Решение по делу № 33-15434/2023 от 18.08.2023

Судья Султанова И. М.                              УИД 16RS0049-01-2022-010896-12

                                                                                          дело № 33 - 15434/2023

                                                                                            дело № 2 – 987/2023

                                                                                  учёт № 126г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 октября 2023 года                                                         город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р. Р.,

судей Моисеевой Н. Н. и Никулиной О. В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гайнутдиновым М. М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиНикулиной О. В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов ФИО8, ФИО9, ФИО11ФИО1 на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 31 мая 2023 года, которым постановлено:

иск ФИО2, ФИО7, ФИО10 к жилищно- строительному кооперативу (далее – ЖСК) «Камчатка», ФИО3, ФИО6, ФИО4, ФИО23 Яне ФИО13, ФИО5 о признании недействительным решения общего собрания членов кооператива удовлетворить.

Признать недействительным решение общего собрания членов ЖСК «Камчатка», проведённого в форме очно-заочного голосования,    оформленное протоколом № 1 от 29 мая 2022 года.

В удовлетворении иска ФИО8, ФИО9, ФИО11 к ЖСК «Камчатка», ФИО3, ФИО6, ФИО4, ФИО23, ФИО5 о признании недействительным решения общего собрания отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истцов ФИО1, представителя ответчиков ФИО4 и ФИО3ФИО18, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО8, ФИО2, ФИО7, ФИО9, ФИО11, ФИО10 обратились в суд с иском к ЖСК «Камчатка» о признании недействительным решения общего собрания членов кооператива.

В обоснование своего требования истцы указали, что в период с 11 по 29 мая 2022 года было проведено общее собрание членов ЖСК «Камчатка» в форме очно-заочного голосования. Решения, принятые по вопросам повестки дня, были оформлены протоколом от 29 мая 2022 года. Ссылаясь на допущенные при проведении собрания нарушения, недостоверный отчёт о финансово-хозяйственной деятельности кооператива и акт ревизии, нарушение компетенции собрания при принятии решений по отдельным вопросам повестки дня и отсутствие кворума, истцы просили признать решения собрания недействительными.

При рассмотрении дела судом первой инстанции истица ФИО8 и её представитель ФИО1, истица ФИО9, представитель истца ФИО7ФИО19 иск поддержали.

Ответчица ФИО4, представитель её и ответчицы ФИО24           Д. Р. – ФИО20, представитель ЖСК «Камчатка» ФИО21, ссылаясь на отсутствие нарушений при организации и проведении собрания, против удовлетворения иска возражали.

    Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом.

Суд иск удовлетворил и постановил решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель истцов, которым в удовлетворении иска было отказано, просит решение в этой части отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, полагая необоснованным вывод суда о том, что истцы не являются членами кооператива.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истцов доводы жалобы поддержал.

Представитель ответчиков против удовлетворения жалобы возражал.

Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления с почтовым идентификатором, а также вернувшимися в суд конвертами с судебными извещениями.

Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным решения собрания.

В силу части 1 статьи 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

Статьёй 181.4 ГК РФ установлено следующее:

1. Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

3. Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

5. Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Согласно статье 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включённому в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

В соответствии с частью 3 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Порядок созыва, проведения общего собрания, голосования на нём, формы его проведения, порядок и сроки оспаривания принятых на таком собрании решений регламентированы статьями 44 – 48 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно положениям статьи 116 ЖК РФ:

1. Высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.

2. Компетенция общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) определяется уставом кооператива в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статьёй 117 ЖК РФ:

1. Общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.

2. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива.

3. Общее собрание членов жилищного кооператива избирает органы управления жилищного кооператива и органы контроля за его деятельностью.

4. Решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом.

5. В случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 113 настоящего Кодекса, проведение общего собрания членов жилищного кооператива с использованием системы осуществляется с соблюдением требований, установленных статьей 47.1 настоящего Кодекса.

По делу установлено, что ФИО8, ФИО2, ФИО25             Ф. Р., ФИО9, ФИО11, ФИО10 являются собственниками жилых помещений в <адрес>.

Согласно протоколу .... общего собрания членов ЖСК «Камчатка», проведённого в форме очно-заочного голосования, от 29 мая 2022 года голосование проводилось по инициативе ФИО3 - председателя кооператива в период с 11 по 29 мая 2022 года. В кооперативе состоит 36 членов, владеющих 1 265,507 кв. м жилых и нежилых помещений в доме, что составляет 100% голосов. Общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома равна 2 335,9 кв. м. До окончания голосования поступили решения от 17 членов кооператива, владеющих 643,055 кв. м жилых и нежилых помещений в доме, что составило 50,314% от общего числа голосов членов кооператива. Общее число лиц, принявших участие в общем собрании, составило 17 человек. Список принявших участие в голосовании находится в приложениях .... и .... к протоколу.

В силу пункта 4.2.1 устава ЖСК «Камчатка» общее собрание членов кооператива является правомочным, если на нём присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива.

Согласно пункту 4.2.2. устава решение общего собрания членов кооператива считается принятым при условии, что за него проголосовало более половины его членов, присутствовавших на таком общем собрании. Для принятия решений по вопросам, связанным с ликвидацией или реорганизацией, необходимо присутствие всех членов кооператива.

В пункте 4.2.5 устава указано, что каждый член кооператива имеет один голос вне зависимости от величины паевого взноса. Член кооператива вправе присутствовать на общем собрании лично либо обеспечить явку своего представителя, полномочия которого должны быть удостоверены доверенностью. Представитель, предъявивший оформленную надлежащим образом доверенность, имеет право участвовать в общем собрании от имени члена кооператива.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения об общем собрании членов ЖСК «Камчатка» оно признаётся правомочным, если на нём приняли участием более половины от общего числа членов ЖСК.

Из пункта 4.5 Положения следует, что член кооператива или его представитель имеют на общем собрании один голос.

В пункте 4.4.7 устава предусмотрено, что в обязанности председателя кооператива входит, в том числе, ведение реестра его членов.

Согласно имеющемуся в материалах дела реестру членов ЖСК «Камчатка» на день проведения общего собрания, решения которого оспариваются в настоящем деле, в кооперативе состояло 36 человек, и истцы ФИО2, ФИО7, ФИО10 являются членами ЖСК «Камчатка».

Согласно результатам подсчёта голосов в общем собрании приняли участие 17 членов кооператива, владеющие 643,055 кв. м жилых и нежилых помещений в доме, что составляет 50,814% от общего числа голосов членов ЖСК «Камчатка», владеющих 1 265,507 кв. м жилых и нежилых помещений в доме.

Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что кворум на собрании отсутствовал, поскольку в соответствии с уставом кооператива каждый его член имеет только один голос независимо от площади принадлежащего ему жилого или нежилого помещения. Из 36 членов кооператива в собрании приняли участие только 17, что составляет 47,2%. Отсутствие кворума влечёт за собой ничтожность общего собрания и принятых на таком собрании решений.

Суд правомерно отклонил довод ответчицы ФИО4 о том, что членов кооператива, участвовавших в общем собрании, было 19, однако решения двоих из них не вошли в подсчёт голосов.

Суд верно указал на то, что другие доводы иска не имеют значения для разрешения спорного вопроса, поскольку касаются только финансово- хозяйственной деятельности кооператива, а не порядка организации и проведения общего собрания его членов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах, сделаны по итогам надлежащей оценки представленных сторонами доказательств при верном применении норм материального права. Произведённый судом первой инстанции подсчёт голосов собственников, количество которых является недостаточным для наличия установленного законом кворума и признания общего собрания состоявшимся, а его решений действительными и порождающими правовые последствия, судебная коллегия признаёт правильным. Доводы апелляционной жалобы не опровергают сделанных судом выводов, а направлены на решение вопроса о членстве в кооперативе отдельных лиц из числа истцов в обход установленного действующим законодательством и уставом кооператива порядка.

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 31 мая 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истцов ФИО8, ФИО9, ФИО11 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 10 октября 2023 года.

Председательствующий:

Судьи:

18.08.2023Передача дела судье
05.10.2023Судебное заседание
11.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2023Передано в экспедицию
05.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее