Дело № 2-4431/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2018 года город Омск
Ленинский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Свотиной О.В.
при секретаре судебного заседания Байрамовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Омского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской федерации, департаменту строительства Минобороны России, командиру войсковой части 64712 о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Омского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской федерации, департаменту строительства Минобороны России, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, командиру войсковой части 64712 о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения. В обоснование заявленных требований истец указал, что Военной прокуратурой Омского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 64712 требований законодательства в сфере сохранности жизни и здоровья военнослужащих.
Установлено, что здания и сооружения военного городка № (г. Омск) расположены по адресу: <адрес>, на территории которого, на основании договора безвозмездного пользования объекта недвижимого имущества, дислоцируется войсковая часть 64712.
Эксплуатирующей организацией является ЖКО № (г. Омск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В ходе надзорных мероприятий установлено, что 03.02.2015 г., при обследовании и оценке технического состояния зданий в военном городке №, проведенными ООО «Союз», 17 зданий войсковой части 64712 признаны аварийными и подлежащими сносу, а именно штаб (инв. №№, 266), узел связи (инв. №), учебные корпуса (инв. №№ и №), медицинский пункт (инв. №№ и 319), солдатская баня (инв. №№, №), столовая (инв. №), казарма (инв. №№, №, №, №, №, №), мастерская (инв. №).
В соответствии с вышеуказанным, заместителем Министра обороны Российской Федерации Ивановым Т.В. издан приказ от 11.07.2016 № 446, согласно которому на ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России возложены обязанности по списанию указанных объектов недвижимости, исключению их из реестра федерального имущества, снятию с кадастрового учета и прекращению права собственности Российской Федерации.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ при проведении осмотра территории войсковой части 64712 установлено, что признанные аварийными здания штаба (инв. №), узла связи (инв. №), учебных корпусов (инв. №№ и №), медицинского пункта (инв. №№ и №), солдатской бани (инв. №) эксплуатируются в интересах войсковой части 64712 и в них постоянно находится порядка 200 военнослужащих и лиц гражданского персонала. В 2016-2017 годах по данному факту военной прокуратурой Омского гарнизона проведены проверки, по результатам которых приняты меры реагирования, в том числе направлена информация в 798 отдел территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг (г. Омск) Минобороны России.
Вместе с тем, до настоящего времени ремонтные работы в данных зданиях не проведены, здания продолжаются эксплуатироваться будучи аварийными.
С учетом изложенного, просит признать действия Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, командира войсковой части 64712 связанные с эксплуатацией признанных аварийными штаба (инв. №), узла связи (инв. №), учебных корпусов (инв. №№ и 272), медицинского пункта (инв. №№ и 319), солдатской бани (инв. №) незаконными. Запретить Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, командиру войсковой части 64712 эксплуатацию 17 аварийных зданий, а именно штаба (инв. №№, №), узла связи (инв. №), учебных корпусов (инв. №№ и №), медицинского пункта (инв. №№ и №), солдатской бани (инв. №№, №), столовой (инв. №), казармы (инв. №№, №, №, №, №, №), мастерской (инв. №), принять меры по консервации указанных зданий, в целях предотвращения возможной гибели и травматизма военнослужащих. Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений», Департамент строительства Минобороны России организовать работу по проведению инструментального обследования 17 аварийных зданиях, штаба (инв. №№, 266), узла связи (инв. №), учебных корпусов (инв. №№ и 272), медицинского пункта (инв. №№ и 319), солдатской бане (инв. №№, №), столовой (инв. №), казарм (инв. №№, №, №, №, №, №), мастерской (инв. №) на предмет целесообразности проведения капитального ремонта (реконструкции), путем заключения соответствующего государственного контракта. По результатам инструментального обследования, обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений», Департамент строительства Минобороны России провести капитальный ремонт в зданиях с учетом его целесообразности.
В ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ истец исковые требования уточнил, исключив из числа ответчиков ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Просит признать действия Министерства обороны Российской Федерации, командира войсковой части 64712, связанные с эксплуатацией признанных аварийными: узла связи (инв. №), учебных корпусов (инв. №№ и №), медицинского пункта (инв. №№ и №), солдатской бани (инв. №) незаконными.
Запретить Министерству обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 64712 эксплуатацию аварийных зданий, а именно штаба (инв. №), узла связи (инв. №), учебных корпусов (инв. №№ и №), медицинского пункта (инв. №№ и №), солдатской бани (инв. №№, №), столовой (инв. №), казармы (инв. №№, №, №, №, №, №), мастерской (инв. №), принять меры по консервации указанных зданий, в целях предотвращения возможной гибели и травматизма военнослужащих.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, департамент строительства Минобороны России организовать работу по проведению инструментального обследования аварийных зданий: штаба (инв. №, №), узла связи (инв., №), учебных корпусов (инв. №№ и 272), медицинского пункта (инв. №№ и №), солдатской бани (инв. №№, №), столовой (инв. №), казарм (инв. №№, №, №, №, №, №), мастерской (инв. №) на предмет целесообразности проведения капитального ремонта (реконструкции), путем заключения соответствующего государственного контракта, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
По результатам инструментального обследования, обязать Министерство обороны Российской Федерации, департамент строительства Минобороны России провести капитальный ремонт в зданиях с учетом его целесообразности, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Малышко И.В. уточненные исковые требования поддержал.
Представители ответчика войсковой части 64712 Фадеев А.С., Стебунова Т.М., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании уточненные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, из которых следует, что обследование спорных зданий проведено на основании государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № ДС-Ц-12/15-63 на выполнение работ по обследованию зданий в п. Светлый, г. Омск, военный городок № (шифр объекта №) Главным управлением обустройства войск с привлечением субподрядных организаций ООО «Лидера» и ООО «Союз».
Согласно п. 2.5 указанного контракта Государственный заказчик (МО РФ) в целях осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений передал исполнение части функций - Федеральному казенному предприятию «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ».
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Союз» проведено обследование 21 здания в 35 военном городке (г. Омск, войсковая часть 64712) на предмет оценки технического состояния по результатам обследования признаны аварийными следующие здания: № и № (бани); № и № (медицинские корпуса); № и № (штаб); № (узел связи); №, № (учебные корпуса); № (столовая); № (мастерская); №, №, №, №, №, № (казармы); признаны ограниченно работоспособными: № (общежитие); № (ПТОР); № (склад ГСМ); № (мастерская ВДТ).
Полагают, что обследование указанных зданий проведено с нарушением требований закона.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
Согласно Правилам, обследование технического состояния зданий и сооружений осуществляется на основании технического задания.
В соответствии с п. 5.1.9 Правил результатом проведения подготовительных работ является согласованное Заказчиком техническое задание на обследование.
Однако, как следует из предоставленных истцом Заключений по результатам обследования и оценки технического состояния вышеперечисленных зданий, техническое задание на обследование согласовано между двумя подрядными организациями ООО «Союз» и ООО «Лидер». При этом, Заказчик такими полномочиями ООО «Лидер» не наделял.
В соответствии с п. 9.3 Контракта принятие работ должно быть подтверждено подписанием Акта о приемке выполненных работ с передачей полностью завершенной Документацией, согласованной со всеми заинтересованными организациями и переданной Государственному заказчику.
Кроме того, как следует из представленных истцом Заключений по результатам обследования и оценки технического состояния вышеперечисленных зданий, данное обследование в нарушение п. 9.3 Контракта не подписано и не принято представителем технического заказчика в лице РУЗКС по ЦВО.
Итоговый акт приемки выполненных работ в нарушение п.9.7 Контракта отсутствует, Государственный контракт не закрыт.
Таким образом, поскольку обследование не завершено, проведено в одностороннем порядке, следовательно, Заключение ООО «Союз» о признании спорных зданий аварийными не может являться допустимым доказательством по данному делу.
В настоящее время, с целью завершения работ по Контракту силами Строительного управления № АО ГУОВ проводится повторное обследование 7 зданий используемых в интересах воинской части, в том числе: штаба инв. №, узла связи инв. №, учебного корпуса инв. №, учебного корпуса инв. №, бани инв. №, медицинского пункта инв. №, медицинского пункта инв. № и 6 зданий неиспользуемых воинской частью, но необходимых для ее жизнедеятельности в том числе: столовая инв. №, штаб инв. №, общежитие инв. №, ПТОР инв. №, склад ГСМ инв. №, швейная мастерская инв. №.
Согласно календарному плану на выполнение работ по комплексному обследованию, утвержденного ВрИО главного инженера РУЗКС ЦВО окончание обследования назначено на март 2019 года.
В настоящее время проведено обследование штаба инв. №. На основании окончательных результатов данного обследования категория технического состояния здания указанного объекта переведена в ограниченно-работоспособное.
Эксплуатация данного здания возможна, что подтверждается письмом главного инженера РУЗКС ЦВО.
Таким образом, учитывая, что результаты обследования штаба инв. № о признании здания аварийным и подлежащим сносу, выполненные ООО «СОЮЗ» не подтверждены, противоречат результатам обследования, выполненным строительным управлением № АО ГУОВ и признанного РУЗКС ЦВО, считаю, что представленные заключения ООО «Союз» не являются достоверными и не могут быть признаны основанием для запрещения их использования.
С учетом изложенного, просят отказать в удовлетворении исковых требований.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, департамента строительства Минобороны России в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или ступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что военной прокуратурой Омского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 64712 требований законодательства в сфере сохранности жизни и здоровья военнослужащих.
Установлено, что здания и сооружения военного городка № расположены по адресу: <адрес>, на территории которого, на основании договора безвозмездного пользования объекта недвижимого имущества, дислоцируется войсковая часть 64712.
Эксплуатирующей организацией является ЖКО № (г. Омск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В ходе надзорных мероприятий установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, при обследовании и оценке технического состояния зданий в военном городке №, проведенными ООО «Союз», 16 зданий войсковой части 64712 признаны аварийными и подлежащими сносу, а именно штаб (инв. №), узел связи (инв. №), учебные корпуса (инв. №№ и №), медицинский пункт (инв. №№ и №), солдатская баня (инв. №№, 210), столовая (инв. №), казарма (инв. №№, №, №, №, №, №), мастерская (инв. №).
В соответствии с вышеуказанным, заместителем Министра обороны Российской Федерации Ивановым Т.В. издан приказ от 11.07.2016 № 446, согласно которому на ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России возложены обязанности по списанию указанных объектов недвижимости, исключению их из реестра федерального имущества, снятию с кадастрового учета и прекращению права собственности Российской Федерации.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ при проведении осмотра территории войсковой части 64712 установлено, что признанные аварийными здания узла связи (инв. №), учебных корпусов (инв. №№ и №), медицинского пункта (инв. №№ и №), солдатской бани (инв. №) эксплуатируются в интересах войсковой части 64712 и в них постоянно находится порядка 200 военнослужащих и лиц гражданского персонала.
В связи с выявленными нарушениями Врио командира войсковой части 64712 подполковнику Нуждину А.В. вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства.
Таким образом, военной прокуратурой Омского гарнизона в результате выявленных нарушений приняты меры реагирования, в том числе направлена информация в 798 отдел территориального эксплуатации и контроля за оказанием услуг (г. Омск) Минобороны России.
При этом, в ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени ремонтные работы в спорных зданиях не проведены, здания продолжаются эксплуатироваться будучи аварийными, доказательств обратного стороной ответчика в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.10.2010 № 390 ФЗ «О безопасности» государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объективных единым замыслом политических организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 28.10.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», к основным принципам обеспечения безопасности отнесены законность, соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства.
В соответствии с положениями ст. 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании», особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», добровольная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3.1 - 3.2 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. ГОСТ 31937-2011», безопасность эксплуатации здания (сооружения): комплексное свойство объекта противостоять его переходу в аварийное состояние, определяемое: проектным решением и степенью его реального воплощения при строительстве; текущим остаточным ресурсом и техническим состоянием объекта, степенью изменения объекта (старение материала, перестройки, перепланировки, пристройки, реконструкции, капитальный ремонт и т.п.) и окружающей среды как природного, так и техногенного характера, совокупностью антитеррористических мероприятий и степенью их реализации, нормативами по эксплуатации и степенью их реального осуществления. Механическая безопасность здания (сооружения): состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части.
Согласно п.п. 3.12-3.13 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. ГОСТ 31937-2011», ограниченно работоспособное техническое состояние: категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости). Аварийное состояние: категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Из материалов дела следует, что по результатам обследования и оценки технического состояния зданий в военном городке №, проведенных ООО «Союз», аварийными и подлежащими сносу признаны следующие здания войсковой части 64712: штаб (инв. №), узел связи (инв. №), учебные корпуса (инв. №№ и №), медицинский пункт (инв. №№ и №), солдатская баня (инв. №№, №), столовая (инв. №), казарма (инв. №№), мастерская (инв. №).
Так, согласно заключению по результатам обследования и оценки технического состояния здания медицинского пункта № в <адрес>, Военный городок № (шифр №), техническое состояние обследованного здания медицинского пункта № по указанному адресу оценено как аварийное Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь наличием ослабленных и перегруженных плит перекрытий, неполноценным включением в работу элементов усиления в местах проемов, угрозой обрушения плит покрытия в местах опирания на балки через кирпичи-подкладки (том 3 л.д. 1-150).
Согласно заключению по результатам обследования и оценки технического состояния здания учебных классов № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь перегрузкой кирпичной кладки столбов по внутренним несущим стенам в подвале, наличием поврежденных плит перекрытий с недостаточной несущей способностью, возможностью обрушения кладки внутренних несущих стен в местах новых проемов из-за потери прочности уголковых перемычек (том 4 л.д. 1-147).
Согласно заключению по результатам обследования и оценки технического состояния здания учебных классов № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь расслоением кладки простенков наружной несущей стены в осях 13-15/Г, наличием поврежденных плит перекрытий с недостаточной несущей способностью, возможностью обрушения кладки внутренних несущих стен в местах новых проемов из-за потери прочности уголковых перемычек и перегрузки кирпичного столба в подвале (том 5 л.д. 1-150).
Как следует из заключения по результатам обследования и оценки технического состояния здания бани № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь наличием критических повреждений опорных частей плит перекрытия, размораживание бетона и коррозией рабочей арматуры надоконных перемычек, повреждениями кладки торцовой стены и участков кладки в зонах опирания перемычек (том 6 л.д. 1-98).
Согласно заключению по результатам обследования и оценки технического состояния здания казармы № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь значительной перегрузкой и многочисленными дефектами кирпичной кладки несущих стен, угрозой обрушения надоконных перемычек с заниженной величиной опирания (том 7 л.д. 1-139).
Согласно заключению по результатам обследования и оценки технического состояния здания бани № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь наличием критических повреждений опорных частей плит перекрытия, деструкцией бетона и коррозией арматуры надоконных перемычек, недостаточной несущей способностью стропил (том 8 л.д. 1-92).
Согласно заключению по результатам обследования и оценки технического состояния здания штаба № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь наличием ослабленных и перегруженных плит перекрытий подвала, многочисленными нарушениями по кладке наружных стен (том 9 л.д. 1-118).
Как следует из заключения по результатам обследования и оценки технического состояния здания медицинского пункта № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь наличием ослабленных и перегруженных плит перекрытий, критическими повреждениями перемычек наружных стен (том 11 л.д. 1-151).
Согласно заключению по результатам обследования и оценки технического состояния здания столовой № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь неудовлетворительным состоянием кладки стен и колонн каркаса, неудовлетворительным состоянием оконных и дверных перемычек, в особенности их опорных участков (том 12 л.д. 1-127).
Согласно заключению по результатам обследования и оценки технического состояния здания узла связи № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь наличием ослабленных и перегруженных плит перекрытий подвала (том 13 л.д. 1-106).
Как следует из заключения по результатам обследования и оценки технического состояния здания казармы № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь значительной перегрузкой и многочисленными дефектами кирпичной кладки несущих стен, угрозой обрушения железобетонных надоконных перемычек (том 14 л.д. 1-146).
Согласно заключению по результатам обследования и оценки технического состояния здания казармы № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь значительной перегрузкой и многочисленными дефектами кирпичной кладки несущих стен, угрозой обрушения надоконных перемычек с корродированной арматурой и трещинами (том 15 л.д. 1-159).
Как следует из заключения по результатам обследования и оценки технического состояния здания мастерских № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь наличием критических дефектов в кладке наружных несущих стен, перегрузкой ребристых плит перекрытия одноэтажной части, недостаточной несущей способностью деревянных стропильных конструкций на участке образования снегового мешка (том 16 л.д. 1-123).
Согласно заключению по результатам обследования и оценки технического состояния здания казармы № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь многочисленными критическими дефектами и значительной перегрузкой кирпичной кладки несущих стен, угрозой обрушения оставшихся несущих кирпичных стен и опирающихся на них междуэтажных перекрытий, угрозой обрушения незакрепленных плит перекрытий, участков полов и фрагментов кладки в осях 4-6/А-Б (том 17 л.д. 1-118).
Согласно заключению по результатам обследования и оценки технического состояния здания казармы № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь значительной перегрузкой и многочисленными дефектами кирпичной кладки несущих стен, недостаточной несущей способностью отдельных плит перекрытий и монолитных участков с корродированной и прорезанной рабочей арматурой (том 18 л.д. 1-163).
Как следует из заключения по результатам обследования и оценки технического состояния здания мастерских № в <адрес>, Военный городок № (шифр №) техническое состояние обследованного здания оценено как аварийное. Данное техническое состояние обусловлено в первую очередь наличием значительной перегрузкой и многочисленными дефектами кирпичной кладки несущих стен, угрозой обрушения надоконных перемычек с корродированной арматурой и деструктурированным бетоном, недостаточной несущей способностью отдельных плит перекрытий с поврежденной и корродированной рабочей арматурой (том 19 л.д. 1-143).
В соответствии с п. 5.1.5 ГОСТ 31937-2015 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния - эксплуатация зданий (сооружений) при аварийном состоянии конструкций, включая грунтовое основание, не допускается.
Вместе с тем, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что военным прокурором Омского гарнизона представлены достаточные доказательства, подтверждающие нахождение спорных объектов в аварийном состоянии, в связи с чем эксплуатация указанных объектов не допускается, поскольку создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровью военнослужащих.
Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика не представлено, ходатайство о назначении судебной строительно-технической экспертизы представителями ответчиков в ходе рассмотрения дела не заявлялось.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает необходимым исковые требования военного прокурора Омского гарнизона удовлетворить в полном объеме, поскольку выявленные нарушения федерального законодательства создают угрозу для здоровья военнослужащих.
Согласно части 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом установленных обстоятельств дела и тех действий, которые ответчики должны произвести, суд полагает достаточным установить срок для заключения соответствующего государственного контракта по проведению инструментального обследования аварийных зданий – в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для проведения капитального ремонта в зданиях – в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в солидарном порядке подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет города Омска в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Омского гарнизона удовлетворить.
Признать действия Министерства обороны Российской Федерации, командира войсковой части 64712 связанные с эксплуатацией признанных аварийными узла связи (инв. №), учебных корпусов (инв. №№ и №), медицинского пункта (инв. №№ и №), солдатской бани (инв. №) незаконными.
Запретить Министерству обороны Российской Федерации, командиру войсковой части 64712 эксплуатацию аварийных зданий, а именно штаба (инв. №), узла связи (инв. №), учебных корпусов (инв. №№ и №), медицинского пункта (инв. №№ и №), солдатской бани (инв. №№, №), столовой (инв. №), казармы (инв. №№, №, №, №, №, №), мастерской (инв. №), принять меры по консервации указанных зданий, в целях предотвращения возможной гибели и травматизма военнослужащих.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, департамент строительства Минобороны России организовать работу по проведению инструментального обследования аварийных зданий штаба (инв. №), узла связи (инв. №), учебных корпусов (инв. №№ и №), медицинского пункта (инв. №№ и №), солдатской бане (инв. №№, 210), столовой (инв. №), казарм (инв. №№, №, №, №, №, №), мастерской (инв. №) на предмет целесообразности проведения капитального ремонта (реконструкции), путем заключения соответствующего государственного контракта, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
По результатам инструментального обследования, обязать Министерство обороны Российской Федерации, департамент строительства Минобороны России провести капитальный ремонт в зданиях с учетом его целесообразности, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать солидарно с Министерства обороны Российской Федерации, департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, командира войсковой части 64712 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Свотина