Дело № 2-443/2021
УИД: 05RS0039-01-2021-001363-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2021 года сел. Касумкент
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Довлетханова А.Ф.,
при секретаре судебного заседания Шайдабегове М.Э.,
с участием представителя ГУ-ОПФР по <адрес> по доверенности ФИО15, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску представителя ФИО9 по доверенности ФИО13 к Управлению отделения Пенсионного фонда РФ по РД в <адрес> и отделению Пенсионного фонда РФ по РД о признании незаконным уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении на ответчиков обязанности выдать истице ФИО9 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,
УСТАНОВИЛ:
представитель ФИО9 по доверенности ФИО13 обратился в суд с иском к Управлению отделения Пенсионного фонда РФ по РД в <адрес> и отделению Пенсионного фонда РФ по РД о признании незаконным уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении на ответчиков обязанность выдать истице ФИО9 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Иск обоснован тем, что истице вышеуказанным уведомлением на основании п.1 ч.6 ст. 5 ФЗ-256 от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» из-за отсутствия права отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Считает решение ответчика незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что истица состояла в зарегистрированном браке с ФИО5, который расторгнут ДД.ММ.ГГГГ и от данного брака у них родились четверо детей –дочери: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Кайтагского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО14 удовлетворены и истица ФИО9 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних дочерей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Истица также состояла в браке с ФИО7, который расторгнут ДД.ММ.ГГГГ и имеют от этого брака сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Несмотря на то, что истица была лишена родительских прав в отношении трех несовершеннолетних детей, при рождении ДД.ММ.ГГГГ сына ФИО8, у нее возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные ФЗ-256, иные основания, предусмотренные законом для отказа и выдаче сертификата на материнский капитал отсутствуют.
Истица и ее представитель будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Представитель ФИО9 по доверенности ФИО13 направил ходатайство, в котором просит рассмотреть дело без его участия и направить копию решения суда в адрес истца.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
В судебном заседании представитель ГУ-ОПФР по <адрес>, ФИО15, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования признал.
Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
На основании части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон) устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счет средств материнского (семейного) капитала и обеспечивающие указанным семьям возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышения уровня пенсионного обеспечения.
В соответствии с частью 1 пунктами 1 и 2, частью 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
Согласно ст. 5 Федеральный закон N 256-ФЗ лица, указанные в частях 1, 3 - 5 ст. 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 ст. 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: - отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом; - прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; - представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; - прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.
В силу пункта 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе на право получения от него содержания, а также на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Как следует из свидетельства (повторное) серии I-БД № от ДД.ММ.ГГГГ, брак между ФИО5 и ФИО6 на основании решения судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, о чем отделом ЗАГС администрации МО «<адрес>» Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ составлена актовая запись о расторжении брака № и истице присвоена фамилия «ФИО16».
От совместного брака ФИО5 и ФИО6 родились четверо детей - дочери: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что также подтверждается свидетельствами о рождении детей и материалами выплатного дела.
На основании решения Управления ОПФР по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ выдан государственный сертификат на материнский (семейный капитал) серии МК-I №.
Решением Кайтагского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ (гражданское дело №) исковые требования ФИО14 удовлетворены и истица ФИО9 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних дочерей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно свидетельству серии I-БД № от ДД.ММ.ГГГГ, брак между ФИО7 и ФИО9 на основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут, о чем отделом ЗАГС администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ составлена актовая запись о расторжении брака №.
От совместного брака ФИО7 и ФИО9 родился сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством серии III-БД № от ДД.ММ.ГГГГ выданным МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан.
Данные обстоятельства сомнений не вызывают, поскольку эти доводы заявления подтверждены представленными суду свидетельствами о рождении указанных детей, свидетельствами о расторжении брака и не отрицаются ответчиком.
Уведомлением Управления отделения Пенсионного фонда РФ по РД в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истице ФИО9 отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на основании п.1 ч.6 ст. 5 ФЗ-256 от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» из-за отсутствия права на дополнительные меры государственной поддержки.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ определены основания прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки у женщины, родившей второго, третьего и последующего ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в числе которых предусмотрено лишение ее родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.
Так, решением Кайтагского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 лишена родительских прав в отношении трех дочерей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., но, как установлено судом, ее право на получение дополнительных мер государственной поддержки возникло в связи с рождением последующего ребенка, а именно сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 256-ФЗ).
Согласно сведениям об уточнении информации в федеральном реестре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением ОПФР по <адрес> в <адрес> на основании решения Кайтагского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № прекращено право ФИО6 на государственный сертификат на материнский (семейный капитал) серии МК-I №, выданный ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку на момент обращения с заявлением на выдачу государственного сертификата на материнский капитал, истицей воспитываются двое несовершеннолетних детей, родившихся после ДД.ММ.ГГГГ, в отношении которых она не была лишена родительских прав, она имела право на указанные меры социальной поддержки.
С учетом того, что в силу ст. 3 Федерального закона 256-ФЗ "при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав, указание ответчиком двух несовершеннолетних детей, в отношении которых она на момент подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, так и на момент рассмотрения настоящего дела в суде не лишена родительских прав, свидетельствует о необоснованности вынесенного ответчиком решения об отказе в выдаче истице сертификата в связи с рождением сына ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Таким образом, в силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 256-ФЗ дети ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в отношении которых истица лишена родительских прав не должны учитываться пенсионным органом при определении права на дополнительные меры государственной поддержки.
Более того, решением Кайтагского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ право истицы на государственный сертификат на материнский (семейный капитал) серии МК-I №, выданный ДД.ММ.ГГГГ - прекращено.
Соответственно право истицы на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением второго ребенка (то есть без учета детей, в отношении которых она лишена родительских прав) подлежит восстановлению.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, суд руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", исследовав и оценив доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, находит требования ФИО9 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку считает, что оно не противоречит закону, правам и интересам других лиц.
Кроме того, согласно ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования представителя ФИО9 по доверенности ФИО13 – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления отделения Пенсионного фонда РФ по РД в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче ФИО16 ФИО9 государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> выдать ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> Дагестанской АССР (паспорт серии 82 11 108272 выдан ТП УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (050-0405) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Ф. Довлетханов