Дело № 33а-5962/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 13 октября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Астапенко С.А. и Морозковой Е.Е.
при секретаре Соболевой Н.Е.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе А.А.М., М.А.В. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 27 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления А.А.М. и М.А.В. о признании незаконным решения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе о принудительной профилактической вакцинации.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., объяснения представителя А.А.М., М.А.В. и ООО «МГК» – Я.Ш.М., представителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области К.Б.И., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
05 ноября 2015 года начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Гатчинском районе в адрес общества с ограниченной ответственность «МГК» внесено предписание № об устранении в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека и требований технических регламентов таможенного союза.
Пунктом 4 предписания № от 05.11.2015 ООО «МГК» обязана обеспечить вакцинацию против сибирской язвы персонала, допущенного к предубойному содержанию скота, убою, разделке туш. Результаты вакцинации предоставить в территориальный отдел до 01.03.2016.
А.А.М. и М.А.В. обратились в Гатчинский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе и Управлению Роспотребнадзора по Ленинградской области, в котором просили признать решение Территориального отдела управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе о принудительной профилактической вакцинации иностранных граждан иностранных рабочих ООО «МГК» незаконным.
Считали, что пункт 4 предписания является незаконным и не соответствует реальной противоэпизоотической обстановке в Ленинградской области, так как весь скот, поступающий в убойный цех, проходит вакцинацию. В ст.ст. 3,10 и 11 Федерального закона №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» указано, что иностранные рабочие пользуются правами и обязанностями, которые установлены настоящим законом. Профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Административные истцы против вакцинации возражают, так как данная вакцина может оказать отрицательное воздействие на состояние их здоровья. При нежелании проходить вакцинацию истцы могут быть уволены с работы.
Административные истцы А.А.М. и М.А.В. в судебное заседании не явились.
Представитель административных истцов и заинтересованного лица ООО «МГК» Я.Ш.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административных ответчиков Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Гатчинском районе и Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области К.А.Ю. возражал против удовлетворения административного иска.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 27 июля 2016 года административное исковое заявление А.А.М. и М.А.В. к территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административные истцы просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование требований указали, что принудительная проведение профилактической вакцинации зооветработников и других лиц, профессионально занятых предубойным содержанием скота, а также убоем не соответствует реальной противоэпизоотической обстановке в Ленинградской области, так как отсутствует угроза возникновения инфекционной болезни сибирская язва в Ленинградской области, что подтверждается письмом главного государственного ветеринарного инспектора Ленинградской области от 24.03.2016 № постановлением главного государственного санитарного врача Ленинградской области от 31.07.2015 №-П. Судом не доказан факт наличия угрозы возникновения инфекционных болезней (сибирская язва). Постановление от 31.07.2015 №-П вызывает сомнения, так как не опубликовано. Указанная вакцина оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека. При принятии решения суд руководствовался также решением суда по делу, рассмотренному в порядке ГПК РФ, которое не вступило в законную силу.
В представленных пояснениях директор ООО «МГК» отметил, что оспариваемым решением нарушены права общества на осуществление предпринимательской деятельности, исполнение решения суда может привести к прекращению предпринимательской деятельности. Полагает, что по делу представлено подложное доказательство-постановление от 31.07.2015 №-П с целью нанесения вреда предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель А.А.М. и М.А.В., ООО «МГК»- Я.Ш.М. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области К.Б.И. решение суда полагал правильным, доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Проверив законность и обоснованность решения в полном объеме, заслушав явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации определены Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее-Федеральный закон №157-ФЗ).
Согласно ч.ч.1,2 ст.10 Федерального закона №157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения(ч.1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации(ч.2).
В соответствии с п.6 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи обладают правами по вынесению мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Статьей 50 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», пунктом 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемическом надзоре(утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 №)предусмотрено, что главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации относятся к кругу лиц, полномочных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемический надзор.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 № утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы»(далее СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы»).
Согласно п.1.2 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» соблюдение санитарных правил является обязательным для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами.
Пунктом 10.3 СП 3.1.7.2629-10. "Профилактика сибирской язвы" к контингентам риска, подлежащим профилактическим прививкам, относятся:
- зооветработники и другие лица, профессионально занятые предубойным содержанием скота, а также убоем, снятием шкур и разделкой туш;
- лица, занятые сбором, хранением, транспортировкой и первичной переработкой сырья животного происхождения;
- сотрудники лабораторий, работающие с материалом, подозрительным на инфицирование возбудителем сибирской язвы.
В п.10.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» определено, что решение о проведении и объеме профилактической вакцинации людей против сибирской язвы принимается органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор с учетом эпизоотических и эпидемических показаний.
Пунктом 1.4 постановления главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 31.07.2015 №-П «О проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против туляремии, лептоспироза, сибирской язвы, бешенства» определены следующие контингенты, подлежащие имунизации по эпидемическим показаниям в Ленинградской области в 2016 году:
-1.4.Против сибирской язвы-зооветработники и другие лица, профессионально занятые преубойным содержанием скота, а также убоем, снятием шкур и разделкой туш; сбором, хранением, транспортировкой и первичной обработкой сырья животного происхождения.
В силу пункта 5.3. Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Гатчинском районе, п.12 Должностного регламента начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Гатчинском районе, названное должностное лицо при выявлении нарушений санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) имеет право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения.
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 15.10.2015 № «О проведении контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по разведению, убою сельскохозяйственных животных, переработке мяса» начальником территориального отдела Роспотребнадзора в Гатчинском районе издано распоряжение от 22.10.2015 № о проведении внеплановой проверки ООО «МГК».
В результате проверки выявлено, в том числе, что количество персонала, допущенного к предубойному содержанию скота, убою, разделке туш составляет 9 человек; у указанного персонала не обеспечено проведение вакцинации против сибирской язвы, что является нарушением статей 11,29,35 Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пунктов 10.2, 10.3 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы».
Данное нарушение санитарного законодательства явилось одним из оснований для привлечения ООО «МГК» к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ постановлением начальника территориального отдела Роспотребнадзора в Гатчинском районе от 06.11.2015 № и для вынесения названным должностным лицом предписания от 05.11.2015 №.
Исследовав представленные доказательства, руководствуясь выше приведенными федеральными нормами, суд сделал вывод об обоснованности решения территориального отдела Роспотребнадзора по Гатчинскому району, изложенного в предписании от 05.11.2015 № об обеспечении вакцинации против сибирской язвы персонала, допущенного к предубойному содержанию скота, убою, разделке туш и о вынесении названного предписания уполномоченным должностным лицом.
Выводы суда основаны на собранных по делу доказательствах и соответствуют требованиям ч.ч.1.2 ст.10 Федерального закона №157-ФЗ, ст.ст.50,51 Федерального закона №52-ФЗ, п.п.1.2, 10.3,10.4 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», приказа Роспротребнадзора от 15.10.2015 № ««О проведении контрольных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по разведению, убою сельскохозяйственных животных, переработке мяса», п.1.4 постановления главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 31.07.2015.
Утверждение суда о том, что предписание вынесено уполномоченным должностным лицом является правомерным и основано на 5.3. Положения о территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Гатчинском районе, п.12 Должностного регламента начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Гатчинском районе.
Изучив содержание п.4 оспариваемого предписания, которым ООО «МГК», суд сделал правильный вывод о том, что общество обязано обеспечить вакцинацию против «сибирской язвы» любого персонала, допущенного к предубойному содержанию скота, а не только административных истцов.
Основываясь на приведенных выше доводах, суд обоснованно указал, что предписание не нарушает прав и свобод административных истцов, не создает препятствий к осуществлению их прав и свобод, и законных интересов и по изложенным в совокупности основаниям отказал в удовлетворении заявленных требований.
Принимая решение по заявленному спору, суд обоснованно отметил, что не выполнение требований предписания создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью работников и иных лиц.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, по существу сводятся к переоценке уже оцененных судом доказательств, и не могут повлечь отмену судебного постановления.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом административных истцов и заинтересованного лица о том, что представленное постановление главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 31.07.2015 №-П является ненадлежащим доказательством.
В суд представлена копия данного акта, заверенная в соответствии с правилами ст.70 КАС РФ. Каких-либо правовых оснований для того, чтобы не доверять представленной копии акта, у суда не имелось.
Данных о том, что постановление главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 31.07.2015 №-П оспорено в установленном порядке и отменено или признано недействительным по делу не представлено.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 27 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А.М. и М.А.В. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
(Судья Лобанев Е.В.)