Решение от 10.11.2021 по делу № 2а-343/2021 от 18.10.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Топчиха                                                                                            10 ноября 2021 года

    Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Четвертных А.В.,

при секретаре Тенсиной И.Н.,

с участием административного истца помощника прокурора Топчихинского района Алтайского края Запевалова А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-343/2021 по административному исковому заявлению прокурора Топчихинского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Володарского сельсовета Топчихинского района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика Администрации Володарского сельсовета по оборудованию входа в здание в соответствии с требованиями п.8.1.6 СП 59.13330.2016. Просит обязать Администрацию Володарского сельсовета в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: <адрес> (с учетом уточнения адреса) в соответствии с требованиями п.8.1.6 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: установить информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на результаты проведенной прокуратурой района проверки обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к общественным зданиям, в ходе которой выявлены нарушения.

Так, в нарушение требований ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее –Федеральный закон № 181-ФЗ), п.8.1.6 Свода правил «СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (далее – СП 59.13330.2016), утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр и введенных в действие с 15.05.2017, для инвалидов по зрению отсутствуют информационные тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы при входе в здание Администрации Володарского сельсовета по адресу <адрес>.

В здании Администрации предоставляются муниципальные услуги, в том числе лицам с ограниченными физическими возможностями, которые в виду отсутствия указанной мнемосхемы ограничены в использовании ими, наравне с другими гражданами, возможностей в реализации прав и свобод, что нарушает права и интересы названной категории граждан.

По результатам прокурорской проверки административному ответчику вносилось представление, которое было рассмотрено, однако нарушения не были устранены.

Неисполнение требований по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, в чем прокурор усматривает бездействие административного ответчика, обязывая исполнить нормативные предписания.

При производстве по делу прокурор поддержал требования заявленного административного иска, отмечая бездействие административного ответчика. Учитывая необходимость финансирования заявленных им в иске мероприятий для восстановления нарушенных прав указанной категории граждан, полагал возможным установить административному ответчику срок исполнения обязанности в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика в суд не явился, извещался о слушании дела в надлежащем порядке, в направленном письме просил дело рассмотреть в его отсутствие. С исковыми требованиями не согласился, указав на нецелесообразность установки на здании администрации сельсовета мнемосхем, так как на территории сельсовета отсутствуют граждане, нуждающиеся в их использовании (применении), также сообщил о нецелесообразности таких трат и отсутствии денег в бюджете.

Суд рассматривал дело при данной явке, что не противоречит ст.ст.150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), обязательной явку представителя административного ответчика суд не признавал.

Выслушав прокурора, исследовав предоставленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу положений ч.1 и ч.2 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.2 Федерального закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Мерами социальной поддержки инвалидов являются, в том числе, реабилитация и абилитация, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов (ст.9 указанного Закона).

В соответствии со ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Установленная в приведенной норме федерального закона публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается и на владельцев зданий и сооружений.

Сами здания и сооружения с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст.2), Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ст.ст. 3ст.ст. 3, 8, 12, 30), должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен в Своде правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр (дата введения в действие 15.05.2017).

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций (ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ).

Требования, предъявляемые к оборудованию зданий для обеспечения их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, установлены СП 59.13330.2016, в п.8.1.6 которых указано, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа.

Как оказалось установленным, в нарушение ст.15 Федерального закона № 181-ФЗ, п.8.1.6 СП 59.13330.2016 информационные тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы отсутствуют при входе в здание Администрации Володарского сельсовета Топчихинского района Алтайского края, расположенного по адресу <адрес>

Представление прокурора об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов от 07.06.2021 № 02-49-2021, направленное для принятия мер и.о.главы администрации сельсовета, оставлено без удовлетворения. В ответе от 17.06.2021 № 168 сообщено об отсутствии необходимости установки мнемосхем из-за отсутствия граждан, нуждающихся в их использовании (применении). Также указано, что при наличии денежных средств в бюджете сельсовета таблички будут закуплены и установлены.

Результаты проведенной прокуратурой района проверки отражены в имеющейся Справке о проверке от 13.10.2021, в которой отмечено, что нарушения по состоянию на 13.10.2021 не устранены.

Мероприятия по соблюдению указанных нормативных положений, исключающих выявленные нарушения, и восстановлению нарушенных прав административным ответчиком не проводились, доказательства тому его представителем не были предоставлены, что обосновывает бездействие.

Необходимость исполнения императивной нормы и наличие выявленных прокурором нарушений представителем административного ответчика не оспаривается.

Отсутствие финансовой возможности (денежных средств) не является исключительным обстоятельством для освобождения от надлежащего выполнения обязанного требования. Прокурор для разрешения заявленных мероприятий требует установить административному ответчику срок в течение четырех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, мотивировав возможностью включения необходимых расходов в бюджет последующего финансового года.

Довод возражений представителя административного ответчика об отсутствии необходимости размещения на здании администрации сельсовета информационных тактильных или тактильно-звуковых мнемосхемы в силу отсутствия на территории сельсовета граждан, нуждающихся в их использовании (применении), является не состоятельным, как не имеющий правового значения при рассмотрении настоящего спора.

Суд, поддерживая административный иск, приходит к выводу, что неисполнение административным ответчиком требований по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

Суд усматривает бездействие административного ответчика, обязывая его исполнить нормативные предписания, с учетом заявленных прокурором требований и в обозначенный им срок, исходя из баланса интересов сторон и следуя принципам исполнения решения суда в разумные сроки, тем самым удовлетворяя административное исковое заявление в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 8.1.6 ░░ 59.13330.2016 «░░░░ 35-01-2001 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 8.1.6 ░░ 59.13330.2016 «░░░░ 35-01-2001 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░»: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 2 ░░ 4 ░ ░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                              ░.░. ░░░░░░░░░░

    22RS0053-01-2021-000642-35

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2021 ░░░░.

2а-343/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Топчихинского района
Ответчики
Администрация Володарского сельсовета
Суд
Топчихинский районный суд Алтайского края
Судья
Четвертных Александр Викторович
Дело на сайте суда
topchihinsky.alt.sudrf.ru
18.10.2021Регистрация административного искового заявления
18.10.2021Передача материалов судье
19.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
19.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2021Судебное заседание
10.11.2021Судебное заседание
10.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее