РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05.09.2024 года г. Тольятти
Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
судьи Ивановой О.Б.,
при секретаре Карягиной К.Ю.,
с участием представителя истца: Пузанова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-9483/2024 по исковому заявлению прокурора Автозаводского района г. Тольятти, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГСК «Плутон-1» об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Автозаводского района г. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области с исковым заявлением к ГСК «Плутон-1» об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, мотивируя требования тем, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства об охране природы проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами природоохранного законодательства, в том числе обращения с отходами, в ходе которой в деятельности ГСК «Плутон-1» выявлены нарушения исполнения требований законодательства в обозначенной сфере. Основным видом деятельности ответчика является деятельность стоянок для транспортных средств. В ходе проверки было установлено, что в нарушение действующего законодательства ГСК «Плутон-1» не поставлено на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
На основании вышеизложенного прокурор обратился в суд с настоящим иском, в котором просит суд обязать ГСК «Плутон-1» устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды путем постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Представитель истца - помощник прокурора Автозаводского района г. Тольятти Пузанов В.В. в судебном заседании поддержал доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГСК «Плутон-1» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, что подтверждается ШПИ №, согласно которого извещение вручено 19.08.2024 г. Сведений о причине неявки не сообщил, возражений относительно заявленных требований не предоставил.
Представитель третьего лица Администрации г.о. Тольятти в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. Об уважительных причинах неявки суду не сообщил, мотивированного отзыва на иск не предоставил.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В силу ст. 1 названного закона окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В силу ст. 1 названного закона источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества.
Согласно ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды». объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно Правилам обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039, лица, создавшие место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов направляют заявку на согласование и включение ее в реестр в орган местного самоуправления.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии со ст. 27 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор, в том числе принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ст. 35 названного закона, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства об охране природы проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами природоохранного законодательства, в том числе обращения с отходами, по результатам которой в деятельности ГСК «Плутон-1» выявлены нарушения исполнения требований законодательства в указанной сфере.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ГСК «Плутон-1» ИНН №, юридический адрес: <адрес>, является 68.32.1 - Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. Дополнительным видом деятельности в том числе является 52.21.24 -Деятельность стоянок для транспортных средств.
Как следует из Справки специалиста по результатам выездной проверки Гаражно-строительного кооператива «ПЛУТОН-1» от ДД.ММ.ГГГГ, на основании требования прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № главным специалистом отдела государственного экологического надзора (контроля) администрации городского округа Тольятти Куклиной О.В. ДД.ММ.ГГГГ принято участие в проведении проверки ГСК «ПЛУТОН-1», осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>, на предмет исполнения требований природоохранного законодательства.
В ходе осмотра нежилого здания и территории, эксплуатируемой ГСК «ПЛУТОН-1», сделаны выводы о том, что имеются признаки следующих нарушений в области охраны окружающей среды. Согласно данным системы «Программно-техническое обеспечение ведения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» ГСК «ПЛУТОН-1» не стоит на учете как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, заявку о постановке на государственный учет ГСК «ПЛУТОН-1» не подавало. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе осмотра эксплуатируемого здания, расположенного по адресу: <адрес> ГСК «ПЛУТОН-1» выявлено, что накопления отработанных ртутных ламп (более 10 шт.) осуществляется в отдельном подсобном помещении в вертикальном положении, отработанные ртутные лампы накапливаются без индивидуальной упаковки (фото 1), что создает риск их повреждения.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6, 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе обследования прилегающей территории, расположенной по адресу: <адрес>, выявлено место накопления отходов в виде 2 контейнеров объемом 1,1 м3 (фото 2). По составу отходы, находящиеся в контейнере, подлежат твердым коммунальным отходам.
Контейнерная площадка не соответствует Правилам благоустройства территории городского округа Тольятти утвержденным Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 04.07.2018 № 1789 «О Правилах благоустройства территории городского округа Тольятти» (далее - Правил).
В соответствии с требованиями пункта 11, статьи 26, Правил площадки для накопления отходов должны быть обустроены и размещены в соответствии с действующими санитарными правилами.
В соответствии с требованиями пункта 13, статьи 26 Правил, площадки для установки контейнеров и бункеров-накопителей для сбора отходов должны быть с асфальтовым или бетонным покрытием, уклоном в сторону проезжей части и удобным подъездом для спецавтотранспорта.
Площадка для накопления отходов должна иметь с трех сторон ограждение высотой 1,5 м, чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию.
Согласно «Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов г.о. Тольятти» контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес> отсутствует в данном реестре, ГСК «ПЛУТОН-1» не подавали заявки на согласование и включение контейнерной площадки в реестр в орган местного самоуправления.
Изложенные обстоятельства и исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства дают основания суду считать установленным факт нарушения ответчиком требований законодательства в сфере охраны природы, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить требования истца в полном объеме, поскольку несоблюдение законодательства Российской Федерации в сфере экологии создает угрозу загрязнения окружающей среды, а также угрозу жизни и здоровья граждан, чем нарушается ст. 42 Конституции Российской Федерации - право граждан на благоприятную среду обитания.
Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 98 ГПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков);
В силу ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных выше положений с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета г.о. Тольятти в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 45, 103, 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Автозаводского района г. Тольятти, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГСК «Плутон-1» об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды - удовлетворить.
Обязать ГСК «Плутон-1» ИНН №, расположенное по адресу: <адрес> устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды путем постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца, с момента вынесения решения в окончательной форме, в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г.Тольятти.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.09.2024 года.
Судья Иванова О.Б.