Дело № 2-43/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2022 года
г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Глебкина П.С., при секретаре судебного заседания Носовой Ю.В., с участием помощника прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону Арутюнян А.Х., представителя ответчика Поляруш М.Н., третьих лиц Галкиной А.Е. и Рабчинской Ю.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. заместителя прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону Дворяниновой Т.С. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация города Ростова-на-Дону, муниципальное казенное учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Советского района города Ростова-на-Дону (сокращенно и далее по тексту МКУ «УЖКХ» Советского района г. Ростова-на-Дону), дачный потребительский кооператив (сокращенно и далее по тексту ДПК) «СТИМУЛ», ОАО «Объединенная энергетическая компания», ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», о возложении обязанности принять меры, направленные на постановку на учет имущества в качестве бесхозяйного,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. заместителя прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону Дворянинова Т.С. обратилась с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, с учетом принятого в порядке ст. 39 ГПК РФ измененного предмета иска, о возложении обязанности в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по постановке на учет и оформлению бесхозяйных объектов сетей электроснабжения, проходящих в границах бывшего СТ «Стимул» в муниципальную собственность, в порядке, предусмотренном п.п. 2.1.1 и 2.1.2 Положения, утвержденного постановлением Администрации города Ростов-на-Дона от 25.04.2019 № 336, а именно воздушных линий электропередач 0,4 кВ от трансформаторной подстанции КТП-1427 (ТМ-160 кВ) протяженностью 3 080 м, проходящих по улицам Ветвистая, Плющевая, Грунтовая, Ивовая, Еловая, Загородная, Длинная, Вечерняя, Апельсиновая, проложенных по 98 опорам ВЛ-0,4 кВ (69 железобетонных опор и 29 стальных опор).
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону на основании обращения депутата Законодательного Собрания Ростовской области Федяева Е.А. в интересах жителей бывшего СТ «СТИМУЛ» проведена проверка по вопросу непринятия органами местного самоуправления мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества электрических сетей в границах бывшего садоводческого товарищества.
Установлено, что проходящие по территории бывшего СТ «СТИМУЛ» сети электроснабжения построены за счет денежных средств членов бывшего товарищества, вместе с тем вопрос о передаче вышеуказанного недвижимого имущества в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества, на общем собрании в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не решался, в связи с этим право собственности на данные сети до настоящего времени не оформлено.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Линии электропередач 0,4 кВ проходящие по территории бывшего СТ «СТИМУЛ» являются действующими линиями, обеспечивающие жилые дома бывших жителей СТ «СТИМУЛ» электричеством.
По информации, полученной в ходе проверки из ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», с 01.03.2014 между гражданами-садоводами, собственниками земельных участков, находящихся в территориальных границах бывшего СТ «СТИМУЛ», и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» заключены индивидуальные договоры энергоснабжения о поставке коммунального ресурса, через сети, проходящие по территории указанного товарищества.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии, в том числе с указанным порядком, постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 № 336 утверждено Положение о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества.
Инициирование администрацией района процедур, указанных в Положении о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества, утвержденном постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 № 336, необходимо для определения организации, которая на законных основаниях будет осуществлять обслуживание и ремонт данных линий электроснабжения.
Непринятие мер администрации района может явиться причиной возникновения чрезвычайной ситуации при аварии на указанной линии электроснабжения, что как следствие создаст угрозу безопасности жителей бывшего СТ «Стимул», соседних улиц, а также, граждан, пребывающих в указанном месте, например, представители социальной сферы, круг которых определить не представляется возможным (неопределенный круг лиц).
Указанные нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации недопустимы.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района Главе Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону 24.02.2021 внесено представление, которое рассмотрено, однако меры по устранению нарушений не приняты
Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону полномочий по выявлению и постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Помощник прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону Арутюнян А.Х. в судебном заседании просила иск удовлетворить, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону Поляруш М.Н. в судебном заседании просила в иске отказать, повторив доводы письменного отзыва на иск.
Представитель третьего лица Администрации города Ростова-на-Дону Галкина А.Е. в судебном заседании, повторив доводы письменного отзыва на иск, полагала, что иск прокурора не подлежит удовлетворению.
Представитель третьего лица ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» Рабчинская Ю.Д. в судебном заседании полагала заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению, по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица МКУ «УЖКХ» Советского района г. Ростова-на-Дону Чиримисова А.С., будучи извещенной, в судебное заседание не явилась, направила письменные возражения на иск, дело рассмотрено в ее отсутствие по правилам ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Представители третьих лиц ДПК «СТИМУЛ», ОАО «Объединенная энергетическая компания», будучи извещенными, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, письменных отзывов в материалы дела не представили, дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения указанных лиц, исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается документами по гражданскому делу, что прокуратурой Советского района г. Ростова-на-Дону на основании обращения депутата Законодательного Собрания Ростовской области Федяева Е.А. в интересах жителей бывшего СТ «СТИМУЛ» проведена проверка по вопросу не принятия органами местного самоуправления мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества электрических сетей в границах бывшего садоводческого товарищества.
Согласно результатам проверки, проходящие по территории бывшего СТ «СТИМУЛ» сети электроснабжения построены за счет денежных средств членов бывшего товарищества, вместе с тем вопрос о передаче вышеуказанного недвижимого имущества в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории садоводства, в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в собственность муниципального образования, в границах которых расположена территория садоводства или огородничества, на общем собрании в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29.07.2017 № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не решался, в связи с этим право собственности на данные сети до настоящего времени не оформлено.
Линии электропередач 0,4 кВ проходящие по территории бывшего СТ «Стимул» являются действующими линиями, обеспечивающие жилые дома бывших жителей СТ «Стимул» электричеством.
По информации, полученной в ходе проверки из ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», с 01.03.2014 между гражданами-садоводами, собственниками земельных участков, находящихся в территориальных границах бывшего СТ «Стимул», и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» заключены индивидуальные договоры энергоснабжения о поставке коммунального ресурса, через сети, проходящие по территории указанного товарищества.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района Главе Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону 24.02.2021 внесено представление.
Однако, Администрацией Советского района г. Ростова-на-Дону вышеуказанные меры по выявлению бесхозяйного имущества объектов электросетевого хозяйства и принятию его в муниципальную собственность г. Ростова-на-Дону не приняты.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).
Бесхозяйными сетями являются внешние сети инженерно-технического обеспечения, посредством которых осуществляется снабжение многоквартирного дома водой, теплом, электроэнергией, собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к ведению уполномоченных органов муниципального, городского округа (пп. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно п. 4, п. 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (сокращенно и далее по тексту Закон об электроэнергетике) организации, осуществляющие эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут бремя содержания таких объектов.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (п. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике).
Спорные линии электропередач расположены на территории бывшего СТ «СТИМУЛ». После прекращения деятельности товарищества судьба имущества общего пользования членами товарищества не определена. Имущество общего пользования бывшими членами товарищества, а также собственниками земельных участков в границах бывшего СТ «СТИМУЛ» не содержится. Доказательств обратного ответчиком суду не представлены.
Суд, руководствуясь положениями статей 133, 225 ГК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 25.04.2019 № 336, которым утверждено Положение о порядке принятия в муниципальную собственность города Ростова-на-Дону бесхозяйных вещей и выморочного имущества, полагает, что спорный объект электросетевого хозяйства расположен в административных границах СТ «СТИМУЛ», а бездействие соответчика Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 ст. 225 ГК РФ
Доводы, изложенные в отзывах ответчика Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону и третьих лиц Администрации города Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ» суд не может принять во внимание и отклоняет, как основанные на неправильном толковании и применении положений Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества» для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку не имеют правового значения при определении вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства как бесхозяйного имущества, подлежащего постановке на учет органом местного самоуправления. Кроме того, суд полагает, что сам факт того, что сети электроснабжения были построены за счет товарищества, не отменяет возможность отказаться от вещи.
Доводы, изложенные в отзывах ответчика Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону и третье лица Администрации города Ростова-на-Дон о том, что прокурором не представлено в материалы дела доказательств, объективно свидетельствующих о том, что спорный объект является бесхозяйным не могут быть признаны состоятельными, в связи с тем, что представители ДПК «СТИМУЛ» и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» пояснили суду, что сети электроснабжения, проходящих в границах бывшего СТ «СТИМУЛ, а именно: воздушные линии электропередач 0,4 кВ от трансформаторной подстанции КТП-1427 (ТМ-160 кВ) протяженностью 3 080 м, проходящие по улицам Ветвистая, Плющевая, Грунтовая, Ивовая, Еловая, Загородная, Длинная, Вечерняя, Апельсиновая, проложенных по 98 опорам ВЛ-0,4 кВ (69 железобетонных опор и 29 стальных опор) не находится на балансе ДПК «СТИМУЛ» и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», являются бесхозяйными.
Также как и третьим лицом ОАО «Объединенная энергетическая компания» суду не представлены доказательства, что данные что сети электроснабжения, проходящих в границах бывшего СТ «СТИМУЛ, находятся на балансе данной организации.
Пунктом 4 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» организации, осуществляющие эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут бремя содержания таких объектов.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (п. 1 ст. 38 данного Закона об электроэнергетике).
Таким образом, сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости). Законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (статья 234 ГК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. заместителя прокурора Советского района г. Ростова-на-Дону Дворяниновой Т.С. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Советского района г. Ростова-на-Дону о возложении обязанности принять меры, направленные на постановку на учет имущества в качестве бесхозяйного удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение мероприятий по постановке на учет и оформлению бесхозяйных объектов сетей электроснабжения, проходящих в границах бывшего СТ «СТИМУЛ» в муниципальную собственность, в порядке, предусмотренном п.п. 2.1.1 и 2.1.2 Положения, утвержденного Постановлением Администрации города Ростов-на- Дона от 25.04.2019 № 336, а именно: воздушных линий электропередач 0,4 кВ от трансформаторной подстанции КТП-1427 (ТМ-160 кВ) протяженностью 3080 м, проходящих по улицам Ветвистая, Плющевая, Грунтовая, Ивовая, Еловая, Загородная, Длинная, Вечерняя, Апельсиновая, проложенных по 98 опорам ВЛ-0,4 кВ (69 железобетонных опор и 29 стальных опор).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.С. Глебкин
Мотивированное решение составлено 11 мая 2022 года