Дело № 2а-163/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 апреля 2016 года г.Болгар РТ
Спасский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Латыповой Г.З.,
при секретаре Ветлугиной Е.А.,
с участием административного истца - заместителя прокурора <адрес> района РТ Стебо А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> района Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к исполнительному комитету <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> района РТ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с названным выше административным исковым заявлением к исполнительному комитету <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан, указывая, что прокуратурой <адрес> района РТ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан. Проверкой установлено, что Советом <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ <данные изъяты> мая 2011 года принято решение №<данные изъяты> об организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <адрес> сельского поселения, в которое <данные изъяты> марта 2014 года решением Совета №<данные изъяты> внесены изменения и дополнения. Вместе с тем, до настоящего времени органом местного самоуправления не утверждено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп. Указанные нарушения стали возможным в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей должностными лицами представительного органа и исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района РТ. Бездействие со стороны исполнительного комитета в указанной части представляет опасность для окружающей среды, для жизни и здоровья граждан и может привести к негативным последствиям. Просит признать бездействие исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер, направленных на устранение нарушения природоохранного законодательства, незаконным и обязать его в месячный срок принять меры, направленные на устранение нарушения природоохранного законодательства, путём определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирования.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> района Республики Татарстан Стебо А.А. административные исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан – Каримуллина Г.Р., извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд не явилась, направив заявление о рассмотрении дела без ее участия. При этом указала, что с административными исковыми требованиями согласна в полном объеме, возражений по существу административного иска не имеет, нарушения будут устранены в ближайшее время.
Выслушав заместителя прокурора <адрес> района Республики Татарстан Стебо А.А., исследовав другие материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
На основании статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ст. 2 Федерального закона №131 от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона №131 от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относится, в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В части 2 статьи 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) указано, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями частей 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно примечанию к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Приказом Росприроднадзора от 1 июля 2014 года №445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, которым приняты, в том числе, следующие классы опасности отходов: - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (ФККО 4 71 101 01 52 1) относятся к первому классу опасности.
Статьей 4.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
В соответствии с ГОСТ Р 53691-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода 1-4 класса опасности. Основные требования", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 №1091-ст, отходы 1 класса опасности - чрезвычайные отходы - это отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.
Согласно п. 9 статьи 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года №681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В силу пункта 8 Правил обращения с отходами производства и потребления органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Как следует из пункта 9 названных выше Правил, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации.
Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и определению места первичного сбора и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
В судебном заседании установлено, что решением Совета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан от <данные изъяты> мая 2011 года за №<данные изъяты> (в редакции решения №<данные изъяты> от <данные изъяты> марта 2014 года) утверждён порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования "<адрес> сельское поселение" <адрес> муниципального района Республики Татарстан. При этом места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории данного сельского поселения не определены.
Таким образом, в настоящее время фактически сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан не осуществляется, пункт приема опасных ртутьсодержащих отходов не организован, мероприятия по информированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке осуществления такого сбора не проводятся, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком предусмотренной законодательством обязанности по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп.
Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным, и направлен на создание безопасных условий проживания населения.
Отработанные и использованные потребителями лампы относятся к бытовым отходам, соответственно, вопрос об их сборе является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения).
Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, принимая во внимание, что бездействие административного ответчика нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и экологическую безопасность, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
Определяя срок исполнения решения суда, суд учитывает, что административный иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц, требования направлены на защиту жизни и здоровья граждан, права на благоприятную окружающую среду и считает, что предложенный прокурором месячный срок соответствует требованиям разумности.
Руководствуясь статьями <данные изъяты>, <данные изъяты> Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск прокурора <адрес> района Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к исполнительному комитету <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить.
Признать бездействие Исполнительного комитета <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в не определении места первичного сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, не соответствующим закону.
Обязать Исполнительный комитет <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района Республики Татарстан в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства путём определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирования.
Об исполнении решения по административному делу необходимо сообщить в суд и административному истцу - прокурору <адрес> района Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд РТ.
Председательствующий судья Латыпова Г.З.
Копия верна:
судья Спасского районного суда РТ Латыпова Г.З.