РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2024 года адрес
Хорошевский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Наделяевой Е.И., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-806/2024 (УИД 77RS0031-02-2021-012453-39) по административному иску Мельникова Виктора Викторовича к начальнику ФКУ СИЗО № 3 фио, ФКУ СИЗО № 3 о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ :
Административный истец обратился в суд с административным иском к начальнику ФКУ СИЗО № 3 фио, ФКУ СИЗО № 3 о признании действий незаконными, в обоснование своих требований указав, что 28.05.2021 административный ответчик принял решение о переводе административного истца в следственный изолятор другого региона России для дальнейшего содержания под стражей в адрес. Этот следственный изолятор удален от места производства по уголовному делу на 3,5 тысячи километров. Указанные действия административного ответчика противоречат Федеральному закону № 103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании под стражей» и указаниям ФСИН России от 25.12.2019г. исх. № 03-98298. Административному ответчику известно, что административный истец является инвалидом, нуждается в постоянном лечении. Перемещение административного истца в следственный изолятор другого региона сделало невозможным реализацию процессуальных прав по уголовному делу. Административный истец не может иметь свидание с защитником, не может увидеть своих родственников, получать ежемесячную пенсию, приобретать товары в магазине СИЗО. Эти права гарантированы ст.ст. 6, 18, 22 Федерального закона № 103-ФЗ/1995. Обжалуемое действие административного ответчика прямо нарушает право на защиту по уголовному делу. Указание УФСИН России от 25.12.2019 содержит положение о возможности направления заключенных в ближайшие регионы.
Административный истец просит суд признать незаконными действия начальника ФКУ СИЗО № 3 адрес фио в части перевода его для дальнейшего содержания в адрес; обязать административного ответчика отменить незаконное действие, связанное с переводом истца в СИЗО другого региона России.
Административный истец в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении требований, поскольку родственники, адвокат не могли посещать административного истца из-за удаленности места содержания от адрес, в связи с переводом пенсия не выплачивалась.
Административный ответчик, представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Суд, выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По общему правилу, установленному Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (часть 1 статьи 73 и часть 2 статьи 81).
Согласно части 2 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства осужденного к лишению свободы или по месту его осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденного в имеющихся исправительных учреждениях по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 3 которого направление осужденных осуществляется в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали (были зарегистрированы по месту жительства) или были осуждены. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту проживания (регистрации по месту жительства) осужденных или по месту их осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденные направляются по решению ФСИН России в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (пункт 4 Порядка).
В судебном заседании установлено и следует из письменных материалов дела, что административный истец 20.05.2021 приговором Кунцевского районного суда адрес был осужден за совершение преступлений, предусмотренных п.п. «в», «г» ч. 3 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ(2 эпизода) к наказанию в виде лишения свободы сроком на три года, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Прибыл в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по адрес 10.09.2018.
Убыл 23.12.2018 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес.
Прибыл 10.02.2019.
Убыл 01.02.2020 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по адрес (плановое лечение).
Прибыл 09.02.2020.
Убыл 26.04.2020 УФСИН России по адрес, ФКУ СИЗО-1 адрес.
Прибыл 20.05.2020.
Убыл 01.06.2021 в распоряжение ГУФСИН адрес ФКУ СИЗО-1 адрес согласно указания ФСИН России №3-29305 от 30.04.2021.
Прибыл 26.08.2021 из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по адрес (по постановлению Кунцевского районного суда адрес от 10.06.2021г. перевести в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по адрес на основании ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ, ст. 247 УПК РФ до завершения рассмотрения уголовного дела в апелляционной инстанции)(л.д.11)
02.09.2021 освобожден по окончанию срока.
Согласно справки филиала медицинской части № 3 ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России административный истец состоит на диспансерном наблюдении в медицинской части учреждения с диагнозом: ВИЧ-инфекция адрес, фаза ремиссии на фоне нерегулярного приема ВААРТ. Микоз стоп. Хронический вирусный гепатит «С». Хронический гастрит, устойчивая ремиссия. Узловые изменения щитовидной железы. Умеренно выраженная дистальная нейросенсорная полинейропатия нижних конечностей. Дорсопатия пояснично-кресцового отдела позвоночника. Артрозо-артрит левой стопы. Инвалид третьей группы. Медицинских противопоказаний для конвоирования заключенного на момент 27.08.2021 нет. На время следованием этапом выдается запас необходимых лекарственных средств (л.д.12).
Согласно ч. 4 ст. 73 адрес кодекса Российской Федерации, перевод осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осуществляется по решению ФСИН России.
Проверяя положения статей 73, 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации, в Определении от 18.07.2019 N 1873-О привел правовую позицию, согласно которой часть 2 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в системной связи с частью первой той же статьи допускают возможность направления осужденных для отбывания наказания за пределы субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, лишь в случае отсутствия в данном субъекте Российской Федерации исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях.
С учетом вышеприведенных положений закона оснований для удовлетворения требований не имеется, решение о направлении осужденного для отбывания наказания в другом регионе и передача его в распоряжение УФСИН по адрес вынесены уполномоченным органом с учетом указания ФСИН России от 25.12.2019 N исх-03-98298, неисполнение которого административным ответчиком недопустимо в силу распорядительного характера указания, которое не было отменено либо признано недействующим.
Наличие оснований для направления осужденного доказано административным ответчиком, следовательно, оспариваемые решения и действия соответствуют нормам материального права и не нарушают права осужденного с учетом полномочий административного ответчика - ФКУ СИЗО № 3, который в силу своего положения не наделен правом направлять осужденного для отбывания наказания помимо указания ФСИН России.
В ходе судебного разбирательства административным истцом не названо обстоятельств, в силу которых у ФСИН России возникла обязанность принять меры к переводу в другое исправительное учреждение.
Удаленность исправительного учреждения не свидетельствует о несоответствии действий административного ответчика требованиям закона.
Таким образом, суд не находит оснований для признания удовлетворения заявленных требований, так как нарушений со стороны административных ответчиков при определении места отбывания наказания административным истцом не выявлено, доказательств, подтверждающих незаконные действия административных ответчиков, суду не представлено, права и законные интересы административного истца не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Мельникова Виктора Викторовича к начальнику ФКУ СИЗО № 3 фио, ФКУ СИЗО № 3 о признании действий незаконными - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Хорошевский районный суд адрес в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья фио
Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2024 года