Председательствующий: Наумченко О.Н. | Дело № 33а-6260/2021 № 2а-436/2021 55RS0030-01-2021-000630-77 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей Харламовой О.А., Усовой Е.И.,
при секретаре Даниловой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 ноября 2021 г. административное дело по административному исковому заявлению ОМВД России по Русско-Полянскому району об установлении административного надзора в отношении Шишкина А.П.,
по апелляционному представлению прокурора Русско-Полянского района Омской области на решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 28 сентября 2021 г., которым требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Харламовой О.А., судебная коллегия
установила:
ОМВД России по Русско-Полянскому району обратилось с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Шишкина А.П., указав, что приговором Русско-Полянского районного суда Омской области от 02 апреля 2015 г. Шишкин А.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации; административному ответчику назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
В настоящее время судимость не снята и не погашена. Срок погашения судимости - 17 ноября 2024 г.
Поскольку Шишкин А.П. в 2021 году трижды привлечен к административной ответственности, а также состоит на профилактическом учете как лицо, формально попадающее под административный надзор, заявлены требования об установлении в отношении Шишкина А.П. административного надзора сроком на 3 года с установлением ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц для регистрации в ОВД по месту жительства (пребывания); запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 до 06:00; запрещения пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В судебном заседании представитель ОМВД по Русско-Полянскому району Етекбаев Е.С. заявленные требования поддержал.
Шишкин А.П. высказал возражения относительно установления административного надзора.
Прокурор полагал возможным удовлетворить административный иск частично.
Решением суда в отношении Шишкина А.П. установлен административный надзор сроком на три года с установлением ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства два раза в месяц, запрета пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Не согласившись с решением, прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился с апелляционным представлением, в котором со ссылкой на разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верхового Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», просит об уточнении решения суда путем указания на срок окончания административного надзора, определяемый днем погашения судимости.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Омской области Биенко Н.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы; органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене не отбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Из материалов дела следует, что приговором Русско-Полянского районного суда Омской области от 02 апреля 2015 г. Шишкин А.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации; административному ответчику назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
Постановлением участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Русско-Полянскому району Омской области от 15 марта 2021 г. Шишкин А.П. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 20.20 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.
Постановлением участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Русско-Полянскому району Омской области от 15 марта 2021 г. Шишкин А.П. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного статьей 20.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500 рублей.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения ОМВД по Русско-Полянскому району Омской области с требованиями об установлении в отношении Шишкина А.П. административного надзора.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из того, что Шишкин А.П. является совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, совершившим за год два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, пришел к выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении административного ответчика, определив срок административного надзора и перечень установленных ограничений.
В соответствии с пунктами 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления.
В силу пункта 2 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, Шишкин А.П. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации названное преступление относятся к тяжким преступлениям.
Факт привлечения к административной ответственности дважды в течение одного года Шишкиным А.П. не оспаривался; постановления по делу об административном правонарушении вступили в законную силу.
Таким образом, Шишкин А.П. является лицом, в отношении которого надлежит установить административный надзор.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Согласно пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 названного федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Срок административного надзора определен судом верно исходя из положений законодательства – 3 года.
Принимая решение об установлении административного надзора, районный суд установил в отношении Шишкина А.П. административные ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа и употребление спиртных напитков.
В силу статьей 1 и 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор и административные ограничения представляют собой меры, направленные на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Оснований для их изменения не имеется, ограничения установлены с учетом характера совершенных Шишкиным А.П. правонарушений.
Коллегия находит возможным согласиться с доводами апелляционного представления прокурора Русско-Полянского района Омской области относительно необходимости указания в резолютивной части решения на окончание срока административного надзора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
В силу пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» необходимо иметь в виду, что административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Принимая во внимание изложенные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, коллегия полагает возможным дополнить резолютивную часть решения суда, указав, что административный надзор устанавливается в отношении Шишкина А.П. сроком на 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Омского областного суда
определила:
апелляционное представление прокурора Русско-Полянского района Омской области удовлетворить.
Изложить второй абзац резолютивной части решения Русско-Полянского районного суда Омской области от 28 сентября 2021 г. в следующей редакции:
«Установить в отношении Шишкина А. П., административный надзор сроком на 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, а также административные ограничения в виде обязательной явки 1 раз в месяц для регистрации в ОМВД по месту жительства (пребывания), запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков».
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 18 ноября 2021 г.