Решение по делу № 8Г-1988/2022 [88-5935/2022] от 17.01.2022

I инстанция – Булыгина Н.В.

II инстанция – Серёжкин А.А., Кулаков А.В. (докладчик), Лозина С.П.

Дело №88- 5935/2022

     2-100/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 марта 2022 г. г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Шамрай М.С.

судей: Лысовой Е.В., Анненковой К.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вохмяковой Ольги Васильевны к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия ответчика по выполнению краткосрочного плана капитального ремонта на 2017 - 2019 года, возложении обязанности по проведению капитального ремонта фасада и крыши многоквартирного дома,

    по кассационной жалобе Министерства строительства Тверской области, Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области на решение Центрального районного суда г. Твери от 01 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 07 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С., судебная коллегия

установила:

Вохмякова О.В. обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирного дома № 21 по пр. Ленина г. Твери, запланированному к реализации в 2017 - 2019 годах, предусмотренному региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп, и Краткосрочным планом реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 - 2019 годы, утвержденным постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № 129, обязании в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта фасада и крыши многоквартирного дома № 21, расположенного в г. Твери на пр. Ленина, а именно: привлечь для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации; заключить с подрядными организациями от своего имени договоры, предусматривающие установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами, контролировать качество и сроки оказания услуг или выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг или работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг или выполненных работ, в том числе, обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

В обоснование исковых требований истец указала, что в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы утверждена постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 г. № 690.

В соответствии с региональной программой в 2017 - 2019 годах должен был быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирного дома №21 по пр. Ленина г. Твери в следующем объеме: ремонт и утепление фасада, ремонт крыши.

Постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № 129 (в ред. пост. № 250 от 06 марта 2019 года) утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества на 2017 - 2019 годы муниципального образования город Тверь. Краткосрочный план содержит в перечне многоквартирных домов города Твери, подлежащих капитальному ремонту в 2017-2019 годах, многоквартирный дом 21 по пр. Ленина г. Твери.

В соответствии со ст. 168 ЖК РФ постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 г. № 962-пп утвержден краткосрочный план реализации региональной программы на 2017 - 2019 годы, многоквартирный дом № 21 по пр. Ленина г. Твери в указанном краткосрочном плане реализации региональной программы на 2017 - 2019 годы отсутствует.

Несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные региональной программой на 2017 - 2019 годы и краткосрочным планом на 2017 - 2019 годы, утвержденным постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № 129, Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер, предусмотренных региональной программой, не принято. Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав собственников помещений, проживающих в многоквартирном доме № 21 по пр. Ленина г. Твери. Сведения о переносе исполнения мероприятий, предусмотренных региональной программой на 2017 - 2019 годы, но не выполненных в установленный срок, отсутствуют.

Судом в ходе производства по делу к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Тверской области, администрация г. Твери, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрация г. Твери, Соколов М.М., Дудин А.В., Тарасов Д.А., Иванова Н.В., Калинина Т.Н., Калинин А.Г., Левченко Е.Е., Левченко П.Р., Мясников С.А., Мясникова Т.С., Мясников А.,    Лаврюк Е.С., Нороткова С.Г., Еремеева М.О., Колесников М.К., Немов М.,    Риязова С.С, Кулак М.В., Калинина М.М., Яковлева С.А., Яковлева О.С, Яковлев А.А., Ткаченко М.В., Белова Л.К., Джонова С.Р., Министерство строительства Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, ООО УК «Восход», Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Министерство по обеспечению контрольных функций в Тверской области.

Протокольным определением от 17 декабря 2021 года изменен статус третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации г. Твери на ответчика.

25 февраля 2021 года судом принят отказ истца от исковых требований в части требований к администрации г. Твери, производство по делу в указанной части прекращено, о чем постановлено соответствующее определение.

Решением Центрального районного суда г. Твери от 01 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 07 октября 2021 года, исковые требования Вохмяковой О.В. удовлетворены.

Суд признал незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Центрального района г. Твери, запланированных к реализации в 2017 - 2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп, и Краткосрочным планом реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017- 2019 гг., утвержденным постановлением Администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № 129.

На Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение следующих работ по капитальному ремонту фасада и крыши многоквартирного дома № 21, расположенного в г. Твери на проспекте Ленина путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок за свой счет и своими силами, контролирования качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и работ требованиям проект:-: ой документации; осуществления приемки оказанных услуг и выполненных работ, в том числе обеспечив создание соответствующих комиссии с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данными многоквартирными домами, и представителей собственников помещений в многоквартирных домах».

В кассационной жалобе Министерство строительства Тверской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на отсутствие оснований для возложения на Фонд капитального ремонта обязанности провести капитальный ремонт дома, в котором проживает истец, поскольку указанный многоквартирный дом не включен в региональный краткосрочный план реализации региональной программы на 2017 - 2019 годы. Кроме того, судом не исследован вопрос состояния жилого дома, наличие решения собственников многоквартирного дома на проведение капитального ремонта.

В кассационной жалобе Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области также просит об отмене судебных постановлений, ссылаясь на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на то, что обязательств по проведению капитального ремонта спорного многоквартирного дома у Фонда не возникло, поскольку дом не был включен в региональный краткосрочный план. Нормы, допускающие возможность проведения Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, включенных в региональную программу, но не содержащихся в краткосрочном плане, отсутствуют. Обращает внимание на то, что судами не исследованы обстоятельства, подтверждающие необходимость проведения капитального ремонта многоквартирного дома, наличие решений собственников о проведении данных видов работ, отраженные в протоколах общих собраний, не оценивалась стоимость проведения работ.

Согласно ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны.

С учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.

Судебное заседание в суде кассационной инстанции по настоящему делу было назначено на 10 марта 2022 года в 15.35 час., затем в судебном заседании был объявлен перерыв до 05 апреля 2022 года в 14.20 час.; 05 апреля 2022 года дело было рассмотрено судом кассационной инстанции по существу.

Согласно ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами были допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые выразились в следующем.

Как следует из материалов дела, истец Вохмякова О.В. является собственником жилого помещения квартиры № 10, расположенной в многоквартирном доме по адресу: г. Тверь, пр. Ленина, д. 21.

Указанный выше многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года N 690-пп.

Данной региональной программой предусмотрено выполнение в многоквартирном доме по адресу: г. Тверь, пр. Ленина, д. 21 в период с 2017 года по 2019 год ремонтных работ.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 210, 249 ГК РФ, ст. ст. 30, 154, 169, 170. 178, 180, 181, 182 ЖК РФ и исходил из того, что несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные Региональной программой на 2017 - 2019 годы и Краткосрочным планом на 2017 - 2019 годы, утверждённым постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № 129, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области должных мер по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, предусмотренных региональной программой, не предпринял, что является бездействием ответчика и приводит к нарушению жилищных прав истца, а также третьих лиц, проживающих или владеющих помещением в многоквартирном доме № 21, расположенном в г. Тверь по пр. Ленина, тогда как обязанность Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области по выполнению запланированных мероприятий по капитальному ремонту качественно и в срок сохраняется и подлежит исполнению до полной её реализации, в связи с чем, суд пришёл к верному выводу о наличии правовых оснований для возложения на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта в указанном многоквартирном доме.

С приведенными выводами суда и их нормативно-правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.

В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Аналогичные требования предъявлены законом в том числе, к апелляционному определению.

Вместе с тем, приведенные требования процессуального закона судом апелляционной инстанции не выполнены.

При вынесении судебных постановлений судами не учтено следующее.

Согласно подп. 61 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 6.1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Из п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Таким образом, законом определены основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (части 6 и 7 ст. ст. 168, 170, 172 ЖК РФ).

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тверской области установлены Законом Тверской области от 28 июня 2013 года N 43-30 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области".

Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года N 690-пп утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы.

Как установлено судом, многоквартирный дом № 21, расположенный в г. Тверь по пр. Ленина включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы, утвержденную постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года N 690-пп.

Данной программой предусмотрено проведение в период с 2017 года по 2019 год в указанном доме следующих видов работ: ремонт крыши, ремонт фасада.

В соответствии со ст. 16 Закона N 43-30 в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом МКД органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта.

Такой Порядок утвержден постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года N 125-пп "О Порядке утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области и внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года N 210-пп".

Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом первоочередности, установленной ч. 2 ст. 17 Закона N 43-30, критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД на территории Тверской области (пункт 7 Порядка).

На основании решения комиссии, созданной постановлением администрации г. Твери от 10 июля 2014 года N 781 "О создании комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах муниципального образования город Тверь", с учетом положений постановления Правительства Тверской области от 22 апреля 2014 года N 210-пп "Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" постановлением администрации города Твери от 08 февраля 2017 года N 129 был утвержден Краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017 - 2019 годы муниципального образования город Тверь.

Краткосрочный план содержит перечень многоквартирных домов в г. Твери, подлежащих капитальному ремонту в 2017 - 2019 годах, в том числе, многоквартирный дом, указанный в иске.

Постановлением Правительства Тверской области от 29 декабря 2017 года № 458-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Тверской области от 10 марта 2017 г. № 62-пп» внесены изменения в приложение к постановлению Правительства Тверской области от 10 марта 2017 г. № 62-пп «Об утверждении краткосрочного плана реализации в 2017 - 2019 г.г. региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы», утверждён список домов, подлежащих капитальному ремонту.

Многоквартирный дом, указанный в иске, в данный список не вошел.

Таким образом, как следует из материалов дела, спорный многоквартирный дом не был включен в Краткосрочный план реализации региональной программы на 2017 - 2019 годы.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что произвольное формирование и утверждение Правительством Тверской области списка многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту приведёт к нивелированию необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, что, очевидно, повлечёт нарушение работоспособности и несущей способности конструкций, надёжности жилого дома и обеспечению безопасности пребывания граждан и сохранности инженерного оборудования, что в свою очередь повлечёт нарушение жилищных прав истца.

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с апелляционным определением по следующим основаниям.

В обоснование заявленных требований истец ссылалась на бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме по адресу: г. Тверь, пр. Ленина, д. 21.

Полагая заявленные истцом требования необоснованными, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области и третьи лица, а именно Правительство Тверской области, Министерство строительства Тверской области в возражениях на иск и в судебных заседаниях ссылались на то, что указанные спорный дом отсутствует в региональном Краткосрочном плане реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Ответчик и третьи лица в своих возражениях указывали на то, что требования краткосрочных планов, утвержденных Правительством Тверской области, являются обязательными для регионального оператора (Фонда).

Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 2 ст. 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в том числе принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением перечисленных в данной норме случаев (ч. 4 ст. 168 ЖК РФ).

Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной, власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 4.1 ст. 168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч. 7 ст. 168 ЖК РФ).

Исходя из положений ст. ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ формирование фонда капитального ремонта осуществляется собственниками жилых помещений в многоквартирных домах по выбору либо на специальном счете в кредитной организации, либо на счете регионального оператора - юридического лица, созданного в форме фонда.

При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете владельцем счета по выбору собственников жилых помещений выступает: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, а также региональный оператор.

Согласно ч. 1 ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 8 закона Тверской области от 28 июня 2013 года N 43-30 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" в целях реализации ч. 2 ст. 178 ЖК РФ, создается региональный оператор в организационно-правовой форме фонда. Имущество регионального оператора формируется за, счет взносов учредителя, платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и других не запрещенных законом источников.

Распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 года N 306-рп "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области" была создана некоммерческая организация в форме фонда "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области", основной целью деятельности которой было определено осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Функции и обязанности Фонда, порядок выполнения действий по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Тверской области детально сформулированы в нормативно-правовых актах федерального, регионального уровней.

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в соответствии с пунктами 1, 2 распоряжения Правительства Тверской области от 28 июня 2013 г. N 306-рп "О создании некоммерческой организации - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области" осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Основной целью деятельности Фонда является осуществление деятельности, направленной на обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Согласно ч. 4 ст. 14 закона Тверской области от 28 июня 2013 года N 43-30 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" региональная программа по проведению капитального ремонта формируется на тридцать лет и утверждается Правительством Тверской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года N 43-30 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" в целях реализации региональной программы по проведению капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области или уполномоченный орган и органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Тверской области, утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области утвержден постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года N 125-пп.

Исходя из приведенных доводов и возражений сторон, а также норм материального права, подлежащих применению при разрешении настоящего спора, суду следовало дать правовую оценку тому обстоятельству, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Тверь, пр. Ленина, д. 21 отсутствовал в Краткосрочном региональном плане реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Удовлетворяя исковые требования, суды не учли, что порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденный постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года N 125-пп, является действующим нормативным правовым актом, который никем не оспорен и не отменен в установленном порядке, а указанные в нем требования, являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.

Суды оставили без правового обоснования возложение на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта, вопреки постановлению Правительства Тверской области N 125-пп, которым утвержден Порядок краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.

Также судами не дана оценка тому обстоятельству, что, являясь региональным оператором, в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов фактически самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов.

При изложенных обстоятельствах принятое по делу апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального и процессуального права.

Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции полагает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 07 октября 2021 г. отменить.

    Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Тверской областной суд.

Председательствующий

Судьи

8Г-1988/2022 [88-5935/2022]

Категория:
Гражданские
Статус:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Вохмякова Ольга Васильевна
Ответчики
Фонд капитального ремонта Тульской области
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Немова Валентина Михайловна
Мясников Алексей Анатольевич
Департамент ЖКХ , политики и стотельства администрации г.Твери
Джонов Сабагул Рахматжлевич
Дудин Арсений Вячеславович
Белова Любовь Константиновна
Калинина Татьяна Николаевна
Ткаченко Мария Владимировна
Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций
Яковлев Артем Александрович
Калинина Марина Минетуллаховна
Калинин Александр Ганнадьевич
Риязова Сайёра Сулаймоновна
Левченко Полина Романовна
Тарасов Дмитрий Александрович
Правительство Тверской области
Яковлева Светлана Анатольевна
Еремеева Марина Олеговна
ООО УК "Восход"
Мясникова Татьяна Станиславовна
Муниципальное образование г Тверь
Мясников Станислав Алексеевич
Лаврюк Елена Степановна
Кулак Марина Владимировна
Министерство стротельства Тульской области
Соколов Михаил Вячеславович
Левченко Елена Евгеньоевна
Иванова Надежда Викторовна
Нороткова Светлана Григорьевна
Колесников Максим Олегович
ГЖИ Тверской области
Яковлева Оксана Сергеевна
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Шамрай Марина Семеновна
Дело на странице суда
2kas.sudrf.ru
10.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Судебное заседание
05.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее