адвоката. Заявление поступило с электронного адреса ФИО8.
Представитель административного ответчика - администрации города Чебоксары Чувашской Республики Мясникова И.С. полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца. Считает требования истца не подлежащими удовлетворению, указывая, что администрация г.Чебоксары не отказывала Серебрякову В.О. в проведении публичного мероприятия, предложив альтернативное место проведения пикетирования, поскольку по указанному им в уведомлении месту были запланированы другие мероприятия.
С учетом мнения участвующих в деле лиц, в соответствии с положениями ч.6 ст.226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть настоящее административное дело при имеющейся явке в отсутствие административного истца, признав его неявку в судебное заседание неуважительной.
Выслушав представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Вопросы реализации гражданами указанных прав урегулированы Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ), ст. 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия - это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункты 1, 2 части 4 статьи 5).
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5).
В силу части 1 статьи 8 названного Федерального закона, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
По смыслу вышеприведенной нормы, закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия; компетентному органу при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.
Согласно ч. 1.1 статьи 8 Федерального закона, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места).
Указанные места должны обеспечивать возможность достижения целей публичных мероприятий, в данных местах должны обеспечиваться их транспортная доступность, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (часть 1.2 статьи 8), а после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации таких мест публичные мероприятия должны проводиться, как правило, в этих местах.
В целях реализации указанной нормы постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012г. № 598 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» установлены специально отведенные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Судом установлено, дата. в администрацию города Чебоксары поступило уведомление Серебрякова В.О. о проведении публичного мероприятия в форме пикетирования с дата. с 14.00 часов до 20.00 часов по адресу: город Чебоксары, площадка перед кинотеатром «Мир-Люксор», с предполагаемым количеством участников – 5 человек. Цель мероприятия: «требование о регистрации ФИО5 в качестве кандидата в президенты Российской Федерации». Организатором публичного мероприятия является Серебряков В.О.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Администрация города Чебоксары, рассмотрев уведомление Серебрякова В.О., письмом от дата. № -----, сообщила, что с дата. заявленное Серебряковым В.О. место проведения публичного мероприятия задействовано для проведения мероприятий в рамках «------)». Заявителю было предложено провести запланированное публичное мероприятие с дата. с 12.00 час. до 16.00 час. на территории одного из специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата. ----- - адрес, площадь перед зданием, в котором располагается филиал муниципального бюджетного учреждения Дворец культуры «Салют» - адрес.
Как указано выше, в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Между тем, в деле не имеется доказательств, что Серебряков В.О. сообщил органу исполнительной власти о своем решении - о принятии либо непринятии предложения об изменении места, даты и времени проведения публичного мероприятия. Не согласившись с действиями администрации города Чебоксары по предложению об изменении места и времени проведения публичного мероприятия, он обратился с данным административным иском в суд.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.
Понятие "мотивированное предложение" по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия "согласование", то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.
Следовательно, данное законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм, а также определения Конституционного Суда РФ, определение пригодности места и времени проведения публичного мероприятия является, в рассматриваемом случае, полномочием администрации города Чебоксары, которая исходя из конкретных обстоятельств в интересах общественного порядка и (или) защиты прав и свобод других лиц может предложить согласовать (выбрать) место и (или) время проведения публичного мероприятия.
Исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что администрация города Чебоксары Чувашской Республики в установленном порядке рассмотрела уведомление истца о проведении публичного мероприятия, своевременно и в установленные законом сроки направила ответ, содержащий обоснование невозможности согласования проведения публичного мероприятия в заявленном в уведомлении месте и мотивированное предложение об изменении места и времени проведения пикетрирования, заявленного организатором.
Администрация города проинформировала заявителя о том, что на указанном организатором в уведомлении месте и времени проводятся иные запланированные мероприятия.
Из представленных культурных афиш г.Чебоксары с дата. и с дата., утвержденных начальником управления культуры и развития туризма администрации г.Чебоксары дата., следует, что с 14.00 до 20.00 с дата датаг. в г.Чебоксары, на площадке возле кинотеатра «Мир Луксор» запланированы мероприятия в рамках ------.
При таких обстоятельствах предложение об изменении места проведения публичного мероприятия ввиду отсутствия возможности его проведения в указанном административным истцом месте суд считает обоснованным. Предложение об изменении места проведения публичного мероприятия не является произвольным, а обосновано реально существующими обстоятельствами.
Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения является одним из возможных вариантов действий органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона на орган местного самоуправления возложена, в числе прочих, обязанность по обеспечению в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.
Предложение об изменении места и времени проведения публичного мероприятия в связи с занятостью заявленного административным истцом места проведения публичного мероприятия другим мероприятием соответствует фактическим обстоятельствам дела отвечает требованиям закона (ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ), поскольку проведение в одном месте мероприятий с различными целями и массовым количеством участников может повлечь за собой возникновение конфликтных ситуаций, создать угрозу общественному порядку и безопасности граждан (как участников публичных мероприятий, так и лиц, которые могут находиться в месте их проведения в данное время). Орган местного самоуправления должен действовать таким образом, чтобы не создавать даже угрозы нарушения каких-либо прав граждан при проведении публичных мероприятий.
При этом Закон, предусматривая полномочие органов государственной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению.
Предложенное администрацией города Чебоксары альтернативное место для проведения публичного мероприятия соответствует достижению целей планируемого мероприятия и отвечает его социально-политическому значению, при этом само по себе место проведения мероприятия никаким образом не ограничивает участников пикетирования на свободу выражения и формирования своего мнения.
Кроме того, место проведения мероприятия, предложенное администрацией города Чебоксары, включено в приложение к Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 декабря 2012г. № 598 и является специально отведенным и приспособленным местом для публичного выражения общественного мнения.
Доказательств того, что предложенное альтернативное место проведения публичного мероприятия не позволяет реализовать цель публичного мероприятия, административным истцом не представлено. Доводы истца о надуманности оснований для несогласования места проведения публичного мероприятия опровергаются указанными выше доказательствами.
По результатам рассмотрения дела суд приходит к выводу, что действия администрации города Чебоксары позволяли административному истцу решить вопрос о согласовании иной даты и (или) времени места проведения мероприятия, после чего реализовать гарантированное ему статьей 31 Конституции РФ право на проведение публичного мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
Согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, организаторы публичного мероприятия должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 № 1730-О). В Постановлении от 14.02.2013 N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого, в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие в другом месте (постановление от 10.07.2012 по делу «Берладир и другие против России»).
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом требований действующего законодательства суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что действия администрации города Чебоксары являются незаконными и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца на проведение пикетирования для указанной выше цели. Оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Серебрякова ФИО9 к администрации города Чебоксары о признании незаконным действия по несогласованию публичного мероприятия в форме пикетирования и предложению альтернативного места проведения публичного мероприятия - отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2018г.
Судья А.В.Порфирьева