№ 66а-907/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 17 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А.,
судей Белоногого А.В., Бутковой Н.А.,
при секретаре Швец К.М.,
с участием прокурора Поповой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-117/2021 по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 27 апреля 2021 года, которым удовлетворён административный иск Литвиненко С.В., Литвиненко О.В., Карвонен Е.Н., Веселовой Е.А. о признании недействующим в части генерального плана Вырицкого городского поселения, утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 25 июня 2014 года № 328
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А., объяснения представителя администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области Терешенковой Ж.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Унятицкой В.В. также поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Веселовой Е.А., представляющей также интересы Карвонен Е.Н. и Литвиненко С.В., представителя Веселовой Е.А. Беликова А.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 25 июня 2014 года № 328 утверждён генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования Вырицкое городское поселение.
Генеральный план опубликован в газете «Гатчинская ПРАВДА — Официальный вестник» 5 июля 2014 года в выпуске № 46 (412).
Пунктом 2.5.2. «Развитие и размещение объектов транспортной инфраструктуры» раздела 2 «Перечень мероприятий по территориальному планированию» Положения о территориальном планировании генерального плана предусмотрено строительство автодороги с твёрдым покрытием ст. Слудицы - Клетно с выходом на автомобильную дорогу Мины-Новинка (подъезд к д. Клетно) со строительством мостового перехода через р. Оредеж (6.8 км), к мероприятиям на первую очередь отнесено строительство автодороги с твердым покрытием – подъезд к д. Клетно со строительством мостового перехода через р. Оредеж (0,2 км).
Литвиненко С.В., Литвиненко О.В., Карвонен Е.Н., Веселова Е. А., являясь жителями деревень Борисово и Клетно, обратились в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просили признать недействующим Генеральный план, утверждённый решением Совета депутатов Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 25 июня 2014 года № 328, в части строительства названной автодороги.
В обоснование заявленных требований административные истцы ссылались на непроведение публичных слушаний по проекту генерального плана в деревенях Борисово и Клетно, а также на то, что жители названных деревень не нуждаются в строительстве автодороги, её строительство ухудшит экологическую обстановку жилых пунктов.
Решением Ленинградского областного суда от 27 апреля 2021 года административный иск удовлетворён.
Признан недействующим с даты принятия генеральный план Вырицкого городского поселения, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 25 июня 2014 года № 328 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Вырицкого городского поселения».
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области просит решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному Кодексу.
Территориальное планирование в силу части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы поселений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки, принятия, утверждения и опубликования, а также особенности согласования проекта генерального плана поселения регулируются положениями статей 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Частью 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
Положениями подпункта «в» пункта 2 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 29 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» также разъяснил, что при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Удовлетворяя требования административного иска, суд правильно исходил из того, что процедура принятия оспариваемого генерального плана не соблюдена, поскольку проект генерального плана не обсуждался на публичных слушаниях в населённом пункте деревня Клетно, расположенном в границах муниципального образования Вырицкое городское поселение.
Данное обстоятельство подтверждается заключением по результатам публичных слушаний, опубликованным в газете «Гатчинская ПРАВДА — Официальный вестник» 31 декабря 2013 года в выпуске № 65 (366), исследованным судом. При этом приглашение жителей д.Клетно принять участие в обсуждении, проводимом в д.Борисово, обоснованно не признано судом мерой, обеспечивающей соблюдение установленного частью 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации требования.
Доводы апелляционной жалобы о проведении публичных слушаний в д.Борисово указанный вывод не опровергают.
Несоблюдение требований федерального законодательства об обсуждении проекта нормативного правового акта на публичных слушаниях является существенным нарушением процедуры его принятия.
Согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 нарушения порядка принятия нормативных правовых актов, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке; установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия.
Руководствуясь приведенными положениями законодательства и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с существенным нарушением установленной федеральным законодателем процедуры, несмотря на оспаривание административными истцами его отдельных положений, пришёл к правильному выводу о наличии оснований для признания генерального плана Вырицкого городского поселения, утверждённого решением Совета депутатов муниципального образования «Вырицкое городское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 25 июня 2014 года № 328 не действующим полностью со дня принятия.
Решение Ленинградского областного суда от 27 апреля 2021 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинградского областного суда от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Вырицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи