№ 33-22265/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 октября 2017 года г.Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Ф.Т. Нурисламова
судей А.М. Габитовой
О.Р. Фархиуллиной
с участием прокурора Е.М. Муратовой
при секретаре М.Н. Филипповой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования Туймазинского межрайонного прокурора РБ в интересах Кальмина АР к Администрации муниципального района адрес РБ о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет, удовлетворить.
Обязать Администрацию MP адрес РБ предоставить Кальмину АР, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Заслушав доклад судьи Фархиуллиной О.Р., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Туймазинский межрайонный прокурор в интересах Кальмина Р.А. обратился в суд с иском к Администрации MP адрес РБ о понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Требования мотивированы тем, что Кальмин Р.А., дата года рождения, имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Кальмина Р.А. - КАН лишен родительских прав решением Туймазинского районного суда РБ от дата, мать - МСР лишена родительских прав решением Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от дата.
дата Кальмин освобожден по отбытии наказания из ФКУ ИК-13 УФСИН России по адрес. В настоящее время Кальмин Р.А. какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, с дата состоит на учете в Администрации муниципального района адрес РБ для улучшения жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. 18 летнего возраста Кальмин Р.А. достиг в октябре ... года, в результате чего право на дополнительные гарантии у него возникло не с момента постановки на учет – дата, а с даты исполнения 18-ти летнего возраста – дата. Вследствие этого он был включен в список очередников на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кальмин Р.А. в данном списке числится под №.... Во внеочередном порядке жилого помещения невозможно в связи с отсутствием должного финансирования.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Муратовой Е.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит достаточных оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 06 сентября 2013 года № 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан» предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список. Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания (пункты 8.3, 8.4).
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет (пункт 8.5).
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Кальмин Р.А., дата года рождения, имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от дата так отец Кальмина Р.А. - КАН лишен родительских прав, мать - МСР лишена родительских прав решением Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от дата.
Распоряжением Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан №... от дата Кальмин Р.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно справке №..., выданной ФКУ ИК-13 УФСИН России по РБ, с период с дата по дата Кальмин Р.А. отбывал наказания в местах лишения свободы.
В настоящее время какого-либо жилого помещения в собственности не имеет, с дата. состоит на учете в администрации муниципального района адрес РБ для улучшения жилищных условий по месту жительства во внеочередном порядке среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно выписке из ЕГРП от дата Кальмин Р.А. правами отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества не обладает.
Следовательно, у Кальмина Р.А. возникло право на получения жилья с 27 октября 2015 года, однако в нарушение вышеизложенных требований законодательства Кальмин Р.А. на момент рассмотрения дела ответчиком, несмотря на наделение его в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, жилое помещение не предоставлено, тем самым грубо нарушены его жилищные права, как лица, имеющего право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства, в том числе, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, и является бездействием со стороны ответчика.
Учитывая вышеизложенное, проанализировав фактические обстоятельства по делу с позиций вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Кальмина Р.А.
Содержащийся в апелляционной жалобе довод о том, что обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления не является надлежащим ответчиком по данным спорам, не состоятелен.
Положениями п. 7 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были переданы в установленном порядке администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
о п р е д е л и л а:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи А.М. Габитова
О.Р. Фархиуллина
Справка: судья ГАА