УИД 56RS0028-01-2023-000768-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2023 года п. Переволоцкий
Оренбургской области
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи А.С. Кандаурова,
при помощнике судьи Мастюгиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
администрация муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области обратилась в суд к администрации Переволоцкого района Оренбургской области с вышеназванным заявлением, указав в его обоснование, что на территории МО Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области находится объект: здание нежилое (...), кадастровый №, площадь ... кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ указанный объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества под №У на основании решения Переволоцкого районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. Иные собственники неизвестны. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил, спор о праве отсутствует. С учетом изложенного, администрация муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области просит признать право муниципальной собственности на указанный объект.
Представители заявителя администрации МО Чесноковский сельсовет Переволоцкого района, заинтересованного лица администрации Переволоцкого района, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствии. Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 3 статьи 14 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с положениями части 4 статьи 14 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 187-ФЗ) иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Как следует из положений статьи 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" в действующей редакции, перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". За сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей;
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее-Порядок).
В силу пункта 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав).
Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
Из пункта 9 Порядка следует, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
В силу приведенных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Согласно Уставу Чесноковского сельсовета, право на управление муниципальным имуществом входит в компетенцию муниципального образования Чесноковский сельсовет.
Судом установлено и следует из материалов дела, что объект недвижимого имущества: здание нежилое (...), кадастровый №, площадь ... кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, является бесхозяйным, в установленном порядке был принят на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. Не включен в реестр муниципального имущества района и федерального имущества на территории <адрес>
Поскольку указанный объект недвижимого имущества – здание нежилое (мечеть) собственника не имеют, действующее законодательство РФ не содержит запрета на передачу данного имущества в муниципальную собственность, заявление администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества:
- здание нежилое (....), кадастровый №, площадь ... кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для постановки на учет и внесения записи в ЕГРН об объекте недвижимости.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья А.С. Кандауров