дело №2-98/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Могоча 1 апреля 2019 г.
Могочинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Жгенти Л.А.,
при секретаре судебного заседания Домашонкиной Е.С.,
с участием истцов – помощника Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края Казанцевой Е.А., Атрощенко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могочинского межрайонного прокурора в интересах Атрощенко Ольги Николаевны к администрации городского поселения «Могочинское» о признании незаконным бездействие ответчика по предоставлению Атрощенко О.Н. другого жилого помещения на условиях договора социального взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
Могочинский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным иском в интересах Атрощенко О.Н., ссылаясь на следующее. В ходе проверки установлено, что на основании заключения межведомстенной комиссии № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Атрощенко О.Н. является нанимателем жилого помещения в данном доме на основании ордера, договор социального найма не заключался. Согласно информации администрации ГП «Могочинское» данное жилое помещение является муниципальным. Атрощенко О.Н. зарегистрирована по месту своего жительства, проживает в нем одна, данное место жительства является единственным местом ее проживания. До настоящего времени администрацией ГП «Могочинское» жилое помещение взамен признанного аварийным Атрощенко О.Н. не предоставлено, что нарушает ее права, предусмотренные п. 1 ст. 85 ЖК РФ. Просил признать бездействие администрации городского поселения «Могочинское», выразившееся в непредоставлении Атрощенко О.Н. другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, незаконным. А также обязать ответчика предоставить Атрощенко О.Н. жилое помещение по договору социального найма – благоустроенное, применительно к условиям <адрес>, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах <адрес>.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, обратившегося в прокуратуру с заявлением о защите его социальных прав.
В судебном заседании истец Атрощенко О.Н., прокурор доводы, изложенные в иске, поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации ГП «Могочинское» Александрова Н.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. В письменном отзыве глава администрации городского поселения «Могочинское» Краснов Е.А. с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении отказать. В обоснование пояснил, что в адрес Министерства территориального развития Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ г. направлены сведения о многоквартирном жилом доме, расположенном в <адрес>, признанным аварийным после ДД.ММ.ГГГГ г., для включения в программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда на ДД.ММ.ГГГГ гг. Истец Атрощенко О.Н. включена в данный перечень. В настоящее время Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ гг. находится на стадии разработки Министерством территориального развития Забайкальского края. На основании обращения Атрощенко О.Н. в администрацию городского поселения «Могочинское» ДД.ММ.ГГГГ г. проведено комиссионное обследование сетей отопления на соответствие температурному графику, произведено утепление стены в первом подъезде для установления нормального температурного режима в квартире Атрощенко О.Н. Кроме того, администрацией городского поселения «Могочинское» истцу для временного проживания до момента предоставления жилого помещения по договору социального найма взамен аварийного предложено имеющееся в манёвренном муниципальном жилищном фонде жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Третье лицо – глава администрации муниципального района «Могочинский район» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в заявлении выразил согласие с заявленными исковыми требованиями.
Третье лицо – представитель по доверенности Министерства территориального развития Забайкальского края Хуторная О.Б. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В заявлении указала, что не оспаривает доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении в части возложения обязанности на администрацию городского поселения «Могочинское» по предоставлению Атрощенко О.Н. жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащего сносу. Также пояснила, что поскольку жилой дом по <адрес> признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ г., с учетом положений ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» он будет включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ гг. В настоящее время программа находится на стадии разработки, Правительством Забайкальского края не утверждена.
Третье лицо – представитель по доверенности Беляева Ю.Н. Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, в судебное заседание не явилась, в заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, пояснила, что Департамент не наделен полномочиями по переселению граждан из ветхого аварийного жилья, решение принимается местными органами власти, третьим лицом по данному делу не является.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем, гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Так, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Таким образом, положения указанной нормы применяются в отношении лиц, состоящих на учете нуждающихся.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Атрощенко О.Н. на основании ордера (л.д. 9) предоставлено жилое помещение – двухкомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведениям о регистрации, имеющимся в паспорте Атрощенко О.Н. (л.д. 8), она зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ
Заключением № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 11) жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.
Как следует из письменных пояснений ответчика и истцом не отрицалось, Атрощенко О.Н. с заявлением о постановке её на учет в качестве малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, в том числе во внеочередном порядке, в администрацию городского поселения не обращалась.
Таким образом, истец права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации истец не имеет, поскольку в установленном законом порядке малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения в связи с признанием его непригодным для проживания органом местного самоуправления - администрацией (адрес) не признавалась.
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище был принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты>-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Формирование региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регламентируется ст. 16 названного закона, согласно которой программа утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ года, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ года. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 части 2 указанной статьи. В соответствии с данным пунктом, в редакции закона от ДД.ММ.ГГГГ, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В редакции закона, действующей до указанной даты, в программу подлежали включению многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до ДД.ММ.ГГГГ
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации городского поселения «Могочинское» от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, на основании заключения эксперта по результатам строительно-технической экспертизы, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 11), в связи с чем подлежит включению в региональную адресную программу с ДД.ММ.ГГГГ, утверждаемую на период до ДД.ММ.ГГГГ
Как следует из представленной переписки Министерства территориального развития Забайкальского края и администрации городского поселения «Могочинское», сведения о многоквартирном доме № <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, с прилагаемыми документами и списком жильцов переданы для включения в адресную региональную программу, в настоящий момент находящуюся в стадии разработки. Согласно письму администрации городского поселения «Могочинское», направленному в адрес Министерства территориального развития Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ г., истец Атрощенко О.Н. включена в список лиц, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, предоставление жилого помещения в связи со сносом дома должен быть решен в порядке очередности расселения аварийных жилых домов. В данном случае расселение и снос жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> вне очереди администрация городского поселения «Могочинское» произвести не вправе, поскольку это нарушит жилищное законодательство, а также права других граждан, состоящих в очереди нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
В соответствии с действующим законодательством определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Переселение граждан из аварийных домов на территории <адрес> осуществляется согласно дате признания дома аварийным и подлежащим сносу, на основании очередности сноса жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными на территории муниципального образования городское поселение «Могочинское», утвержденной решением городского поселения «Могочинское».
В настоящее время региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ г.г. находится в стадии разработки, решения администрацией городского поселения «Могочинское» об очередности сноса жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными на территории городского поселения «Могочинское», план переселения жильцов не принимались.
Вместе с тем, жилищные права гражданина не могут быть ограничены на основании решения или действия (бездействия) органа публичной власти, в этой связи реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения предполагают незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем, вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете, и времени принятия их на учет.
Отсутствие в законе указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что такое жилье должно быть предоставлено сразу после возникновения соответствующего субъективного права, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
В то же время оценочный характер понятия "незамедлительность" в рамках реализации принципа необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав позволяет гражданам защитить свои жилищные права иным образом, путем обращения в суд в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если по мнению заявителя, процедура предоставления жилого помещения длиться за пределами разумных сроков, нарушая его права.
Кроме того, доказательств того, что администрация (адрес) мер по расселению жильцов данного дома не предпринимает, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям не предоставляет, материалы дела не содержат.
В случае если жилое помещение угрожает жизни и здоровью граждан, проживающих в нем, администрация городского поселения «Могочинское» должна предоставить другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям.
Действующим законодательством не предусмотрено, что администрация городского поселения обязана предоставить жилье именно на условиях договора социального найма, в данном случае законодатель предусмотрел то, что наймодатель незамедлительно должен решить вопрос с расселением граждан в связи с угрозой жизни и здоровья граждан и расселить их в иные жилые благоустроенные помещения, отвечающее техническим и санитарным требованиям.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения маневренного фонда.
В соответствии со ст. 95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
В силу статьи 106 ЖК Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предоставляются на период: до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса); до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 настоящего Кодекса); до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса); установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса).
Из смысла статьи 106 ЖК Российской Федерации следует, что нанимателям по договору социального найма, у которых единственное жилое помещение стало непригодным для проживания, в маневренном фонде жилое помещение предоставляется наймодателем.
Исходя из материалов дела, у администрации городского поселения «Могочинское» имеется возможность в предоставлении жилого помещения маневренного жилищного фонда.
В силу положений статьи 106 ЖК Российской Федерации право на получение жилого помещения маневренного фонда может быть реализовано в том населенном пункте, где находится жилое помещение, то есть на территории <адрес>
Как следует из материалов дела, ответчиком предложено для временного проживания истца имеющееся в муниципальном жилищном фонде городского поселения» Могочинское» свободное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на условиях договора найма маневренного жилого помещения, площадью № кв.м.
Вопреки доводам истца, доказательств того, что предлагаемое жилое помещение не пригодно к проживанию суду не предоставлено.
Жилищный кодекс Российской Федерации не ограничивает конкретный срок, на который может предоставляться помещение маневренного фонда, связывая его окончание лишь с устранением обстоятельств, послуживших основанием для переселения в такое помещение. Вместе с тем, маневренным является жилищный фонд из жилых помещений, предоставляемых гражданам временно, на небольшой срок при различных непредвиденных обстоятельствах. Однако в случае, когда установлена невозможность проведения ремонта жилого помещения либо длительность ремонта помещения, собственник недвижимости обязан выселить нанимателя и его семью в другое благоустроенное жилье с целью реализации гражданами всего спектра прав, связанного с владением жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края, действующего в интересах Атрощенко О.Н., к администрации городское поселение «Могочинское» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Могочинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.А. Жгенти
В окончательном варианте решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ