Судья: Козлова С.А. Дело № 33-8677/2024 (№ 2-234/2024)
Докладчик: Першина И.В. УИД 42RS0009-01-2022-003163-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«26» сентября 2024 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Першиной И.В.,
судей Вязниковой Л.В., Калашниковой О.Н.,
при секретаре Свининой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Арестовой С.П. на решение Рудничного районного суда г. Прокопьевск Кемеровской области от 24 мая 2024 года
по иску Арестовой Светланы Павловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о взыскании недоплаты пенсии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Арестова С.П., уточнив иск, просит признать действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу (ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу) об отказе в переводе со страховой пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости с 16.04.2016 незаконными, взыскать недоплаченную пенсию за период с 16.04.2016 по 10.12.2019 в размере 109 634, 70 руб., компенсацию морального вреда в размере 750 000 руб., судебные расходы в размере 93,40 руб.
Иск обоснован тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она являлась получателем страховой пенсии по инвалидности, с ДД.ММ.ГГГГ у неё возникло право на получение досрочной страховой пенсии по старости.
В силу п. 1 ст. 8, ст. 15, п. 6, 10 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку она являлась получателем страховой пенсии, в пенсионном деле имелись все необходимые сведения, перевод со страховой пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости должен быть произведен без заявления и применением коэффициента повышения ИПК.
Неправомерные действия ответчика причинили ей нравственные страдания, нарушили её права владения, пользования и распоряжения денежными средствами.
Определением от 07.12.2023 (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и занятости населения Кузбасса.
Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевск Кемеровской области от 20.02.2023 в удовлетворении исковых требований Арестовой С.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30.05.2023 решение Рудничного районного суда г. Прокопьевск Кемеровской области от 20.02.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 решение Рудничного районного суда г. Прокопьевск Кемеровской области от 20.02.2023, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30.05.2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в случае отмены постановления суда первой или апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение указания суда кассационной инстанции о применении и толковании норм материального права и норм процессуального права являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (статья 379.6, часть 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Осуществляя толкование норм материального права, кассационный суд общей юрисдикции указывает, в частности, какие обстоятельства с учетом характера спорного материального правоотношения имеют значение для дела, какой из сторон они должны доказываться, какие доказательства являются допустимыми.
При новом рассмотрении дела истец Арестова С.П. иск поддержала.
Представитель ответчика ОСФР по Кемеровской области-Кузбассу Полежайкин А.В. возражал против иска.
Представитель третьего лица Министерства труда и занятости населения Кузбасса в судебное заседание не явился.
Решением суда постановлено:
«Исковые требования Арестовой Светланы Павловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области- Кузбасса о взыскании недоплаты пенсии, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу перевести Арестову Светлану Павловну с пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 09 августа 2019 года.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу в пользу Арестовой Светланы Павловны разницу с учетом размера суммы пенсии по инвалидности, подлежащей выплате как <данные изъяты>, и страховой пенсии по старости за период с 09.08.2019 по 09.12.2019 в размере 11 345 (одиннадцать тысяч триста сорок пять) рублей, почтовые расходы в сумме 09 (девять) рублей 02 копейки.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Арестовой Светлане Павловне, - отказать.».
В апелляционной жалобе Арестова С.П. просит решение суда в части отказа в удовлетворении иска отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Указывает, что судом установлена дата прекращения выплаты страховой пенсии по инвалидности и назначения страховой пенсии по старости как 16.07.2019, но с 16.07.2019 ответчик прекратил выплату страховой пенсии по инвалидности в связи с достижением ею возраста 55 лет, с 01.08.2019 начал выплачивать не в полном объеме страховую пенсию по старости.
Ссылается на положения ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», п. 33 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 № 884н, указывает, что пенсионный орган, установив, что 16.07.2016 при достижении возраста <данные изъяты> лет она получила право на установление пенсии в соответствии с п.6 ч. 1 ст.32 Федерального закона «О страховых пенсиях», был обязан сторнировать начисленные суммы страховой пенсии по инвалидности, и начислить с указанной даты страховую пенсию по старости.
Суд необоснованно расценил представленный расчет как несоответствующий требованиям законодательства, не применил последствия более позднего назначения страховой пенсии по старости согласно приложению № 1 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» с применением коэффициента 1,24 при расчете пенсии по истечении полных 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При разрешении вопроса о взыскании морального ущерба суд необоснованно сослался на положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», которые не применимы к спорным правоотношениям. В данном случае применению подлежит п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 33 от 15.11.2022, в котором предусмотрено, что несоблюдение нормативных предписаний при начислении и выплате пенсии ведет к нарушению личных неимущественных прав истца - невозможности сохранять необходимый жизненный уровень и умалению достоинства личности истца со сторон пенсионных органов.
О времени и месте судебного заседания, назначенного в суде апелляционной инстанции на 26.09.21024, лица, участвующие в деле, извещены надлежаще. В судебное заседание не явились. Сведений об уважительной причине неявки в суд не представили.
В соответствии со ст. 167 ч.3, ст. 327 ч.1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327. 1 ч. 1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, истец Арестова С.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем страховой пенсии по инвалидности, назначенной на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с ДД.ММ.ГГГГ пенсия по инвалидности была назначена <данные изъяты>.
07.08.2019 истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с письменным заявлением произвольной формы, в котором просила "рассчитать и начислить пенсию по льготному стажу работы, начиная с ноября 2016 года" (л.д. 7 т.1).
В ответе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 04.09.2019 истцу разъяснено, что она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, установление страховой пенсии носит заявительный характер, рекомендовано обратиться в Клиентскую службу в Рудничном районе в г. Прокопьевске по вопросу назначения досрочной пенсии (л.д. 10т.1).
В связи с жалобой истца от 01.10.2019 в прокуратуру г. Прокопьевска на действия пенсионного органа Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) истцу дан ответ от 24.10.2019, в котором истцу разъяснено право обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л.д.42-43 т.1).
10.12.2019 истец обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (переводе с одной пенсии на другую) в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», представила справки о работе и проживании в Амурской области, приравненной к районам Крайнего Севера.
Из представленных истцом документов пенсионным органом установлено, что истец выработала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, <данные изъяты> в условиях Крайнего Севера (т.е. более 7 лет 6 месяцев), в связи с чем истец 16.07.2016 в возрасте <данные изъяты> лет получила право на установление пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с уменьшением (на 3 года) возраста, установленного п. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
На основании заявления решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 17.12.2019 истец с 10.12.2019 переведена с пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (л. д. 26 т.1).
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции указал, что при приеме заявления истца о переводе на досрочную страховую пенсию по старости 10.12.2019 уведомление о недостающих документах не оформлялось, так как документы, подтверждающие страховой и специальный стаж истца, имелись в материалах выплатного дела. Для установления досрочной страховой пенсии по старости ранее обращения с соответствующим заявлением оснований не имелось. Поскольку при личном обращении Арестовой С.П. 09.08.2019 в пенсионный орган ей не были разъяснены права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, о подаче заявления по соответствующей форме (право подачи заявления по установленной форме разъяснено в ответе от 04.09.2019), суд пришел к выводу о том, что переход Арестовой С.П. со страховой пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости на основании п.6 ч.1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ необходимо считать с даты подачи заявления – с 09.08.2019.
Определяя сумму невыплаченной истцу пенсии по старости с 09.08.2019 по 09.12.2019 в размере 11 345 руб., суд учел размер пенсии по инвалидности, подлежащей выплате как <данные изъяты>, и страховой пенсии по старости в случае ее установления с 09.08.2019 (за август 2019 – 23 дня – 2087,48 руб., за сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 – по 2813,56 руб. ежемесячно, за декабрь 2019 (9 дней) – 816,84 руб.). Отказывая в удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда, суд указал, что действующее законодательство, регламентирующее право граждан на пенсионное обеспечение, не содержит норм о компенсации морального вреда.
Доводы в апелляционной жалобе не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены решения.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно частей 1, 2, 6, 7, 8, 9 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч.2 ст.22).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг ч.3 ст. 22).
Из приведенных нормативных положений следует, что по общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 884н были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, утратившие силу с 01.01.2022.
В пункте 3 названных Правил указано, что граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
Согласно пункта 35 названных Правил перевод с одной пенсии на другую (перевод с одного вида страховой пенсии на другой, с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию, с одного вида пенсии по государственному пенсионному обеспечению на другой) производится по заявлению о переводе с одной пенсии на другую в сроки, установленные Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Анализ вышеприведенного законодательства свидетельствует о том, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии с представлением необходимых документов.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 N 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование административных процедур при обращении гражданина за назначением пенсии.
Пунктом 4 названного Административного регламента предусмотрено, что информирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется: должностным лицом структурного подразделения территориального органа ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги (далее - должностное лицо), при непосредственном обращении гражданина в территориальный орган ПФР; работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), том числе, посредством телефонной, факсимильной и иных средств телекоммуникационной связи; посредством ответов на письменные обращения граждан.
В п. 6 Административного регламента указано, что при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять следующую информацию: о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта); о перечне категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги; о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги; о сроках предоставления государственной услуги; об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги; о месте размещения на сайте ПФР информации по вопросам предоставления государственной услуги.
Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему пенсии, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Пунктом 33 Правил обращения за назначением страховой пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 г. N 884н, действующим на момент спорных правоотношений, также установлено, что назначение страховой пенсии по старости в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", социальной пенсии по инвалидности и социальной пенсии по старости в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющим выплату пенсии, без истребования от пенсионера заявления о назначении пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное лицо о назначении ему указанной пенсии способом, позволяющим определить факт и дату направления извещения.
Страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных чч. 5 и 6 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Таким образом, право гражданина на досрочную страховую пенсию по старости во всех случаях носит заявительный характер и автоматического перехода с пенсии по инвалидности на досрочную пенсию по старости в данном случае не происходит.
Судом первой инстанции правильно применены положения ч. 6 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку 16.07.2016 истец право на назначение пенсии по старости по п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с частями 1 или 1.1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» не получила, т.к. не достигла возраста <данные изъяты>. Для установления досрочной страховой пенсии по п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» беззаявительный порядок назначения пенсии не предусмотрен.
Из материалов дела видно, что согласно сведениям информационной базы данных территориального органа СФР 05.08.2019 специалистом клиентской службы на правах отдела в Рудничном районе г. Прокопьевск истцу была дана устная консультация о досрочном назначении страховой пенсии по старости за работу в РКС, МКС (регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ).
Арестова С.П. 07.08.2019 письменно обратилась в УПФР в г. Прокопьевск (межрайонное) (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с просьбой назначить ей страховую пенсию по старости. На обращение были даны разъяснения о наличии требуемого специального и страхового стажа в районах Крайнего Севера, о необходимости обратиться с заявлением в клиентскую службу в Pyдничном районе г. Прокопьевск (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №). Заявление о назначении страховой пенсии по старости до 10.12.2019 от истца не поступало.
Таким образом, при поступлении заявлений истца пенсионный орган давал истцу необходимые разъяснения, которые способствовали реализации ею права на пенсионное обеспечение по п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях». Доказательств иного не представлено. Довод истца о том, что работник пенсионного органа разъяснил ей по телефону, что право на пенсию по старости по п.6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» возникло с ДД.ММ.ГГГГ, зная о своем праве, она по <данные изъяты> не могла обратиться к ответчику, не является основанием для отмены решения, поскольку истец не подтвердила обстоятельства, с которыми связывает свое требование. Не указывает, что обращалась к ответчику с заявлением о переходе на страховую пенсию по старости в 2016.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что установление истцу страховой пенсии по старости с даты подачи заявления 09.08.2019, является обоснованным, соответствует приведенному правовому регулированию.
Абз.10 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсацию морального вреда.
Согласно ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 59 ░ ░░░░░░░ 151 ░░ ░░ (░. 1 ░░. 1099 ░░ ░░).
░░░░░░░░ ░. 2. ░░. 1099 ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░. 3 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2022 ░. N 33 "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 1099 ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░░░ 15 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 1992 ░. N 2300-I "░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░", ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ 6 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 1996 ░. N 132-░░ "░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░"). ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. N 400-░░ "░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░", ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░. 31 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░░ 2012 ░. N 30 "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░" ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 1099 ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.
░ ░░░. 3 ░. 37 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░ 2022 ░. N 33 "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ 1069 ░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 1099 ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░.), ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░. N 400-░░ "░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░", ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░ 2024 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░-
░░░░░-
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.10.2024.