Дело №2-494/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2020 года город Валуйки
Валуйский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Анохиной В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Галыгиной Е.С.,
с участием старшего помощника Валуйского межрайонного прокурора Седых Н.П., представителя истца Курысь Т.Г. по доверенности Иванова Д.Ю., представителя ответчика Кондратенко И.Г. по назначению суда адвоката Валуйской ЦЮК БОКА Магомедова Р.М.,
в отсутствие истца Курысь Т.Г., ответчика Кондратенко И.Г., третьего лица Бондаренко Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курысь Татьяны Геннадьевны к Кондратенко Ирине Геннадьевне о прекращении права пользования жилым помещением,
установил:
Курысь Т.Г. обратилась в суд вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что на основании договора пожизненного содержания с иждивением ей на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована, но фактически не проживает Кондратенко И.Г. Ссылаясь на формальный характер регистрации ответчика в жилом доме, что служит препятствием в свободном распоряжении собственностью, истец просила прекратить право Кондратенко Ирины Геннадьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Истец в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещалась судебной повесткой, врученной под расписку ее представителю для передачи, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований возражал, поскольку ему неизвестна позиция ответчика по иску. Доводов в опровержение обстоятельств истца и соответствующих доказательств не представил.
Третье лицо в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещалась судебной повесткой, направленной по почте с уведомлением, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Старший помощник Валуйского межрайонного прокурора Белгородской области полагала, что иск подлежит удовлетворению.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным истцом доказательствам, суд приходит к следующему.
На основании п. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу ч. 1 ст. 209, ч. ч. 1, 2 ст. 288 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Согласно ч. ч. 1, 2, 4 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно разъяснениям п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Судом установлено, что Курысь Т.Г. на основании договора пожизненного содержания с иждивением, заключенного между истцом и третьим лицом Бондаренко Т.М. (л.д. 3-6), на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, что следует из свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 7), выписки из ЕГРН (л.д. 8-10).
Наличие регистрации у Кондратенко И.Г. по адресу: <адрес> подтверждается справкой председателя уличного комитета № Валуйского городского округа (л.д. 18), домовой книгой для прописки граждан (л.д. 11-17), сведениями отдела адресно-справочной работы УМВД Росси по Белгородской области (л.д. 27).
Согласно пояснениям представителя истца в судебном заседании, ответчик Кондратенко И.Г. приходится истцу родной сестрой (у Курысь Т.Г. и Кондратенко И.Г. общая мать – третье лицо Бондаренко Т.М.); она была вселена в спорный жилой дом с 12.05.2009 года бывшим собственником – третьим лицом Бондаренко Т.М. Близкие родственные отношения истец и ответчик не поддерживают, совместное хозяйство не ведут, вообще не общаются, ответчик жизнью и здоровьем истца не интересуется, не приезжает, не звонит, никаких связей с истцом не поддерживает. Договор найма жилого помещения между сторонами не заключался, каких-либо других соглашений между собственником жилья и ответчиком Кондратенко И.Г. о пользовании жилым помещением не имеется, доказательств обратного ответчиком не представлено. Вещей, принадлежащих ответчику, в жилом доме истца нет; общий бюджет и общие предметы быта у них отсутствуют, бремя содержания жилья ответчик Кондратенко И.Г. не несет; в жилом доме не проживает с 2009 года, уехав на постоянное место жительства в Украину, в настоящее время ее местонахождение неизвестно.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истца, не оспоренными стороной ответчика, а также показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2, приходящимися истцу сыном и невесткой соответственно, пояснивших, что ответчик с 2009 года в доме истца не проживает, бремя содержания жилья не несет, проживает по неизвестному им адресу в Украине, близкие отношения с истцом не поддерживает.
Свидетели ФИО1, ФИО2 согласились давать показания и были предупреждены судом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний; данные ими показания в судебном заседании согласуются с материалами дела и показаниями стороны истца, поэтому суд принимает показания свидетелей ФИО1, ФИО2 в качестве допустимого доказательства по делу.
Изложенное позволяет суду прийти к выводу о прекращении семейных отношений между истцом и ответчиком.
Предусмотренных законом оснований для сохранения за ответчиком права пользования спорным жилым домом не имеется, доказательств обратного суду не представлено. Более того, вопрос о сохранении права пользования жилым помещением может быть рассмотрен судом при условии проживания ответчиком в спорном жилом помещении.
Регистрация ответчика в жилом помещении не порождает для нее каких-либо прав на это имущество и является административным актом согласно Закону РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», и Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года №713.
Сохраняя регистрацию в жилом доме, ответчик фактически в нем не проживает, то есть злоупотребляет правом, что недопустимо в силу п. 1 ч. 1 ст. 10 ГК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения прав ответчика пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Пунктом 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ предусмотрено снятие гражданина с регистрационного учета в случае признания прекратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░:
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░: