Дело №2-2589/2022 24 августа 2022 года
29RS0014-01-2021-000876-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре Звереве И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Поташева Евгения Олеговича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании невыплаченной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Поташев Е.О. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о взыскании невыплаченной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование требований указал, что с 2008 года является получателем пенсии по инвалидности. На момент назначения пенсии на иждивении истца находился один несовершеннолетний ребенок – Поташева Елена Евгеньевна, 06 июня 2005 года рождения. 31 декабря 2012 года родился второй ребенок – <***>. После получения свидетельства о рождении сына истец обратился в пенсионный орган по вопросу об изменении состава семьи, ему разъяснили, что данные сведения передаются от регистрирующих органов. 15 октября 2020 года при обращении пенсионный орган выяснилось, что выплаты на второго иждивенца не производятся. После этого истец обратился к ответчику по вопросу о перерасчете пенсии в связи с не начислением выплаты на иждивенца <***> и возврате суммы недоначисленной пенсии. В письме от 18 ноября 2020 года № <№> ответчик в удовлетворении заявления отказал. Данный отказ нарушает права истца на получение денежных средств для обеспечения несовершеннолетнего ребенка <***> за период с 01 января 2013 года по 31 октября 2020 года. Необходимые для перерасчета пенсии документы пенсионным органом у истца в период с 01 января 2013 года не запрашивались. В связи с изложенным просил взыскать с ответчика невыплаченные денежные средства в размере 173 609 рублей 82 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 62 970 рублей 45 копеек.
По ходатайству истца Поташева Е.О. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Архангельской области и Ненецком автономном округе.
В ходе рассмотрения дела истец Поташев Е.О. исковые требования уточнил, просил возложить на ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) обязанность произвести перерасчет пенсии по инвалидности с 01 января 2013 года, взыскать с ответчика Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Архангельской области и Ненецком автономном округе невыплаченные денежные средства в размере 173 609 рублей 82 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 62 970 рублей 45 копеек.
Определением суда от 03 августа 2021 года произведена замена ответчиков на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
В судебное заседание истец Поташев Е.О. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях заявленные требования поддержал.
Представитель истца Поташева Е.Б. исковые требования с учетом уточнений поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Хабарова М.Н. с исковыми требованиями не согласилась.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев выплатное (пенсионное) дело Поташева Е.О. №<№>, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что с 11 июля 2008 года истцу Поташеву Е.О. назначена пенсия по инвалидности на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом одного нетрудоспособного члена семьи.
В настоящее время на иждивении истца находятся двое несовершеннолетних детей: дочь <***>, сын <***>
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи признаются, в том числе дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
На основании положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» члены семьи признаются состоящими на иждивении застрахованного лица, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
При этом иждивение детей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. 4 ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Из материалов выплатного пенсионного дела истца следует, что с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с нахождением на иждивении сына <***> истец обратился в пенсионный орган 15 октября 2020 года.
Распоряжением от 20 октября 2020 года № <№> с 01 ноября 2020 года была установлена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Из пенсионного дела истца следует, что до 2020 года истец с заявлением о перерасчете пенсии по данному основанию не обращался.
Из пояснений истца следует, что после получения свидетельства о рождении сына <***> он обратился в пенсионный орган по вопросу об изменении состава семьи, однако ему разъяснили, что данные сведения передаются от регистрирующих органов, в связи с чем получил устный отказ.
При этом сведения об изменении состава семьи в пенсионном органе имелись, что подтверждается выдачей сертификата серии <№> от 26 февраля 2013 года о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, и СНИЛС от 16 января 2013 года № <№>, выданный на имя <***>
На период спорных правоотношений назначение, перерасчет размера и выплаты трудовой пенсии производился на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01 января 2002 года.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета. Обращение за назначением, перерасчетом размера трудовой пенсии, переводом с одной пенсии на другую, выплатой или доставкой трудовой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В силу части 2 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» в случаях достижения пенсионером возраста 80 лет, изменения группы инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца, а также в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, и в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размеров страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно абзацу 3 пункта 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что пенсионным органом были допущены нарушения при первоначальном обращении Поташева Е.О., приведшие к несвоевременному получению им выплат на второго иждивенца <***>, выразившиеся в неисполнении обязанности по разъяснению <***> при первичном обращении с заявлением о выплате на второго иждивенца, какие недостающие документы ему необходимо было предоставить дополнительно для подтверждения факта рождения сына Поташева М.Е. и назначения вышеуказанной выплаты, а также отсутствии действий по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
При указанных обстоятельствах, требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии по инвалидности подлежат удовлетворению.
При этом суд полагает, что перерасчет пенсии должен быть произведен с 01 февраля 2013 года, а не с 01 января 2013 года, поскольку, свидетельство о рождении <***> выдано 09 января 2013 года, с заявлением о выдаче материнского капитала <***>. обратилась в январе 2013 года. О рождении ребенка у Поташева Е.О. 31 декабря 2012 года пенсионному органу в декабре 2012 года известно быть не могло.
Из представленного в материалы дела расчета следует, что при условии учета нетрудоспособного члена семьи, 31 декабря 2012 года рождения, <***>. с 01 января 2013 года по 31 октября 2020 года доплата размера фиксированной выплаты составила бы 173 69 рублей 82 копейки с учетом индексации (увеличения). Однако, учитывая осуществление трудовой деятельности Поташевым Е.О. с 01 октября 2018 года по 04 марта 2021 года, доплата размера фиксированной выплаты, исчисленной в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» составила бы без учета индексации (увеличения) с 01 января 2019 года по 31 октября 2020 года – 169 110 рублей 67 копеек.
Суд полагает, что оснований для указания в решении суда на взыскание с пенсионного органа суммы фиксированной выплаты с учетом нетрудоспособного члена семьи, 31 декабря 2012 года рождения, <***>. не имеется, поскольку судом удовлетворены требования истца о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по вышеуказанному основанию с 01 февраля 2013 года.
Как следует из п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», следует иметь ввиду, что статья 395 Гражданского кодекса РФ предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, положения данной статьи не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга. Данная норма предусматривает ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяет последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательств, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Исходя из анализа приведенного в п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ перечня примеров отношений, регулирование которых с помощью применения норм гражданского законодательства ограничено законом, можно сделать вывод, что речь идет о такого рода отношениях, которые основаны на прямом указании закона, а не на добровольном подчинении, вытекающем из свободного волеизъявления подчиненной стороны.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
При этом для обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе различных видов социальных пособий, правовых оснований назначения пенсий и установление их размеров.
Поскольку исходя из норм действующего законодательства обеспечение субъективного права граждан на пенсионное обеспечение осуществляется путем принятия территориальным органом Пенсионного фонда РФ индивидуально-правового акта, в частности решения о назначении выплаты определенного вида пенсионного обеспечения, то есть иными словами осуществление гражданином своего права на обращение с заявлением о назначении пенсии при соблюдении предусмотренных условий и, соответственно, права на получение пенсии зависит от совершения государственным учреждением юридически значимых действий, то спорные правоотношения, вытекающие из законодательства о пенсионном обеспечении, основаны на прямом указании закона, а потому носят публично-правовой характер.
При таком положении, с учетом того, что пенсионное обеспечение граждан регулируется самостоятельной отраслью законодательства, то в силу положений ст.2 Гражданского кодекса РФ нормы Гражданского кодекса РФ могут быть применены полностью либо в части только в случае прямого указания на это в специальном законе.
Учитывая, что действующее пенсионное законодательство не содержит нормы, предусматривающей основания для взыскания с пенсионного органа процентов за пользование чужими денежными средствами в случае получения пенсии по прошествии периода времени с момента ее назначения, связанного с оценкой пенсионных прав гражданина и принятия соответствующего решения, то основания для применения положений ст. 395 Гражданского кодекса РФ в рамках разрешения спорных правоотношений у суда отсутствуют.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 62 970 рублей 45 копеек удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Поташева Евгения Олеговича (СНИЛС <***>) к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <***>) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании невыплаченной пенсии, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <***>) произвести перерасчет пенсии по инвалидности Поташева Евгения Олеговича (СНИЛС <***>) с 01 февраля 2013 года.
В удовлетворении исковых требований Поташева Евгения Олеговича (СНИЛС <***>) к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <***>) в остальной части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина