Решение по делу № 2а-947/2022 от 15.02.2022

Дело № 2а-947/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта 2022 г. г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе

Председательствующего: Степановой Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Мартьяновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Петросяна С.О. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти, понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Петросян С.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 21.12.2021 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов; обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Петросяна С.О. от 03.12.2021 вх. о предоставлении земельного участка, площадью 369 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность без проведения торгов.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником жилого <адрес>, право собственности приобретено им на основании свидетельства о наследстве по закону от 10.06.2005 года и договора дарения от 15.12.2016 года.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям образован земельный участок под домом по адресу: <адрес>

Административный истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату.

Решением от 21.12.2021 года административным ответчиком отказано в оказании государственной услуги.

По мнению административного истца, данное решение не основано на законе и противоречит обстоятельствам дела.

Административный истец в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Административный ответчик и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом.

Судом установлено, что административный истец является собственником жилого <адрес> количество этажей 1, кадастровый номер жилого дома

Право собственности на ? доли в указанном жилом доме приобретено административным истцом в порядке наследования, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 10.06.2005 года зарегистрировано в реестре .

Одновременно административный истец является собственником ? доли в жилом <адрес> на основании договора дарения доли жилого дома от 15.12.2016.

Жилой дом по вышеуказанному адресу введен в эксплуатацию в 1945 году.

10.04.2017 года распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям №4737-РДЗ на основании заявления Петросяна С.О. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, площадью 369 кв.м. кадастровый квартал

05 марта 2018 земельный участок по вышеуказанному адресу, площадью 369 кв.м. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый , с установлением категории: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства (код 2.1).

03.12.2021 года Петросян С.О. обратился к Департаменту по имущественным и земельным отношениям с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов.

21.12.2021 года письмом заместителя начальника Управления земельных отношений - начальником отдела договоров и администрирования платежей административному истцу отказано в оказании государственной услуги.

Из содержания оспариваемого решения, следует, что отказ мотивирован частичным расположением испрашиваемого земельного участка в границах красных линий улично-дорожной сети и территории общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 №248-ПП «Об утверждении документации по планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования.

Не согласившись с данным отказом, административный истец обратился в суд.

Согласно положениям ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В силу части 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии со ст. 12.2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» до 1 января 2023 года гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, либо после дня вступления в силу Федерального конституционного закона при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня вступления в силу Федерального конституционного закона.

В судебном заседании установлено, что административный истец на момент обращения к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка является собственником жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, право собственности на который возникло, в том числе, до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ.

Таким образом, в силу вышеуказанных положений административный истец имеет исключительное право на приобретение в собственность спорного земельного участка.

В целях реализации прав административного истца, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 10.04.2017 утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка, площадью 369 кв.м., земельный участок поставлен на кадастровый учет в установленных распоряжением административного органа размерах.

В соответствии с выкопировкой из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114 земельный участок. Расположенных по адресу: <адрес>, площадью 369 кв.м., кадастровый расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; в зоне незастроенных территорий.

Кроме того, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий.

Вместе с тем, ссылка административного ответчика на вышеуказанные обстоятельства не может быть принята судом во внимание, в силу следующего.

Из содержания пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что под "красными линиями" понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Согласно статьям 45, 46 Градостроительного кодекса РФ установление красных линий в документации по планировке территории отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главы местной администрации муниципального района, главы местной администрации поселений или главы местной администрации городского округа.

Частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Правительством Севастополя принято постановление от 23 апреля 2018 года № 248-ПП "Об утверждении проекта планировки территории градостроительной документации "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования".

Между тем, постановление №248-ПП принято после формирования земельного участка исполнительным органом Правительства Севастополя - ДИЗО и постановки его на кадастровый учет; выписка из государственного земельного кадастра, выданного Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 05.03.2018, не содержит сведений о наличии на земельном участке с кадастровым номером ограничений (обременений) в виде красных линий.

Кроме того, принимая во внимание действующее распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №4737-РДЗ от 10.04.2017, а также постановку земельного участка на кадастровый учет в существующих границах (площадью 369 кв.м.), суд приходит к выводу, что в настоящее время административный истец лишен возможности иным способом реализовать свое исключительное право на приобретение земельного участка, путем формирования земельного участка в иных границах, не выходящих за границы красных линий и территории общего пользования, поскольку вновь сформированный земельный участок будет полностью накладываться на земельный участок, стоящий на кадастровом учете.

Таким образом, обжалуемое решение не соответствует принципам ясности, определенности, конкретности и недвусмысленности, нарушает права и законные интересы административного истца, касающиеся оформления права собственности на земельный участок, находящийся под жилым домом, в связи с чем, принятое решение не основано на законе, а административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

    Административный иск Петросяна С.О. удовлетворить.

    Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 21.12.2021 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.

    Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Петросяна С.О. от 03.12.2021 вх. о предоставлении земельного участка, площадью 369 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 04.03.2022 года

Судья                                  Ю.С. Степанова

2а-947/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Петросян Сергей Ованесович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Степанова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
15.02.2022Регистрация административного искового заявления
15.02.2022Передача материалов судье
16.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
16.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2022Судебное заседание
04.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее