Решение по делу № 2-1529/2023 от 01.08.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2023 года г. Ахтубинск

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Лубянкиной Ю.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкарупиной Т.П., с участием истца Бут Н.Н., представителя Ахтубинского городского прокурора Астраханской области помощника Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Дъякова В.А., представителя ответчика администрации муниципального образования «Ахтубинский район» Лучинской О.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: Астраханская область Ахтубинский район г. Ахтубинск ул. Ватутина, д. 18 «А», гражданское дело № 2-1529/2023 по исковому заявлению Бут Н.Н. к администрации муниципального образования «Ахтубинский район» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Бут Н.Н. обратилась в суд с требованиями к администрации муниципального образования «Ахтубинский район» Астраханской области (далее -администрация МО «Ахтубинский район») о взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, её укусила бродячая собака в районе <адрес>. В результате нападения безнадзорной собаки Бут Н.Н. получила телесные повреждения в виде укуса правой голени. В этот же день он обратился в ГБУЗ АО «Ахтубинская районная больница» за медицинской помощью. Бут Н.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на лечении в отделении гнойной хирургии с диагнозом: «<данные изъяты>». Прошла полный курс вакцинации. Бут Н.Н., с учетом её возраста, состояния здоровья испытала серьезные моральные страдания, до настоящего времени испытывает сильнейший страх при виде собак, боится покидать пределы дома, плохо спит, в связи с чем, причинённые моральные страдания оценивает в размере 250000 рублей. Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу за счет казны МО «Ахтубинский муниципальный район Астрахнаской области» компенсацию морального вреда в размере 250000 рублей.

Истец Бут Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в иске, просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Ахтубинский район» Лучинская О.Н., действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в их удовлетворении отказать, при этом пояснила, что администрацией надлежащим образом исполняются обязанности по заключению контрактов на отлов, стерилизацию, вакцинацию, лечение и возврат на прежнее место обитания тех животных без владельцев, в отношении которых от физических и юридических лиц поступили обращения. В 2023 году отловлено порядка 65 особей. По состоянию на январь 2023 год муниципальный контракт заключен не был, в силу того, что соглашение было заключено 28 февраля 2022 года, после проводился аукцион, на проведение которого требуется время. Считает, что истцом вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, что администрация МО «Ахтубинский район» является субъектом, в силу закона обязанным возместить вред, отсутствуют доказательства, подтверждающие, что собака, покусавшая истца, является безнадзорной.

Выслушав заключение прокурора Дъякова В.А., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению в размере определенном судом, истца Бут Н.Н., представителя ответчика Лучинскую О.Н., исследовав материалы гражданского дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации относит компенсацию морального вреда к способам защиты гражданских прав.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (пункт 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).

Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статья 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда.

Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации названных конституционных гарантий.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.

Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в пункте 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, переходят в муниципальную собственность.

Положениями статьи 1 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018г. "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон № 498-ФЗ) предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (подпункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них: установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Пункт 3 статьи 7 Федерального закона № 498-ФЗ предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 17 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

Как следует из пунктов 9.5, 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 54 от 6 мая 2010г., регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Астраханской области от 23 июля 2013г. № 32/2013-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации проведения на территории Астраханской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Судом установлено, что 2 июня 2023 года около <адрес> на Бут Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, напала безнадзорная собака и укусила за правую голень.

После чего Бут Н.Н. обратилась в ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ» за медицинской помощью. С 02 июня 2023 года по 09 июня 2023 года находилась на лечении в отделении гнойной хирургии с диагнозом: «<данные изъяты>». Собака бродячая. После выписки рекомендовано продолжить введение вакцины <данные изъяты> дни (ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ).

На основании пункта 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003г. за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на: осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

Согласно Уставу МО «Ахтубинский район», принятому Советом МО «Ахтубинский район» решением от ДД.ММ.ГГГГ , муниципальное образование является муниципальным районом.

Из статьи 11 Устава следует, что органы местного самоуправления Ахтубинского района в соответствии с законодательством могут быть наделены правом осуществлять отдельные государственные полномочия, то есть полномочия по вопросам не отнесенным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения. Наделение органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами <адрес>, отдельными государственными полномочиями <адрес> – законами <адрес>. Исполнение отдельных государственных полномочий органами и должностными лицами <адрес> осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из средств федерального бюджета и бюджета <адрес>.

Постановлением Правительства Астраханской области от 9 октября 2013г. № 408-П "О порядке расходования субвенций бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области для осуществления отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" определены основные цели расходования средств субвенций в области обращения с животными, а именно отлов, содержание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев.

28 декабря 2021 года между службой ветеринарии Астраханской области и администрацией муниципального образования «Ахтубинский район» в целях реализации Закона Астраханской области № 32/2013-ОЗ от 23 июля 2013 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" заключено соглашение № 3/2022, предметом которого является предоставление бюджету муниципального образования «Ахтубинский район» субвенций из бюджета Астраханской области на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении переданных государственных полномочий на 2022 год.

В соответствии с пунктами 1.2 и 2.1.2 указанного Соглашения Служба доводит до органа местного самоуправления денежные средства, выделяемые из бюджета Астраханской области, для осуществления отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в виде субвенций в сумме 35 042 415 рублей 61 копейки через Управление Федерального казначейства по Астраханской области, из которых объем средств по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев – 4 716 483 рубль 27 копеек. Количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания, согласно пункту 1.4 Соглашения, составляет 339 ед.

22 февраля 2022 года ООО «Экоприют» и администрацией МО «Ахтубинский район» в целях реализации Закона Астраханской области № 32/2013-03 от 23 июля 2013 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области, предметом которого являются услуги по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к муниципальному контракту). Услуги оказываются силами и за счет исполнителя, заказчик обеспечивает оплату оказанных услуг в установленном контрактом порядке, форме и размере. Максимальное значение цены контракта составляет 4705362,77 рублей, цена за единицу услуги (особь) составляет 9919,59 рублей. Срок исполнения обязательств по контракту с момента заключения муниципального контракта и до 5 декабря 2022г. Ответчиком представлены документы о приемке работ по указанному муниципальному контракту, который был исполнен в полном объеме, отловлено 426 особей, то есть на 87 особей больше, чем предусмотрено соглашением, возвращено на прежние места обитания 367 особей.

30 ноября 2022 году на территории приюта ООО «Экоприют» были введены карантийные мероприятия сроком на 60 календарных дней, в связи, с чем контракт не исполнен в отношении 59 особей в части возврата на прежнее место обитания.

29 декабря 2022 года по соглашению сторон муниципальный контракт от 22 февраля 2022 года расторгнут, остаток субвенций в размере 531543,92 рублей возвращен в бюджет Астраханской области.

18 ноября 2022 года между службой ветеринарии Астраханской области и администрацией муниципального образования «Ахтубинский район» в целях реализации Закона Астраханской области № 32/2013-ОЗ от 23 июля 2013 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" заключено дополнительное соглашение к соглашению 3/2022, в соответствии с которым (пункты 1.2 и 2.1.2) Служба доводит до органа местного самоуправления денежные средства, выделяемые из бюджета Астраханской области для осуществления отдельного государственного полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в виде субвенций в сумме 36 932 091 рубль 46 копеек через Управление Федерального казначейства по Астраханской области, из которых объем средств по отлову, содержанию и возврату на прежние места обитания животных без владельцев – 413 558 рублей 47 копеек. Количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания, согласно пункту 1.4 Соглашения, составляет 469 ед.

В рамках указанного дополнительного соглашения администрацией МО «Ахтубинский район» с ООО «ПромКомплект» заключены муниципальные контракты от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области, на общую сумму 1794767,97 рублей. Согласно актам оказанных услуг отловлено и возвращено на прежние места обитания 129 особей, остаток субвенций в размере 7281,75 рублей возвращены в бюджет Астраханской области.

Таким образом, всего отловлено животных без владельцев в количестве 555 особей, возвращено в прежние места обитания 496 особей.

28 декабря 2022 года между Службой ветеринарии Астраханской области и администрацией МО «Ахтубинский район» было заключено соглашение о предоставлении субвенций, выделяемых местным бюджетам муниципальных образований Астраханской области из бюджета Астраханской области на осуществление отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Служба направляет органу местного самоуправления денежные средства, выделяемые из бюджета Астраханской области по разделу 04 подраздел 05 «Сельское хозяйство и рыболовство» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в форме субвенций для осуществления отдельного государственного полномочия Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животами без владельцев в сумме 9521716,74 рублей. Количество животных без владельцев, подлежащих отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания – 651 единица.

27 февраля 2023 года между администрацией МО «Ахтубинский район» и ИП С.Л.И. был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области. Исполнитель обязуется оказать услугу по отлову и содержанию животных без владельцев на территории Ахтубинского района Астраханской области в соответствии с техническим заданием. Стоимость поручаемых исполнителю услуг по настоящему контракту составляет 2267807 рублей. Цена за единицу услуги (особь) составляет 13910 рублей. Срок исполнения исполнителем своих обязательств по настоящему контракту с момента заключения муниципального контракта до 26 мая 2023 года. Согласно нарядам-заданиям за период с 1 марта 2023 года по 28 марта 2023 года отловлено 65 особей.

Администрации МО «Ахтубинский район» в 2022 году были выделены средства на создание приюта для животных без владельцев в размере 30000000 рублей, однако до настоящего времени приют не создан, в связи с чем, Ахтубинским городским прокурором Астраханской области 9 июня 2022 года и 10 января 2023 года вносились представления на имя главы МО «Ахтубинский район», а также предостережение от 30 января 2023 года.

Кроме того, как указал помощник Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Дъяков В.А., в нарушение Методики расчета количества животных без владельцев на территории Астраханской области, утвержденных распоряжением службы ветеринарии Астраханской области от 3 августа 2022 года за № 78-р, ответчик не проводит надлежащим образом мониторинг по наблюдению, сбору и обработке сведений о количестве животных без владельцев на определенной территории, с целью прогнозирования ситуации и последующего принятия мер по снижению численности животных без владельцев, обращения граждан не учитываются, маршрутно-визуальный метод на территории населенного пункта не применяется, равно как и социологический опрос.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993г. № 4979- «О ветеринарии», а также статьями 3, 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999г. №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1.3 Постановления службы ветеринарии Астраханской области от 24 декабря 2019г. № 15 «О Порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Астраханской области» мероприятия по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировке и передаче в приюты для животных; содержанию животных без владельцев в приютах для животных; возврату потерявшихся животных их владельцам, а также поиску новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврату животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания на территории Астраханской области (далее - мероприятия по обращению с животными без владельцев) могут осуществляться юридическими лицами (коммерческими или некоммерческими организациями, в том числе фондами, общественными организациями, учреждениями, иными организациями) и индивидуальными предпринимателями. Органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, наделенные отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в качестве организации, осуществляющей мероприятия по обращению с животными без владельцев привлекают Исполнителей, в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Доводы представителя администрации муниципального образования «Ахтубинский район» о том, что деятельность администрации по обращению с животными без владельцев не предполагает осуществление обязанностей собственника по отношению к животным без владельцев, включая контроль за поведением животных без владельцев, а сводится к заключению контрактов на отлов, стерилизацию, вакцинацию, лечение и возврат на прежнее место обитания тех животных без владельцев, администрация не несет ответственность за случаи ненадлежащего выполнения гражданами и юридическими лицами обязанности по сообщению и нахождении животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, на территории или объектах, находящихся в собственности или пользовании таких лиц, за не установление хозяев таких собак, то есть вины администрации в причинении вреда здоровью истца, не имеется, не могут быть приняты судом. Доказательств того, что собака, укусившая истца, имеет собственника ответчиком не представлено.

В силу действующего законодательства на ответчика, наделенного отдельными государственными полномочиями Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, возлагается ответственность по возмещению причиненного Бут Н.Н. вреда укусом собаки без владельца, что не связано с наличием или отсутствием у администрации права собственности на животных без владельцев, имеющих неснимаемые и несмываемые метки, либо не установлением собственника особи, причинившей вред истцу. Возврат животных без владельца на прежние места обитания возможен только в отношении тех особей, которые не проявляют немотивированную агрессию.

Кроме того с 1 марта 2023 года вступили в силу Методические указания по предотвращению причинение животными без владельцев вреда жизни и здоровью граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2022 года № 1980, согласно которым, уполномоченные органы обязаны утверждать порядок определения лиц, ответственных за создание условий для снижения риска причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан.

Администрацией МО «Ахтубинский район» обязанность к принятию мер по отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории Ахтубинского района Астраханской области, в должной мере не соблюдаются, что свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между бездействием администрации МО «Ахтубинский район» и нападением 2 июня 2023 года на Бут Н.Н. безнадзорной собаки.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь приведенными нормативными положениями в их системной взаимосвязи, суд приходит к выводу, что в данном случае взыскание компенсации морального вреда, причиненного в результате нападения безнадзорной собаки, должно быть произведено с муниципального образования «Ахтубинский район» за счет казны МО «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» в соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины администрации МО «Ахтубинский район» в причинении вреда пенсионерке Бут Н.Н. ответчиком не представлено (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 год № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда") разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Согласно пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни. При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.

При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации). В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации), устранить эти страдания либо сгладить их остроту. Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", при определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.

Таким образом, из вышеприведенных положений законодательства и разъяснений по их применению следует, что поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Как указывалось выше, после укуса собаки, не имеющей владельца, Бут Н.Н. была помещена в отделение гнойной хирургии ГБУЗ АО «Ахтубинская РБ», где проходила лечение с 2 июня 2023 года по 9 июня 2023 года, проходила курс вакцинации.

В судебном заседании Бут Н.Н. указала, что она испытала физическую боль, когда её укусила собака, в последующем проходила лечение, ей делали прививки, обрабатывали рану, делали перевязки, после укуса было больно, она испытала страх, который присутствует до настоящего времени при виде собак, тем самым Бут Н.Н. были причинены физические и нравственные страдания, действиями, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения нематериальные блага, в частности, жизнь и здоровье.

Учитывая характер причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, возраст, состояние здоровья истца, индивидуальные особенности, материальное положение, является пенсионеркой, требования разумности и справедливости, суд считает возможным удовлетворить требования истца о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в размере 15000 рублей.

Руководствуясь статьями 15, 151, 1064, 1069, 1071, 1082, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

исковые требования гражданское дело № 2-1529/2023 по исковому заявлению Бут Н.Н. к администрации муниципального образования «<адрес>» о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить в части.

Взыскать с администрации муниципального образования «Ахтубинский район», находящейся по адресу: Астраханская область г. Ахтубинск ул. Волгоградская, д. 141, ИНН 30112000794, ОГРН 1023000509498, за счет средств казны муниципального образования «Ахтубинский муниципальный район Астраханской области» в пользу Бут Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В остальной части заявленных требований истцу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд <адрес>.

Судья: Лубянкина Ю.С.

2-1529/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бут Наталья Николаевна
Ответчики
Администрация МО "Ахтубинский район"
Другие
Ахтубинская городская прокуратура
Суд
Ахтубинский районный суд Астраханской области
Судья
Лубянкина Ю.С.
Дело на сайте суда
ahtubinsky.ast.sudrf.ru
01.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2023Передача материалов судье
04.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2023Подготовка дела (собеседование)
22.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2023Судебное заседание
12.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее