Решение по делу № 2а-32/2018 от 22.01.2018

Дело № 2а-32/2018

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Большой Улуй

Красноярского края 16 февраля 2018 года

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

при секретаре Ивановой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Большеулуйского района Красноярского края к

Управлению федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю,

Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю,

судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю Шенделевой О.А.

о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от 27.10.2017 года

УСТАНОВИЛ:

Администрация Большеулуйского района Красноярского края обратилась в суд с административным иском к Управлению федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю (УФССП России по Красноярскому краю), Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю (МОСП по ИИДНХ), судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю Шенделевой О.А. о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от 27.10.2017 года

Требование мотивировано тем, что 18.12.2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ в рамках исполнительного производства -ИП от 27.10.2017 года, возбуждённого на основании исполнительного листа ФС от 13.10.2017 года, выданного Большеулуйским районным судом о возложении обязанности на администрацию Большеулуйского района предоставить Хирисанову Д.П. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированых жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования Большеулуйский район, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже 33 кв.м., судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Большеулуйского района исполнительного сбора в размере 50000 рублей. При этом срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном листе требований был установлен в 5 дней. В соответствии с законом Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций предоставляемых из краевого бюджета. Утверждая, что администрацией Большеулуйского района были приняты все меры, направленные на скорейшее исполнение решения суда, до возбуждения исполнительного производства направлен запрос в Министерство образования Красноярского края на предоставление субвенций из краевого бюджета на приобретение жилого помещения, полагают об отсутствие их вины в неисполнении обязательства, что является, по мнению заявителя, основанием для освобождения должника от исполнительского сбора, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора просят признать незаконным.

В судебное заседание стороны не явились, о месте, дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Административный истец просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Суд рассмотрел заявление в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.11 ст.30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.12 ст.30 указанного Федерального закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч.1 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч.2 этой же статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Согласно ч.3 этой же статьи исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.6 этой же статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч.7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

По смыслу действующего законодательства, выявленного в пункте 75 Постановления Пленума Верхового Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

В силу п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В настоящем судебном заседании установлено, что решением суда на Администрацию Большеулуйского района Красноярского края возложена обязанность неимущественного характера. Судебным приставом-исполнителем на основании указанного решения возбуждено исполнительное производство. Должнику установлен срок для добровольного исполнения требования судебного пристава-исполнителя. В установленный судебным приставом-исполнителем срок Администрация Большеулуйского района решение суда и требование судебного пристава-исполнителя не выполнила. При этом должник принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Решением Большеулуйского районного суда Красноярского края от 08 сентября 2017 года постановлено: Обязать администрацию Большеулуйского района предоставить Хирисанову Д.П. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального образования Большеулуйский район благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. Решение вступило в законную силу 13 октября 2017 года (л.д.14-21).

Согласно постановлению 27 октября 2017 года и.о. заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП по Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Галайдо М.В. на основании исполнительного листа № от 13 октября 2017 года, выданного Большеулуйским районным судом Красноярского края по гражданскому делу № 1-172 о возложении на администрацию Большеулуйского района Красноярского края обязанности предоставить жилое помещение Хирисанову Д.П. возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации Большеулуйского района, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д.9).

Факт получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства не оспаривается, подтверждается информацией о входящей корреспонденции администрации Большеулуйского района, согласно которой копия постановления получена должником 14.11.2017 года (л.д.28).

Постановлением судебного пристава–исполнителя МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от 18.12.2017 года Шенделевой О.А., утверждённого начальником отдела – старшим судебным приставом Зверевым Н.В., в рамках исполнительного производства от 27.10.2017 года -ИП (после передачи в МОСП по ИИДНХ), возбуждённого на основании исполнительного листа от 13.10.2017 года, выданного Большеулуйским районным судом по делу 2-172, в связи с неисполнением должником в установленный срок судебного акта, с Администрации Большеулуйского района Красноярского края постановлено взыскать исполнительный сбор в размере 50000 рублей (л.д.8).

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Статьей 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по приобретению и предоставлению жилья указанной категории лиц переданы органам исполнительной власти местного самоуправления.

Согласно ст.2 Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

24 октября 2017 года администрация Большеулуйского района Красноярского края обратилась в Министерство образования и науки Красноярского края с письмом о выделении денежных средств из краевого бюджета для исполнения решения Большеулуйского районного суда от 08.09.2017 года о предоставлении жилого помещения Хирисанову Д.П. (л.д.10).

17 ноября 2017 года Министерство образования и науки Красноярского края проинформировало администрацию Большеулуйского района о направлении заявки о выделении средств необходимых для исполнения судебного акта в Министерство финансов Красноярского края, а также о том, что о выделении средств на приобретение жилого помещения для Хирисанову Д.П. администрации Большеулуйского района будет сообщено дополнительно (л.д.11).

В соответствии с Законом Красноярского края от 30 ноября 2017 года № 4-1155 «О краевом бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» Большеулуйскому району предоставлена субвенция в размере 7067600 рублей на реализацию Закона края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.12-13).

Из соглашения № 22 от 07 февраля 2018 года о взаимодействии министерства образования Красноярского края и администрации муниципального образования Большеулуйский район Красноярского края по реализации в 2018 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует, что субвенция предоставлена, в том числе, на обеспечение жилым помещением в 2018 года Хирисанову Д.П. (л.д.35-41).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, осуществляется за счет средств выделяемых из краевого бюджета. Обязанность предоставить жилое помещение Хирисанову Д.П. была неразрывно связана с исполнением обязательств Правительством Красноярского края в области выделения финансирования на приобретение указанного жилого помещения.

В муниципальном жилищном фонде отсутствуют свободные жилые помещения, отвечающие требованиям, указанным в решении Большеулуйского районного суда Красноярского края от 08 сентября 2017 года.

В течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу должник, не имеющий денежных средств на реализацию переданных ему полномочий, заблаговременно до возбуждения исполнительного производства обратился к надлежащему лицу за дополнительным финансированием для исполнения возложенной на должника судом обязанности.

Результатом этих действия явилось заключение соответствующего соглашения и выделение в соответствии с Законом Красноярского края от 30 ноября 2017 года из краевого бюджета муниципальному образованию субвенций для обеспечения жильём взыскателя Хирисанову Д.П.

Суд обращает также внимание, что исполнение решения суда о предоставлении взыскателю жилого помещения связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку администрация в своей деятельности по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот ограничена установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.

Установленные судом в рамках настоящего административного дела обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют отсутствие у должника возможности своевременно исполнить требования исполнительного документа по не зависящим от него причинам.

Своевременное принятие администрацией Большеулуйского района Красноярского края всех зависящих от неё мер для исполнения исполнительного документа свидетельствует об отсутствии её вины и соответственно об отсутствии оснований ответственности за нарушение обязательства, в связи с чем, должник подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора.

Вместе с тем, при вынесении оспариваемого постановления о взыскании с должника исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель действовала в точном соответствии с требования Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в рамках полномочий, предоставленных ему указанным Федеральным законом, оно утверждено старшим судебным приставом. Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, должник судебному приставу-исполнителю не представил, не ссылается он на такие обстоятельства и при рассмотрении настоящего административного иска. Требования административного истца о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 358, 363 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Администрации Большеулуйского района Красноярского края удовлетворить частично.

Освободить Администрацию Большеулуйского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства -ИП от 27.10.2017 года, возбужденного на основании исполнительного листа , выданного Большеулуйским районным судом Красноярского края.

В удовлетворении административного иска о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г.Красноярску Управления Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю Шенделевой О.А. от 27.10.2017 г. о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с Администрации Большеулуйского района Красноярского края, вынесенного в рамках исполнительного производства -ИП от 27.10.2017 года, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:

2а-32/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация Большеулуйского района
Ответчики
МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю
Суд
Большеулуйский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
uluy.krk.sudrf.ru
22.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
22.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
29.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2018[Адм.] Судебное заседание
29.01.2018[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.02.2018[Адм.] Судебное заседание
20.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Регистрация административного искового заявления
11.05.2020Передача материалов судье
11.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2020Подготовка дела (собеседование)
11.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.05.2020Судебное заседание
11.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2020Дело оформлено
11.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее