Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
20 мая 2022 года <адрес>
Шурышкарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Балакиной С.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием прокурора <адрес> ЯНАО ФИО4, представителя ответчика ФИО5, представителя 3-лица – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № г. по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Мужевское о признании незаконным распоряжения в части установления срока расселения многоквартирного дома, обязании провести страховочные мероприятия,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора <адрес> ФИО4, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации муниципального образования Мужевское о признании незаконными распоряжения Администрации муниципального образования Мужевское от ДД.ММ.ГГГГ № «О переселении граждан, демонтаж и ликвидации многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>» в части установления срока расселения многоквартирного дома в срок до 2025 года», обязывании ответчика в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, установить дату расселения указанного многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ, выполнить страховочные мероприятия и работы по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик свай, бруса обвязки и цокольного перекрытия в многоквартирном <адрес> в <адрес> для устранения угрозы жизни и здоровья проживающих в нем граждан.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени слушания дела некоммерческая организация «Фонд жилищного строительства <адрес>», департамент строительства и жилищной политики <адрес>, МП МО Мужевское «Жилфонд» своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии их представителей. Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть данное дело в отсутствии неявившихся лиц.
Прокурор ФИО4, в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО5, возражала против удовлетворения заявленных требований. Указали что, постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П утверждена программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории <адрес> на 2019 - 2025 годы (далее – Комплексная программа). Многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным в 2015 году и подлежит расселению до 2025 года, он включен в Комплексную программу расселения аварийных домов и в настоящее время активно определяются семьи, жилье которых подлежит выкупу, и семьи, которым необходимо предоставления иных жилых помещений. Поскольку на территории муниципального образования Мужевское отсутствует необходимый объем жилищного фонда для расселения из жилого <адрес>, а строительство нового жилья запланировано на летний сезон 2023 года, расселить указанный дом раньше, чем это предусмотрено сроками программы, невозможно. При этом, установленный срок расселения данного дома является разумным, так как установление иных сроков расселения жилого дома не позволит ответчику исполнить решение суда. Кроме этого указала, что истцом не представлено документов, свидетельствующих о том, какие конкретные виды работ в качестве страховочных мероприятий необходимо выполнить, указанное затруднит исполнение решения суда.
Представитель 3-го лица ФИО3 исковые требования прокурора <адрес> не признал. Суду пояснил, что ответчиком и администрацией района предприняты исчерпывающие меры по включению аварийных домов в комплексную программу расселения. Ввиду отсутствия денежного финансирования и свободного жилого фонда, расселить спорный дом ранее не имеется возможности.
Представитель департамента строительства и жилищной политики <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-Д в письменных возражениях на исковое заявление просил отказать в удовлетворении иска, указав, что <адрес> в <адрес> признан аварийным в 2016 году и в настоящее время включен в комплексную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории <адрес> на 2019-2025 году, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в связи с чем, сокращение сроков расселения аварийного дома в судебном порядке без учета их фактического состояния и возможностей органов местного самоуправления по их расселению повлечет затруднения исполнения такого решения.
Директор некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства <адрес>» ФИО7 в отзыве на исковое заявление просил вынести решение на усмотрение суда, указал, что фонд не вправе давать оценку оспариваемых нормативных актов органов местного самоуправления, рассмотрения данного иска не затрагивает их права и интересы.
Суд, выслушав явившихся участников дела, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частями 1 и 2 ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской ФИО1 (деле по тексту – ЖК РФ)).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст.2 ЖК РФ).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Частью 4 ст.15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее по тексту – Положение), орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных п.7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного п.42 Положения, – представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В силу п.49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как следует из материалов дела, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.№). По результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома по адресу: ЯНАО, <адрес>. установлено, что ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания эксплуатационных характеристик, приведших до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также деформация фундаментов, стен несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения(№).
Распоряжением Администрации муниципального образования Мужевское от ДД.ММ.ГГГГ № «О переселении граждан, демонтаже и ликвидации многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>», срок отселения жильцов вышеназванного многоквартирного жилого дома был установлен до 2030 года. Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ было внесено изменение в вышеуказанное распоряжение, срок отселения жильцов дома был установлен до 2025 года.
Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос № Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2009 года сформулировал свою позицию следующим образом: в соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Данным положением к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
При этом сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу дома должны отвечать требованиям разумности.
Из представленной в материалы дела копии заключения специализированной организации ООО «Северспецпроект+» от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.№ по результатам обследования основных конструкций жилого дома расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес> усматривается, что помещения, в которых проживают жильцы дома, являются непригодными для проживания. Физический износ конструктивных элементов многоквартирного дома составляет 76,5 %. Существующие повреждения свидетельствуют о непригодности ограждающих и несущих конструкций жилого дома к эксплуатации. Жилой дом исчерпал свою несущую способность и находится в аварийном состоянии, не может эксплуатироваться в заданном режиме его функционального назначения не нарушая права и законные интересы граждан, не создавая угрозу их жизни и здоровью.
В силу требований статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцом предоставлено заключение специализированной организации о том, что состояние указанного дома, является крайним, техническое состояние дома, в котором проживают люди, перешло в состояние, при котором может произойдет обрушение, которые могут причинить вред жизни и здоровью людей.
Стороной ответчика в суд представлены доказательства включения данного дома в комплексную программу по расселению граждан из аварийного жилищного фонда и жилищного фонда, планируемого к признанию аварийным, на территории <адрес> на 2019-2025 году, утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П. Указанным предусмотрен порядок расселения аварийных домов. Включение в данную программу жилых домов, зависел от срока признания их аварийными и подлежащими сносу.
Из сведений данной программы, следует, что <адрес> в <адрес>, будет расселен до 202 года, новые жилые помещение которые предусмотрены для расселения спорного дома возводятся по договору строительства № от ДД.ММ.ГГГГ строительной организацией СМУ-95 в по уже определенному строительному кварталу по адресу: <адрес> Окончание строительства планируется в летний сезон 2023 года. Кроме этого ответчиком ведется работа по определению выкупной стоимости жилых помещений, в случае выкупа аварийного жилья.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора в части признания незаконным распоряжения Администрации муниципального образования Мужевское от ДД.ММ.ГГГГ № «О переселении граждан, демонтаже и ликвидации многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>» в части установления срока расселения многоквартирного дома в срок до 2025 года, не подлежит удовлетворению, поскольку ответчиком обоснованность переноса указанного срока на более ранний срок, не доказана.
Мероприятия по расселению данного дома ведутся, заявлений от жильцов дома о необходимости предоставления им маневренных жилых помещений, не имеется.
Разрешая требования о возложении обязанности по выполнению страховочных мероприятий и работ по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик свай, бруса обвязки и цокольного перекрытия многоквартирного дома, суд исходит из следующего.
Согласно п.п. 6, 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также осуществляют государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Пунктом 6 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон №131-ФЗ) также установлено, что к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Под муниципальным жилищным контролем в соответствии с ч.1.1 ст.20 ЖК РФ понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований жилищного законодательства в отношении жилищного фонда, находящегося в частной собственности.
При этом согласно п.6 и 8 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ, в числе прочих, к вопросам местного значения городского округа относятся – участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту – Федеральный закон №68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Конкретные полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в п.2 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ, в частности к ним относятся: самостоятельная организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также осуществление их финансирования (п.п."г", "е").
Следовательно, при выявлении признаков аварийности жилых домов, при которых дальнейшее проживание граждан является угрожающим для их безопасности, органами местного самоуправления должны предприниматься меры направленные на предупреждения причинению вреда жизни и здоровью граждан.
В случае если имеет место снижение несущей способности и эксплуатационных характеристик зданий, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций. Противоаварийные работы проводятся в целях устранения или снижения аварийного состояния. Способы усиления деревянных конструкций разнообразны и их выбор определяется индивидуально для каждого конкретного случая.
Как указано выше, в результате обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что техническое состояние деревянный конструкций техподполья жилого дома неудовлетворительное, техническое состояние чердачного перекрытия и наружных стен жилого дома оценено как недопустимое, имеется отклонение элементов стен, полов, оконных блоков и дверных проемов от горизонтального и вертикального положения. Дальнейшая эксплуатация жилого дома в текущем состоянии способствует обрушению всех конструкций, расположенных выше уровня цоколя.
Обнаруженные во время осмотра дефекты, деформации конструкций здания свидетельствует о снижении несущей способности и устойчивости конструкций или здания, в связи с чем, может привести к обрушению или нарушению нормальной работы.
Указанное также подтверждено и актом визуального осмотра спорного дома от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного комиссией, сформированной по заказу стороны ответчика ( л.д.112).
Из изложенного следует, что фактическое состояние данного дома, при отсутствии страховочных мероприятий свидетельствует о возможности ухудшения состояния его несущих конструкций и риску обрушения отдельных конструкций.
Судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес> является в том числе и жильем социального назначения, управляется МП МО Мужевское «Жилфонд».
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст.157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Учитывая фактическое аварийное состояние жилого дома, при котором дальнейшее проживание в нем граждан является угрожающим для их безопасности, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления должны приниматься меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью граждан, до их фактического расселения.
Следовательно, требования прокурора о возложении на Администрацию муниципального образования Мужевское обязанности по выполнению страховочных мероприятий и работ по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик вышеуказанного многоквартирного дома подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд по своему усмотрению может установить срок исполнения принятого решения.
При рассмотрении заявленных требований, с учетом всех обстоятельств дела, принимая во внимание предполагаемый объем необходимых подготовительных мероприятий, суд, считает необходимым установить срок для проведение страховочных мероприятий и работ по усилению несущей способности и эксплуатационных характеристик многоквартирного <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░, <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 2025 ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░