Решение по делу № 2-219/2022 от 21.03.2022

Дело №2-219/2022

УИД 69RS0004-01-2022-000359-91

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2022 РіРѕРґР° РіРѕСЂРѕРґ Бологое         

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Сизовой Н.Ю.,

при секретаре Балан М.С.,

с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора Корниловой Н.В.,

представителя администрации ЗАТО Озерный Тверской области – Чувашовой Н.В.,

ответчиков Горбуновой О.Н. и Горбунова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации ЗАТО Озерный Тверской области к Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке, а также к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области о возложении обязанности снять ответчиков с регистрационного учета,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Администрация ЗАТО Озерный Тверской области обратилась в суд с иском к Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. с требованиями о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения, о возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке и снятии с регистрационного учета.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании ордера от 10 октября 2001 года №... нанимателю Горбуновой О.Н. на состав семьи – сын Горбунов А.Д. на период прохождения службы была предоставлена служебная квартира по адресу: .... Указанная квартира относится к имуществу муниципальной казны, является муниципальной собственностью и включена в число служебных. 21 ноября 2017 года с Горбуновой О.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения № 143 на период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, до 06 октября 2020 года. Новый договор не заключался.

Горбунова О.Н. уволена с военной службы 01 июня 2020 года. По настоящее время ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении, добровольно с регистрационного учета не снимаются и не сдают служебную квартиру в установленном порядке.

По состоянию на 14 марта 2022 года ответчики на учете в администрации ЗАТО Озерный на получение служебного жилого помещения, жилого помещения по договору коммерческого и социального найма не состоят.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 35, 93, 100, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец просит суд признать ответчиков Горбунову О.Н. и Горбунова А.Д. прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ..., в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением с военной службы; выселить ответчиков из вышеуказанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения; возложить на ответчиков обязанность сдать данное жилое помещение в установленном порядке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 «Об утверждении Порядка сдачи жилого помещения и Порядка выдачи справки о сдаче жилого помещения»; возложить на Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Бологовскому району обязанность снять ответчиков с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.

Представитель истца - администрации ЗАТО Озерный Тверской области - Чувашова Н.В. при рассмотрении дела по существу присутствовала, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик Горбунова О.Н. в судебном заседании участвовала, исковые требования признала, просила суд предоставить рассрочку исполнения решения суда, так как ее семья в составе 2 – ух человек состоит на учете с целью получения жилищной субсидии с 2017 года.

    РћС‚ветчики Горбунов Рђ.Р”., также присутствующий РїСЂРё рассмотрении дела, заявленные требования признал, позицию матери поддержал.

Определением судьи к участию в деле в качестве ответчика привлечен ОМВД России по Бологовскому району Тверской области, который при надлежащим извещении явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, возражения по заявленным требованиям не представил.

Третье лицо УМВД России по Тверской области, надлежащим образом уведомленное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.

Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав представителя истца, ответчиков Горбунову О.Н. и Горбунова А.Д., заключение прокурора о наличии оснований к частичному удовлетворению иска, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: ..., распоряжением главы ЗАТО Озерный Тверской области № 2553 от 09 августа 2001 года включена в число служебных жилых помещений и постановлением Администрации ЗАТО Озерный Тверской области № 407 от 08 ноября 2012 года – в число служебных жилых помещений специализированного жилищного фонд для военнослужащих ЗАТО Озерный. 10 марта 2016 года за муниципальным образованием ЗАТО Озерный Тверской области зарегистрировано право собственности (выписка из ЕГРЮЛ № КУВИ-002/2021-43305951 от 22 апреля 2021 года).

На основании ордера № 1496 от 10 октября 2001 года указанная служебная квартира предоставлена Горбуновой О.Н. на состав семьи, состоящий из сына - Горбунова А.Д.. При вселении ответчиков в спорное жилое помещение, в соответствии с действующим в то время Жилищным кодексом РСФСР, заключение договора найма служебного жилого помещения не требовалось.

21 ноября 2017 года между администрацией ЗАТО Озерный Тверской области и Горбуновой О.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения № 143 на время прохождения военной службы до 06 октября 2020 года. Новый договор найма с ответчиком не заключался.

С 06 ноября 2001 года по настоящее время ответчики зарегистрированы в жилом помещении по указанному адресу, что подтверждается лицевым счетом №..., справкой МКУ «АТС ЗАТО Озерный» № 1247 от 10 марта 2022 года и сведения УВМ УМВД России по Тверской области от 22 марта 2022 года.

Горбунова О.Н. на основании приказа командира войсковой части № 14245 01 июня 2020 года №... уволена с военной службы в отставку по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

Истцом в адрес ответчиков неоднократно направлялись требования об освобождении и сдаче занимаемого жилого помещения, которые в установленные сроки не исполнены.

В соответствии с частями 1 и 2 статьей 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, однако вопрос о прекращении данных правоотношений возник после его введения, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьями 3 и 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

    РџРѕР»РѕР¶РµРЅРёСЏРјРё статьей 209, 288, 304 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования Рё распоряжения принадлежащим ему имуществом. Собственник вправе РїРѕ своему усмотрению совершать РІ отношении принадлежащего ему имущества любые действия, РЅРµ противоречащие закону Рё С‚.Рґ.

Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов своей семьи.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Также статьями 92, 93, 99, 100, 101, 103 и 104 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к специализированным жилым помещениям относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.

    РЎРїРµС†РёР°Р»РёР·РёСЂРѕРІР°РЅРЅС‹Рµ жилые помещения предоставляются РЅР° основании решений собственников таких помещений (действующих РѕС‚ РёС… имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных РёРјРё лиц РїРѕ договорам найма специализированных жилых помещений, Р·Р° исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются РїРѕ договорам безвозмездного пользования.

    РЎРїРµС†РёР°Р»РёР·РёСЂРѕРІР°РЅРЅС‹Рµ жилые помещения предоставляются РїРѕ установленным названным кодексом основаниям гражданам, РЅРµ обеспеченным жилыми помещениями РІ соответствующем населенном пункте.

По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.

В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления Горбуновой О.Н. спорного жилого помещения

Из разъяснений, изложенных в пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 Жилищного кодекса Российской Федерации) не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    РЎС‚атьей 13 Федерального закона РѕС‚ 29 декабря 2004 РіРѕРґР° в„– 189-ФЗ «О введении РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее Р’РІРѕРґРЅРѕРіРѕ закона) установлено, что граждане, которые проживают РІ служебных жилых помещениях Рё жилых помещениях РІ общежитиях, предоставленных РёРј РґРѕ введения РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, состоят РЅР° учете РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма, или имеют право состоять РЅР° данном учете, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть выселены РёР· указанных жилых помещений без предоставления РґСЂСѓРіРёС… жилых помещений, если РёС… выселение РЅРµ допускалось законом РґРѕ введения РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.

    РўР°РєРёРј образом, статья 13 Р’РІРѕРґРЅРѕРіРѕ Закона дополняет определенный РІ пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации перечень лиц, которые РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть выселены РёР· специализированных жилых помещений без предоставления РёРј РґСЂСѓРіРёС… жилых помещений.

Разъяснения, изложенные в пункте 43 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, указывают, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 01 марта 2005 года, при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до 01 марта 2005 года; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете. При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Согласно статье    60 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации обстоятельства дела, которые РІ соответствии СЃ законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ подтверждаться никакими РґСЂСѓРіРёРјРё доказательствами.

По данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона условий, при которых ответчики не могут быть выселены из спорного жилого помещения.

    РљР°Рє следует РёР· материалов дела, ответчики 10 октября 2001 РіРѕРґР° РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ были вселены РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ жилое помещение, предоставленное Горбуновой Рћ.Рќ. РЅР° период прохождения военной службы. 01 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР° трудовые отношения между Горбуновой Рћ.Рќ. Рё РІРѕР№СЃРєРѕРІРѕР№ частью 14245 прекращены, однако ответчики продолжают занимать служебную квартиру, сохраняя РІ ней регистрацию, Р° также фактически РІ ней проживать.

При этом судом установлено, что ответчики на учете в администрации ЗАТО Озерный Тверской области в качестве нуждающихся на получение служебного жилого помещения, жилого помещения по договору коммерческого и социального найма не состоят (справка администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 14 марта 2022 года № 32), к категории граждан, определенных в статьях 108 и 110 Жилищный кодекс РСФСР, частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не относятся. Горбунова О.Н. также не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья только на том основании, что она не обеспечена жилым помещением в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В связи с чем, законных оснований для проживания ответчиков на спорной жилой площади, а также для предоставления им иного жилого помещения, не имеют.

С учетом установленных обстоятельств, суд признает ответчиков прекратившими право пользования занимаемым жилым помещением, в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением Горбуновой О.Н. с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и выселяет ответчиков из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

    РџСѓРЅРєС‚ами 31 Рё 33 Правил регистрации Рё снятия граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ регистрационного учета РїРѕ месту пребывания Рё РїРѕ месту жительства РІ пределах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 17 июля 1995 РіРѕРґР° в„– 713, установлено, что снятие гражданина СЃ регистрационного учета РїРѕ месту жительства производится органами регистрационного учета РІ случае выселения РёР· занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – РЅР° основании вступившего РІ законную силу решения СЃСѓРґР°.

    РћСЂРіР°РЅС‹ регистрационного учета РЅР° основании полученных документов снимают граждан СЃ регистрационного учета РїРѕ месту жительства РІ трехдневный СЃСЂРѕРє.

В связи с изложенным, требования истца о снятии ответчиков с регистрационного учета, заявленные к ОМВД России по Бологовскому району, удовлетворению не подлежат, так как ответчики должны быть сняты с регистрационного учета по адресу: ..., на основании принятого судом решения в силу прямого указания об этом в законе.

Указание ответчика на то, что ее семья стоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не является основанием для сохранения за ответчиками право пользования служебных жилым помещением в силу следующего.

Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела усматривается, что Горбунова О.Н. 01 июня 2020 года уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, на момент увольнения выслуга лет составила 25 лет 2 месяца; семья ответчика с 11 декабря 2017 года признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, форма обеспечения – жилищная субсидия и состав семьи – 2 человека (Горбунова О.Н. и Горбунов А.Д.), что подтверждено информационным письмом ФГАУ «Росжилкомплекс» - филиал «Западный от 14 апреля 2022 года. Таким образом, условия обеспечения жилыми помещениями по статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в данном случае имеются. Однако в соответствии с указанной нормой обязанность по обеспечению жилыми помещениями вышеуказанных лиц лежит на федеральном органе исполнительной власти, в связи с чем, требования, предъявляемые истцом к ответчикам правомерны.

    РўР°РєР¶Рµ РІ соответствии СЃ пунктом 2.1 статьи 4 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 14 июля 1992 РіРѕРґР° в„– 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» РІ случае передачи РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, РІ том числе построенных или капитально отремонтированных Р·Р° счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений Рє специализированному жилищному фонду РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим РІ трудовых отношениях СЃ организациями Рё (или) объектами.

Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования по согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

На территории ЗАТО Озерный Тверской области действует Положение «О порядке предоставления служебных жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории ЗАТО Озерный, и совместно проживающим с ними членам их семей из специализированного жилищного фонда для военнослужащих ЗАТО Озерный», утвержденное Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 21 февраля 2012 года № 4. Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области № 77 от 28 декабря 2015 года из вышеуказанного Положения исключены пункты 33 и 34, касающиеся порядка сохранения права пользования служебным жилым помещением за военнослужащим и членами его семьи, в случае его убытия к новому месту прохождения военной службы, увольнения с военной службы по основаниям, дающим право на обеспечение жилой площадью для постоянного проживания, до предоставления жилого помещения по новому месту прохождения военной службы или обеспечения жилой площадью для постоянного проживания в избранном месте постоянного жительства, а также порядка заключения договора служебного жилого помещения.

    РўРµРј самым, Положением РЅРµ предусмотрено право проживания военнослужащего Рё членов его семьи РІ служебном жилом помещении после увольнения СЃ военной службы.

Поскольку ответчик состоит на учете военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, то имеет право обратиться за выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года № 303 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем, (поднаем) жилых помещений».

Согласно подпункту «к» пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года №25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» в качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При расторжении или прекращении договора найма наниматель обязан освободить жилое помещение и сдать его в течение 3 дней наймодателю в надлежащем состоянии, оплатить стоимость не произведенного нанимателем и входящего в его обязанности текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке, что предусмотрено подпунктами 11 и 12 пункта 7 Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»

Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 утвержден Порядок сдачи жилого помещения и Порядок выдачи справки о сдаче жилого помещения.

Вместе с тем, доказательства исполнения установленных вышеуказанными нормами положений ответчиками не представлены.

С учетом изложенного, требование истца о возложении на ответчиков обязанности сдать занимаемое служебное жилое помещение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211, законно, обоснованно и также подлежит удовлетворению.

В силу части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В ходе рассмотрения дела Горбуновой О.Н. заявлено ходатайство, поддержанное соответчиком, о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на максимально возможный срок.

Представитель истца не возражала против предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Прокурор также полагала возможным предоставление ответчикам отсрочки.

Учитывая фактические обстоятельства дела, отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что у ответчиков в пользовании имеются какие-либо другие жилые помещения, суд полагает возможным отсрочить исполнение решения суда по 31 декабря 2022 года.

Согласно статье 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с другой стороны взыскиваются все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

    РЎРѕРіР»Р°СЃРЅРѕ частью 2 статьи 333.18, подпункту 19 пункта 1 статьи 336.36 Рё пунктом 8 статьи 333.20 Частью 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации     РіРѕСЃСѓРґР°СЂСЃС‚венная пошлина уплачивается плательщиком, если РёРЅРѕРµ РЅРµ установлено настоящей главой. Р’ случае, если Р·Р° совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, РЅРµ имеющих права РЅР° льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками РІ равных долях.

    Р“осударственные органы, органы местного самоуправления, выступающие РїРѕ делам, рассматриваемым РІ судах общей юрисдикции, Р° также мировыми СЃСѓРґСЊСЏРјРё, РІ качестве истцов или ответчиков освобождаются РѕС‚ уплаты государственной пошлины.

В случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком.

В соответствии со статьёй 2 Закона Тверской области от 18 января 2005 года № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов», суд взыскивает с ответчиков государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере по 2 000 рублей 00 копеек с каждого.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Исковые требования администрации ЗАТО Озерный Тверской области к Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке, а также к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области о возложении обязанности снять ответчиков с регистрационного учета – удовлетворить частично.

Признать Горбунову О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ..., в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением с военной службы.

Выселить Горбунову О.Н., <....> Горбунова А.Д., <....>, из жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., без предоставления другого жилого помещения.

Обязать Горбунову О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ..., в порядке, установленном с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 «Об утверждении Порядка сдачи жилого помещения и Порядка выдачи справки о сдаче жилого помещения».

Настоящее решение суда является основанием для снятия Горбуновой О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, с регистрационного учета по адресу: ....

Предоставить Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. отсрочку исполнения настоящего решения - по 31 декабря 2022 года.

Взыскать с Горбуновой О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере по 2 000 (Две тысячи) рублей 00 копеек с каждого.

В иске администрации ЗАТО Озерный Тверской области к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Ю. Сизова

В окончательной форме решение изготовлено 25 апреля 2022 года.

Председательствующий Н.Ю. Сизова

Дело №2-219/2022

УИД 69RS0004-01-2022-000359-91

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2022 РіРѕРґР° РіРѕСЂРѕРґ Бологое         

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Сизовой Н.Ю.,

при секретаре Балан М.С.,

с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора Корниловой Н.В.,

представителя администрации ЗАТО Озерный Тверской области – Чувашовой Н.В.,

ответчиков Горбуновой О.Н. и Горбунова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации ЗАТО Озерный Тверской области к Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке, а также к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области о возложении обязанности снять ответчиков с регистрационного учета,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Администрация ЗАТО Озерный Тверской области обратилась в суд с иском к Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. с требованиями о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения, о возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке и снятии с регистрационного учета.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании ордера от 10 октября 2001 года №... нанимателю Горбуновой О.Н. на состав семьи – сын Горбунов А.Д. на период прохождения службы была предоставлена служебная квартира по адресу: .... Указанная квартира относится к имуществу муниципальной казны, является муниципальной собственностью и включена в число служебных. 21 ноября 2017 года с Горбуновой О.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения № 143 на период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, до 06 октября 2020 года. Новый договор не заключался.

Горбунова О.Н. уволена с военной службы 01 июня 2020 года. По настоящее время ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении, добровольно с регистрационного учета не снимаются и не сдают служебную квартиру в установленном порядке.

По состоянию на 14 марта 2022 года ответчики на учете в администрации ЗАТО Озерный на получение служебного жилого помещения, жилого помещения по договору коммерческого и социального найма не состоят.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 35, 93, 100, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец просит суд признать ответчиков Горбунову О.Н. и Горбунова А.Д. прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ..., в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением с военной службы; выселить ответчиков из вышеуказанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения; возложить на ответчиков обязанность сдать данное жилое помещение в установленном порядке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 «Об утверждении Порядка сдачи жилого помещения и Порядка выдачи справки о сдаче жилого помещения»; возложить на Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Бологовскому району обязанность снять ответчиков с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.

Представитель истца - администрации ЗАТО Озерный Тверской области - Чувашова Н.В. при рассмотрении дела по существу присутствовала, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик Горбунова О.Н. в судебном заседании участвовала, исковые требования признала, просила суд предоставить рассрочку исполнения решения суда, так как ее семья в составе 2 – ух человек состоит на учете с целью получения жилищной субсидии с 2017 года.

    РћС‚ветчики Горбунов Рђ.Р”., также присутствующий РїСЂРё рассмотрении дела, заявленные требования признал, позицию матери поддержал.

Определением судьи к участию в деле в качестве ответчика привлечен ОМВД России по Бологовскому району Тверской области, который при надлежащим извещении явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, возражения по заявленным требованиям не представил.

Третье лицо УМВД России по Тверской области, надлежащим образом уведомленное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.

Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав представителя истца, ответчиков Горбунову О.Н. и Горбунова А.Д., заключение прокурора о наличии оснований к частичному удовлетворению иска, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: ..., распоряжением главы ЗАТО Озерный Тверской области № 2553 от 09 августа 2001 года включена в число служебных жилых помещений и постановлением Администрации ЗАТО Озерный Тверской области № 407 от 08 ноября 2012 года – в число служебных жилых помещений специализированного жилищного фонд для военнослужащих ЗАТО Озерный. 10 марта 2016 года за муниципальным образованием ЗАТО Озерный Тверской области зарегистрировано право собственности (выписка из ЕГРЮЛ № КУВИ-002/2021-43305951 от 22 апреля 2021 года).

На основании ордера № 1496 от 10 октября 2001 года указанная служебная квартира предоставлена Горбуновой О.Н. на состав семьи, состоящий из сына - Горбунова А.Д.. При вселении ответчиков в спорное жилое помещение, в соответствии с действующим в то время Жилищным кодексом РСФСР, заключение договора найма служебного жилого помещения не требовалось.

21 ноября 2017 года между администрацией ЗАТО Озерный Тверской области и Горбуновой О.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения № 143 на время прохождения военной службы до 06 октября 2020 года. Новый договор найма с ответчиком не заключался.

С 06 ноября 2001 года по настоящее время ответчики зарегистрированы в жилом помещении по указанному адресу, что подтверждается лицевым счетом №..., справкой МКУ «АТС ЗАТО Озерный» № 1247 от 10 марта 2022 года и сведения УВМ УМВД России по Тверской области от 22 марта 2022 года.

Горбунова О.Н. на основании приказа командира войсковой части № 14245 01 июня 2020 года №... уволена с военной службы в отставку по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.

Истцом в адрес ответчиков неоднократно направлялись требования об освобождении и сдаче занимаемого жилого помещения, которые в установленные сроки не исполнены.

В соответствии с частями 1 и 2 статьей 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, однако вопрос о прекращении данных правоотношений возник после его введения, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьями 3 и 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

    РџРѕР»РѕР¶РµРЅРёСЏРјРё статьей 209, 288, 304 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования Рё распоряжения принадлежащим ему имуществом. Собственник вправе РїРѕ своему усмотрению совершать РІ отношении принадлежащего ему имущества любые действия, РЅРµ противоречащие закону Рё С‚.Рґ.

Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов своей семьи.

Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

Также статьями 92, 93, 99, 100, 101, 103 и 104 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к специализированным жилым помещениям относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.

    РЎРїРµС†РёР°Р»РёР·РёСЂРѕРІР°РЅРЅС‹Рµ жилые помещения предоставляются РЅР° основании решений собственников таких помещений (действующих РѕС‚ РёС… имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных РёРјРё лиц РїРѕ договорам найма специализированных жилых помещений, Р·Р° исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются РїРѕ договорам безвозмездного пользования.

    РЎРїРµС†РёР°Р»РёР·РёСЂРѕРІР°РЅРЅС‹Рµ жилые помещения предоставляются РїРѕ установленным названным кодексом основаниям гражданам, РЅРµ обеспеченным жилыми помещениями РІ соответствующем населенном пункте.

По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.

В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления Горбуновой О.Н. спорного жилого помещения

Из разъяснений, изложенных в пункте 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 Жилищного кодекса Российской Федерации) не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    РЎС‚атьей 13 Федерального закона РѕС‚ 29 декабря 2004 РіРѕРґР° в„– 189-ФЗ «О введении РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее Р’РІРѕРґРЅРѕРіРѕ закона) установлено, что граждане, которые проживают РІ служебных жилых помещениях Рё жилых помещениях РІ общежитиях, предоставленных РёРј РґРѕ введения РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, состоят РЅР° учете РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма, или имеют право состоять РЅР° данном учете, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть выселены РёР· указанных жилых помещений без предоставления РґСЂСѓРіРёС… жилых помещений, если РёС… выселение РЅРµ допускалось законом РґРѕ введения РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.

    РўР°РєРёРј образом, статья 13 Р’РІРѕРґРЅРѕРіРѕ Закона дополняет определенный РІ пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации перечень лиц, которые РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть выселены РёР· специализированных жилых помещений без предоставления РёРј РґСЂСѓРіРёС… жилых помещений.

Разъяснения, изложенные в пункте 43 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, указывают, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 01 марта 2005 года, при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до 01 марта 2005 года; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете. При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Согласно статье    60 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации обстоятельства дела, которые РІ соответствии СЃ законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ подтверждаться никакими РґСЂСѓРіРёРјРё доказательствами.

По данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона условий, при которых ответчики не могут быть выселены из спорного жилого помещения.

    РљР°Рє следует РёР· материалов дела, ответчики 10 октября 2001 РіРѕРґР° РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ были вселены РІ СЃРїРѕСЂРЅРѕРµ жилое помещение, предоставленное Горбуновой Рћ.Рќ. РЅР° период прохождения военной службы. 01 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР° трудовые отношения между Горбуновой Рћ.Рќ. Рё РІРѕР№СЃРєРѕРІРѕР№ частью 14245 прекращены, однако ответчики продолжают занимать служебную квартиру, сохраняя РІ ней регистрацию, Р° также фактически РІ ней проживать.

При этом судом установлено, что ответчики на учете в администрации ЗАТО Озерный Тверской области в качестве нуждающихся на получение служебного жилого помещения, жилого помещения по договору коммерческого и социального найма не состоят (справка администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 14 марта 2022 года № 32), к категории граждан, определенных в статьях 108 и 110 Жилищный кодекс РСФСР, частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не относятся. Горбунова О.Н. также не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья только на том основании, что она не обеспечена жилым помещением в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В связи с чем, законных оснований для проживания ответчиков на спорной жилой площади, а также для предоставления им иного жилого помещения, не имеют.

С учетом установленных обстоятельств, суд признает ответчиков прекратившими право пользования занимаемым жилым помещением, в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением Горбуновой О.Н. с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и выселяет ответчиков из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

    РџСѓРЅРєС‚ами 31 Рё 33 Правил регистрации Рё снятия граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃ регистрационного учета РїРѕ месту пребывания Рё РїРѕ месту жительства РІ пределах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 17 июля 1995 РіРѕРґР° в„– 713, установлено, что снятие гражданина СЃ регистрационного учета РїРѕ месту жительства производится органами регистрационного учета РІ случае выселения РёР· занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – РЅР° основании вступившего РІ законную силу решения СЃСѓРґР°.

    РћСЂРіР°РЅС‹ регистрационного учета РЅР° основании полученных документов снимают граждан СЃ регистрационного учета РїРѕ месту жительства РІ трехдневный СЃСЂРѕРє.

В связи с изложенным, требования истца о снятии ответчиков с регистрационного учета, заявленные к ОМВД России по Бологовскому району, удовлетворению не подлежат, так как ответчики должны быть сняты с регистрационного учета по адресу: ..., на основании принятого судом решения в силу прямого указания об этом в законе.

Указание ответчика на то, что ее семья стоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не является основанием для сохранения за ответчиками право пользования служебных жилым помещением в силу следующего.

Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела усматривается, что Горбунова О.Н. 01 июня 2020 года уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, на момент увольнения выслуга лет составила 25 лет 2 месяца; семья ответчика с 11 декабря 2017 года признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, форма обеспечения – жилищная субсидия и состав семьи – 2 человека (Горбунова О.Н. и Горбунов А.Д.), что подтверждено информационным письмом ФГАУ «Росжилкомплекс» - филиал «Западный от 14 апреля 2022 года. Таким образом, условия обеспечения жилыми помещениями по статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в данном случае имеются. Однако в соответствии с указанной нормой обязанность по обеспечению жилыми помещениями вышеуказанных лиц лежит на федеральном органе исполнительной власти, в связи с чем, требования, предъявляемые истцом к ответчикам правомерны.

    РўР°РєР¶Рµ РІ соответствии СЃ пунктом 2.1 статьи 4 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 14 июля 1992 РіРѕРґР° в„– 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» РІ случае передачи РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, РІ том числе построенных или капитально отремонтированных Р·Р° счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений Рє специализированному жилищному фонду РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим РІ трудовых отношениях СЃ организациями Рё (или) объектами.

Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования по согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

На территории ЗАТО Озерный Тверской области действует Положение «О порядке предоставления служебных жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории ЗАТО Озерный, и совместно проживающим с ними членам их семей из специализированного жилищного фонда для военнослужащих ЗАТО Озерный», утвержденное Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 21 февраля 2012 года № 4. Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области № 77 от 28 декабря 2015 года из вышеуказанного Положения исключены пункты 33 и 34, касающиеся порядка сохранения права пользования служебным жилым помещением за военнослужащим и членами его семьи, в случае его убытия к новому месту прохождения военной службы, увольнения с военной службы по основаниям, дающим право на обеспечение жилой площадью для постоянного проживания, до предоставления жилого помещения по новому месту прохождения военной службы или обеспечения жилой площадью для постоянного проживания в избранном месте постоянного жительства, а также порядка заключения договора служебного жилого помещения.

    РўРµРј самым, Положением РЅРµ предусмотрено право проживания военнослужащего Рё членов его семьи РІ служебном жилом помещении после увольнения СЃ военной службы.

Поскольку ответчик состоит на учете военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, то имеет право обратиться за выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года № 303 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем, (поднаем) жилых помещений».

Согласно подпункту «к» пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года №25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» в качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При расторжении или прекращении договора найма наниматель обязан освободить жилое помещение и сдать его в течение 3 дней наймодателю в надлежащем состоянии, оплатить стоимость не произведенного нанимателем и входящего в его обязанности текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке, что предусмотрено подпунктами 11 и 12 пункта 7 Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»

Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 утвержден Порядок сдачи жилого помещения и Порядок выдачи справки о сдаче жилого помещения.

Вместе с тем, доказательства исполнения установленных вышеуказанными нормами положений ответчиками не представлены.

С учетом изложенного, требование истца о возложении на ответчиков обязанности сдать занимаемое служебное жилое помещение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211, законно, обоснованно и также подлежит удовлетворению.

В силу части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

В ходе рассмотрения дела Горбуновой О.Н. заявлено ходатайство, поддержанное соответчиком, о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на максимально возможный срок.

Представитель истца не возражала против предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Прокурор также полагала возможным предоставление ответчикам отсрочки.

Учитывая фактические обстоятельства дела, отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что у ответчиков в пользовании имеются какие-либо другие жилые помещения, суд полагает возможным отсрочить исполнение решения суда по 31 декабря 2022 года.

Согласно статье 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с другой стороны взыскиваются все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

    РЎРѕРіР»Р°СЃРЅРѕ частью 2 статьи 333.18, подпункту 19 пункта 1 статьи 336.36 Рё пунктом 8 статьи 333.20 Частью 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации     РіРѕСЃСѓРґР°СЂСЃС‚венная пошлина уплачивается плательщиком, если РёРЅРѕРµ РЅРµ установлено настоящей главой. Р’ случае, если Р·Р° совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, РЅРµ имеющих права РЅР° льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками РІ равных долях.

    Р“осударственные органы, органы местного самоуправления, выступающие РїРѕ делам, рассматриваемым РІ судах общей юрисдикции, Р° также мировыми СЃСѓРґСЊСЏРјРё, РІ качестве истцов или ответчиков освобождаются РѕС‚ уплаты государственной пошлины.

В случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком.

В соответствии со статьёй 2 Закона Тверской области от 18 января 2005 года № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов», суд взыскивает с ответчиков государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере по 2 000 рублей 00 копеек с каждого.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Исковые требования администрации ЗАТО Озерный Тверской области к Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке, а также к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области о возложении обязанности снять ответчиков с регистрационного учета – удовлетворить частично.

Признать Горбунову О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ..., в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением с военной службы.

Выселить Горбунову О.Н., <....> Горбунова А.Д., <....>, из жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., без предоставления другого жилого помещения.

Обязать Горбунову О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ..., в порядке, установленном с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 «Об утверждении Порядка сдачи жилого помещения и Порядка выдачи справки о сдаче жилого помещения».

Настоящее решение суда является основанием для снятия Горбуновой О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, с регистрационного учета по адресу: ....

Предоставить Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. отсрочку исполнения настоящего решения - по 31 декабря 2022 года.

Взыскать с Горбуновой О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере по 2 000 (Две тысячи) рублей 00 копеек с каждого.

В иске администрации ЗАТО Озерный Тверской области к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Ю. Сизова

В окончательной форме решение изготовлено 25 апреля 2022 года.

Председательствующий Н.Ю. Сизова

1версия для печати

2-219/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бологовский межрайонный прокурор
Администрация ЗАТО Озерный Тверской области
Ответчики
Горбунов Алексей Дмитриевич
ОМВД России по Бологовскому району
Горбунова Оксана Николаевна
Другие
УМВД по Тверской области
Суд
Бологовский городской суд Тверской области
Судья
Сизова Н.Ю.
Дело на сайте суда
bologovsky.twr.sudrf.ru
21.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2022Передача материалов судье
22.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее