Дело №2-219/2022
РЈРР” 69RS0004-01-2022-000359-91
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
21 апреля 2022 года город Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Сизовой Н.Ю.,
при секретаре Балан М.С.,
с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора Корниловой Н.В.,
представителя администрации ЗАТО Озерный Тверской области – Чувашовой Н.В.,
ответчиков Горбуновой О.Н. и Горбунова А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации ЗАТО Озерный Тверской области к Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке, а также к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области о возложении обязанности снять ответчиков с регистрационного учета,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Администрация ЗАТО Озерный Тверской области обратилась в суд с иском к Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. с требованиями о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения, о возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке и снятии с регистрационного учета.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании ордера от 10 октября 2001 года №... нанимателю Горбуновой О.Н. на состав семьи – сын Горбунов А.Д. на период прохождения службы была предоставлена служебная квартира по адресу: .... Указанная квартира относится к имуществу муниципальной казны, является муниципальной собственностью и включена в число служебных. 21 ноября 2017 года с Горбуновой О.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения № 143 на период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, до 06 октября 2020 года. Новый договор не заключался.
Горбунова О.Н. уволена с военной службы 01 июня 2020 года. По настоящее время ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении, добровольно с регистрационного учета не снимаются и не сдают служебную квартиру в установленном порядке.
По состоянию на 14 марта 2022 года ответчики на учете в администрации ЗАТО Озерный на получение служебного жилого помещения, жилого помещения по договору коммерческого и социального найма не состоят.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 35, 93, 100, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец просит суд признать ответчиков Горбунову О.Н. и Горбунова А.Д. прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ..., в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением с военной службы; выселить ответчиков из вышеуказанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения; возложить на ответчиков обязанность сдать данное жилое помещение в установленном порядке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 «Об утверждении Порядка сдачи жилого помещения и Порядка выдачи справки о сдаче жилого помещения»; возложить на Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Бологовскому району обязанность снять ответчиков с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
Представитель истца - администрации ЗАТО Озерный Тверской области - Чувашова Н.В. при рассмотрении дела по существу присутствовала, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик Горбунова О.Н. в судебном заседании участвовала, исковые требования признала, просила суд предоставить рассрочку исполнения решения суда, так как ее семья в составе 2 – ух человек состоит на учете с целью получения жилищной субсидии с 2017 года.
Ответчики Горбунов А.Д., также присутствующий при рассмотрении дела, заявленные требования признал, позицию матери поддержал.
Определением судьи к участию в деле в качестве ответчика привлечен ОМВД России по Бологовскому району Тверской области, который при надлежащим извещении явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, возражения по заявленным требованиям не представил.
Третье лицо УМВД России по Тверской области, надлежащим образом уведомленное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.
Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав представителя истца, ответчиков Горбунову О.Н. и Горбунова А.Д., заключение прокурора о наличии оснований к частичному удовлетворению иска, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё материалами дела подтверждено, что жилое помещение – квартира, расположенная РїРѕ адресу: ..., распоряжением главы Р—РђРўРћ Озерный Тверской области в„– 2553 РѕС‚ 09 августа 2001 РіРѕРґР° включена РІ число служебных жилых помещений Рё постановлением Администрации Р—РђРўРћ Озерный Тверской области в„– 407 РѕС‚ 08 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2012 РіРѕРґР° – РІ число служебных жилых помещений специализированного жилищного фонд для военнослужащих Р—РђРўРћ Озерный. 10 марта 2016 РіРѕРґР° Р·Р° муниципальным образованием Р—РђРўРћ Озерный Тверской области зарегистрировано право собственности (выписка РёР· ЕГРЮЛ в„– РљРЈР’Р-002/2021-43305951 РѕС‚ 22 апреля 2021 РіРѕРґР°).
На основании ордера № 1496 от 10 октября 2001 года указанная служебная квартира предоставлена Горбуновой О.Н. на состав семьи, состоящий из сына - Горбунова А.Д.. При вселении ответчиков в спорное жилое помещение, в соответствии с действующим в то время Жилищным кодексом РСФСР, заключение договора найма служебного жилого помещения не требовалось.
21 ноября 2017 года между администрацией ЗАТО Озерный Тверской области и Горбуновой О.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения № 143 на время прохождения военной службы до 06 октября 2020 года. Новый договор найма с ответчиком не заключался.
С 06 ноября 2001 года по настоящее время ответчики зарегистрированы в жилом помещении по указанному адресу, что подтверждается лицевым счетом №..., справкой МКУ «АТС ЗАТО Озерный» № 1247 от 10 марта 2022 года и сведения УВМ УМВД России по Тверской области от 22 марта 2022 года.
Горбунова О.Н. на основании приказа командира войсковой части № 14245 01 июня 2020 года №... уволена с военной службы в отставку по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Рстцом РІ адрес ответчиков неоднократно направлялись требования РѕР± освобождении Рё сдаче занимаемого жилого помещения, которые РІ установленные СЃСЂРѕРєРё РЅРµ исполнены.
В соответствии с частями 1 и 2 статьей 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, однако вопрос о прекращении данных правоотношений возник после его введения, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьями 3 и 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Положениями статьей 209, 288, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и т.д.
Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов своей семьи.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Также статьями 92, 93, 99, 100, 101, 103 и 104 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к специализированным жилым помещениям относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления Горбуновой О.Н. спорного жилого помещения
РР· разъяснений, изложенных РІ пункте 42 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 02 июля 2009 РіРѕРґР° в„– 14 «О некоторых вопросах, возникших РІ судебной практике РїСЂРё применении Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», следует, что РїРѕ делам Рѕ выселении граждан РёР· специализированных жилых помещений (статья 103 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации) РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть выселены РёР· служебных жилых помещений Рё жилых помещений РІ общежитиях без предоставления РґСЂСѓРіРёС… жилых помещений граждане, перечисленные РІ пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РїСЂРё условии, что РѕРЅРё РЅРµ являются нанимателями жилых помещений РїРѕ договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения Рё состоят РЅР° учете РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного Закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Разъяснения, изложенные в пункте 43 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, указывают, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
РР· содержания приведенных положений статьи 13 Р’РІРѕРґРЅРѕРіРѕ закона следует, что без предоставления РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть выселены граждане, проживающие РІ служебных жилых помещениях, предоставленных РёРј РґРѕ введения РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, то есть РґРѕ 01 марта 2005 РіРѕРґР°, РїСЂРё одновременном наличии следующих условий: Р°) указанные граждане относятся Рє категориям лиц, выселение которых РёР· служебных жилых помещений Рё общежитий без предоставления РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения РґРѕ введения РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР; Р±) такой статус эти лица должны были приобрести РґРѕ 01 марта 2005 РіРѕРґР°; РІ) эти граждане должны состоять РЅР° учете нуждающихся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма, либо иметь право состоять РЅР° таком учете. РџСЂРё этом право РЅР° дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан РёР· служебного жилого помещения без предоставления РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения, должно возникнуть Сѓ лиц, названных РІ статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, Рє моменту введения РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ этом случае Рє спорным правоотношениям РјРѕР¶РЅРѕ применять положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСРи после введения РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїСЂРё наличии РґСЂСѓРіРёС… обязательных условий. Если Р¶Рµ лицо РЅРµ приобрело право РЅР° дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то РЅР° него положения данной РЅРѕСЂРјС‹ РЅРµ распространяются.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
По данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона условий, при которых ответчики не могут быть выселены из спорного жилого помещения.
Как следует из материалов дела, ответчики 10 октября 2001 года в установленном законом порядке были вселены в спорное жилое помещение, предоставленное Горбуновой О.Н. на период прохождения военной службы. 01 июня 2020 года трудовые отношения между Горбуновой О.Н. и войсковой частью 14245 прекращены, однако ответчики продолжают занимать служебную квартиру, сохраняя в ней регистрацию, а также фактически в ней проживать.
При этом судом установлено, что ответчики на учете в администрации ЗАТО Озерный Тверской области в качестве нуждающихся на получение служебного жилого помещения, жилого помещения по договору коммерческого и социального найма не состоят (справка администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 14 марта 2022 года № 32), к категории граждан, определенных в статьях 108 и 110 Жилищный кодекс РСФСР, частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не относятся. Горбунова О.Н. также не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья только на том основании, что она не обеспечена жилым помещением в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В связи с чем, законных оснований для проживания ответчиков на спорной жилой площади, а также для предоставления им иного жилого помещения, не имеют.
С учетом установленных обстоятельств, суд признает ответчиков прекратившими право пользования занимаемым жилым помещением, в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением Горбуновой О.Н. с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и выселяет ответчиков из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Пунктами 31 и 33 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, установлено, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в трехдневный срок.
В связи с изложенным, требования истца о снятии ответчиков с регистрационного учета, заявленные к ОМВД России по Бологовскому району, удовлетворению не подлежат, так как ответчики должны быть сняты с регистрационного учета по адресу: ..., на основании принятого судом решения в силу прямого указания об этом в законе.
Указание ответчика на то, что ее семья стоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не является основанием для сохранения за ответчиками право пользования служебных жилым помещением в силу следующего.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
РР· материалов дела усматривается, что Горбунова Рћ.Рќ. 01 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР° уволена СЃ военной службы РїРѕ достижении предельного возраста пребывания РЅР° военной службе, РЅР° момент увольнения выслуга лет составила 25 лет 2 месяца; семья ответчика СЃ 11 декабря 2017 РіРѕРґР° признана нуждающейся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма, форма обеспечения – жилищная СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏ Рё состав семьи – 2 человека (Горбунова Рћ.Рќ. Рё Горбунов Рђ.Р”.), что подтверждено информационным РїРёСЃСЊРјРѕРј ФГАУ «Росжилкомплекс» - филиал «Западный РѕС‚ 14 апреля 2022 РіРѕРґР°. Таким образом, условия обеспечения жилыми помещениями РїРѕ статье 15 Федерального закона РѕС‚ 27 мая 1998 РіРѕРґР° в„– 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» РІ данном случае имеются. Однако РІ соответствии СЃ указанной РЅРѕСЂРјРѕР№ обязанность РїРѕ обеспечению жилыми помещениями вышеуказанных лиц лежит РЅР° федеральном органе исполнительной власти, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, требования, предъявляемые истцом Рє ответчикам правомерны.
Также в соответствии с пунктом 2.1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» в случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами.
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования по согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.
На территории ЗАТО Озерный Тверской области действует Положение «О порядке предоставления служебных жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории ЗАТО Озерный, и совместно проживающим с ними членам их семей из специализированного жилищного фонда для военнослужащих ЗАТО Озерный», утвержденное Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 21 февраля 2012 года № 4. Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области № 77 от 28 декабря 2015 года из вышеуказанного Положения исключены пункты 33 и 34, касающиеся порядка сохранения права пользования служебным жилым помещением за военнослужащим и членами его семьи, в случае его убытия к новому месту прохождения военной службы, увольнения с военной службы по основаниям, дающим право на обеспечение жилой площадью для постоянного проживания, до предоставления жилого помещения по новому месту прохождения военной службы или обеспечения жилой площадью для постоянного проживания в избранном месте постоянного жительства, а также порядка заключения договора служебного жилого помещения.
Тем самым, Положением не предусмотрено право проживания военнослужащего и членов его семьи в служебном жилом помещении после увольнения с военной службы.
Поскольку ответчик состоит на учете военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, то имеет право обратиться за выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года № 303 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем, (поднаем) жилых помещений».
Согласно подпункту «к» пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года №25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» в качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При расторжении или прекращении договора найма наниматель обязан освободить жилое помещение и сдать его в течение 3 дней наймодателю в надлежащем состоянии, оплатить стоимость не произведенного нанимателем и входящего в его обязанности текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке, что предусмотрено подпунктами 11 и 12 пункта 7 Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»
Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 утвержден Порядок сдачи жилого помещения и Порядок выдачи справки о сдаче жилого помещения.
Вместе с тем, доказательства исполнения установленных вышеуказанными нормами положений ответчиками не представлены.
С учетом изложенного, требование истца о возложении на ответчиков обязанности сдать занимаемое служебное жилое помещение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211, законно, обоснованно и также подлежит удовлетворению.
В силу части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В ходе рассмотрения дела Горбуновой О.Н. заявлено ходатайство, поддержанное соответчиком, о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на максимально возможный срок.
Представитель истца не возражала против предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Прокурор также полагала возможным предоставление ответчикам отсрочки.
Учитывая фактические обстоятельства дела, отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что у ответчиков в пользовании имеются какие-либо другие жилые помещения, суд полагает возможным отсрочить исполнение решения суда по 31 декабря 2022 года.
Согласно статье 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с другой стороны взыскиваются все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Рздержки, понесенные СЃСѓРґРѕРј РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ рассмотрением дела, Рё государственная пошлина, РѕС‚ уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются СЃ ответчика, РЅРµ освобожденного РѕС‚ уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Р’ этом случае взысканные СЃСѓРјРјС‹ зачисляются РІ РґРѕС…РѕРґ бюджета, Р·Р° счет средств которого РѕРЅРё были возмещены, Р° государственная пошлина - РІ соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Согласно частью 2 статьи 333.18, подпункту 19 пункта 1 статьи 336.36 и пунктом 8 статьи 333.20 Частью 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
Государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком.
В соответствии со статьёй 2 Закона Тверской области от 18 января 2005 года № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов», суд взыскивает с ответчиков государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере по 2 000 рублей 00 копеек с каждого.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Рсковые требования администрации Р—РђРўРћ Озерный Тверской области Рє Горбуновой Рћ.Рќ. Рё Горбунову Рђ.Р”. Рѕ признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения Рё возложении обязанности сдать жилое помещение РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, Р° также Рє РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Бологовскому району Тверской области Рѕ возложении обязанности снять ответчиков СЃ регистрационного учета – удовлетворить частично.
Признать Горбунову О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ..., в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением с военной службы.
Выселить Горбунову О.Н., <....> Горбунова А.Д., <....>, из жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., без предоставления другого жилого помещения.
Обязать Горбунову О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ..., в порядке, установленном с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 «Об утверждении Порядка сдачи жилого помещения и Порядка выдачи справки о сдаче жилого помещения».
Настоящее решение суда является основанием для снятия Горбуновой О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, с регистрационного учета по адресу: ....
Предоставить Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. отсрочку исполнения настоящего решения - по 31 декабря 2022 года.
Взыскать с Горбуновой О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере по 2 000 (Две тысячи) рублей 00 копеек с каждого.
В иске администрации ЗАТО Озерный Тверской области к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Сизова
В окончательной форме решение изготовлено 25 апреля 2022 года.
Председательствующий Н.Ю. Сизова
Дело №2-219/2022
РЈРР” 69RS0004-01-2022-000359-91
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
21 апреля 2022 года город Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Сизовой Н.Ю.,
при секретаре Балан М.С.,
с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора Корниловой Н.В.,
представителя администрации ЗАТО Озерный Тверской области – Чувашовой Н.В.,
ответчиков Горбуновой О.Н. и Горбунова А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации ЗАТО Озерный Тверской области к Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке, а также к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области о возложении обязанности снять ответчиков с регистрационного учета,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Администрация ЗАТО Озерный Тверской области обратилась в суд с иском к Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. с требованиями о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения, о возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке и снятии с регистрационного учета.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании ордера от 10 октября 2001 года №... нанимателю Горбуновой О.Н. на состав семьи – сын Горбунов А.Д. на период прохождения службы была предоставлена служебная квартира по адресу: .... Указанная квартира относится к имуществу муниципальной казны, является муниципальной собственностью и включена в число служебных. 21 ноября 2017 года с Горбуновой О.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения № 143 на период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, до 06 октября 2020 года. Новый договор не заключался.
Горбунова О.Н. уволена с военной службы 01 июня 2020 года. По настоящее время ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении, добровольно с регистрационного учета не снимаются и не сдают служебную квартиру в установленном порядке.
По состоянию на 14 марта 2022 года ответчики на учете в администрации ЗАТО Озерный на получение служебного жилого помещения, жилого помещения по договору коммерческого и социального найма не состоят.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 35, 93, 100, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец просит суд признать ответчиков Горбунову О.Н. и Горбунова А.Д. прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ..., в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением с военной службы; выселить ответчиков из вышеуказанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения; возложить на ответчиков обязанность сдать данное жилое помещение в установленном порядке в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 «Об утверждении Порядка сдачи жилого помещения и Порядка выдачи справки о сдаче жилого помещения»; возложить на Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Бологовскому району обязанность снять ответчиков с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
Представитель истца - администрации ЗАТО Озерный Тверской области - Чувашова Н.В. при рассмотрении дела по существу присутствовала, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Ответчик Горбунова О.Н. в судебном заседании участвовала, исковые требования признала, просила суд предоставить рассрочку исполнения решения суда, так как ее семья в составе 2 – ух человек состоит на учете с целью получения жилищной субсидии с 2017 года.
Ответчики Горбунов А.Д., также присутствующий при рассмотрении дела, заявленные требования признал, позицию матери поддержал.
Определением судьи к участию в деле в качестве ответчика привлечен ОМВД России по Бологовскому району Тверской области, который при надлежащим извещении явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, возражения по заявленным требованиям не представил.
Третье лицо УМВД России по Тверской области, надлежащим образом уведомленное о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в их отсутствие.
Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав представителя истца, ответчиков Горбунову О.Н. и Горбунова А.Д., заключение прокурора о наличии оснований к частичному удовлетворению иска, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
РЎСѓРґРѕРј установлено Рё материалами дела подтверждено, что жилое помещение – квартира, расположенная РїРѕ адресу: ..., распоряжением главы Р—РђРўРћ Озерный Тверской области в„– 2553 РѕС‚ 09 августа 2001 РіРѕРґР° включена РІ число служебных жилых помещений Рё постановлением Администрации Р—РђРўРћ Озерный Тверской области в„– 407 РѕС‚ 08 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2012 РіРѕРґР° – РІ число служебных жилых помещений специализированного жилищного фонд для военнослужащих Р—РђРўРћ Озерный. 10 марта 2016 РіРѕРґР° Р·Р° муниципальным образованием Р—РђРўРћ Озерный Тверской области зарегистрировано право собственности (выписка РёР· ЕГРЮЛ в„– РљРЈР’Р-002/2021-43305951 РѕС‚ 22 апреля 2021 РіРѕРґР°).
На основании ордера № 1496 от 10 октября 2001 года указанная служебная квартира предоставлена Горбуновой О.Н. на состав семьи, состоящий из сына - Горбунова А.Д.. При вселении ответчиков в спорное жилое помещение, в соответствии с действующим в то время Жилищным кодексом РСФСР, заключение договора найма служебного жилого помещения не требовалось.
21 ноября 2017 года между администрацией ЗАТО Озерный Тверской области и Горбуновой О.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения № 143 на время прохождения военной службы до 06 октября 2020 года. Новый договор найма с ответчиком не заключался.
С 06 ноября 2001 года по настоящее время ответчики зарегистрированы в жилом помещении по указанному адресу, что подтверждается лицевым счетом №..., справкой МКУ «АТС ЗАТО Озерный» № 1247 от 10 марта 2022 года и сведения УВМ УМВД России по Тверской области от 22 марта 2022 года.
Горбунова О.Н. на основании приказа командира войсковой части № 14245 01 июня 2020 года №... уволена с военной службы в отставку по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Рстцом РІ адрес ответчиков неоднократно направлялись требования РѕР± освобождении Рё сдаче занимаемого жилого помещения, которые РІ установленные СЃСЂРѕРєРё РЅРµ исполнены.
В соответствии с частями 1 и 2 статьей 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, однако вопрос о прекращении данных правоотношений возник после его введения, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьями 3 и 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
Положениями статьей 209, 288, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и т.д.
Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов своей семьи.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Также статьями 92, 93, 99, 100, 101, 103 и 104 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к специализированным жилым помещениям относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.
В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления Горбуновой О.Н. спорного жилого помещения
РР· разъяснений, изложенных РІ пункте 42 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 02 июля 2009 РіРѕРґР° в„– 14 «О некоторых вопросах, возникших РІ судебной практике РїСЂРё применении Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», следует, что РїРѕ делам Рѕ выселении граждан РёР· специализированных жилых помещений (статья 103 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации) РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть выселены РёР· служебных жилых помещений Рё жилых помещений РІ общежитиях без предоставления РґСЂСѓРіРёС… жилых помещений граждане, перечисленные РІ пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РїСЂРё условии, что РѕРЅРё РЅРµ являются нанимателями жилых помещений РїРѕ договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения Рё состоят РЅР° учете РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного Закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Разъяснения, изложенные в пункте 43 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, указывают, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
РР· содержания приведенных положений статьи 13 Р’РІРѕРґРЅРѕРіРѕ закона следует, что без предоставления РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть выселены граждане, проживающие РІ служебных жилых помещениях, предоставленных РёРј РґРѕ введения РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, то есть РґРѕ 01 марта 2005 РіРѕРґР°, РїСЂРё одновременном наличии следующих условий: Р°) указанные граждане относятся Рє категориям лиц, выселение которых РёР· служебных жилых помещений Рё общежитий без предоставления РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения РґРѕ введения РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР; Р±) такой статус эти лица должны были приобрести РґРѕ 01 марта 2005 РіРѕРґР°; РІ) эти граждане должны состоять РЅР° учете нуждающихся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ договорам социального найма, либо иметь право состоять РЅР° таком учете. РџСЂРё этом право РЅР° дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан РёР· служебного жилого помещения без предоставления РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения, должно возникнуть Сѓ лиц, названных РІ статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, Рє моменту введения РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ этом случае Рє спорным правоотношениям РјРѕР¶РЅРѕ применять положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСРи после введения РІ действие Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїСЂРё наличии РґСЂСѓРіРёС… обязательных условий. Если Р¶Рµ лицо РЅРµ приобрело право РЅР° дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то РЅР° него положения данной РЅРѕСЂРјС‹ РЅРµ распространяются.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
По данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств является выяснение наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона условий, при которых ответчики не могут быть выселены из спорного жилого помещения.
Как следует из материалов дела, ответчики 10 октября 2001 года в установленном законом порядке были вселены в спорное жилое помещение, предоставленное Горбуновой О.Н. на период прохождения военной службы. 01 июня 2020 года трудовые отношения между Горбуновой О.Н. и войсковой частью 14245 прекращены, однако ответчики продолжают занимать служебную квартиру, сохраняя в ней регистрацию, а также фактически в ней проживать.
При этом судом установлено, что ответчики на учете в администрации ЗАТО Озерный Тверской области в качестве нуждающихся на получение служебного жилого помещения, жилого помещения по договору коммерческого и социального найма не состоят (справка администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 14 марта 2022 года № 32), к категории граждан, определенных в статьях 108 и 110 Жилищный кодекс РСФСР, частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не относятся. Горбунова О.Н. также не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья только на том основании, что она не обеспечена жилым помещением в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В связи с чем, законных оснований для проживания ответчиков на спорной жилой площади, а также для предоставления им иного жилого помещения, не имеют.
С учетом установленных обстоятельств, суд признает ответчиков прекратившими право пользования занимаемым жилым помещением, в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением Горбуновой О.Н. с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и выселяет ответчиков из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Пунктами 31 и 33 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, установлено, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Органы регистрационного учета на основании полученных документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства в трехдневный срок.
В связи с изложенным, требования истца о снятии ответчиков с регистрационного учета, заявленные к ОМВД России по Бологовскому району, удовлетворению не подлежат, так как ответчики должны быть сняты с регистрационного учета по адресу: ..., на основании принятого судом решения в силу прямого указания об этом в законе.
Указание ответчика на то, что ее семья стоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не является основанием для сохранения за ответчиками право пользования служебных жилым помещением в силу следующего.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
РР· материалов дела усматривается, что Горбунова Рћ.Рќ. 01 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР° уволена СЃ военной службы РїРѕ достижении предельного возраста пребывания РЅР° военной службе, РЅР° момент увольнения выслуга лет составила 25 лет 2 месяца; семья ответчика СЃ 11 декабря 2017 РіРѕРґР° признана нуждающейся РІ жилых помещениях, предоставляемых РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма, форма обеспечения – жилищная СЃСѓР±СЃРёРґРёСЏ Рё состав семьи – 2 человека (Горбунова Рћ.Рќ. Рё Горбунов Рђ.Р”.), что подтверждено информационным РїРёСЃСЊРјРѕРј ФГАУ «Росжилкомплекс» - филиал «Западный РѕС‚ 14 апреля 2022 РіРѕРґР°. Таким образом, условия обеспечения жилыми помещениями РїРѕ статье 15 Федерального закона РѕС‚ 27 мая 1998 РіРѕРґР° в„– 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» РІ данном случае имеются. Однако РІ соответствии СЃ указанной РЅРѕСЂРјРѕР№ обязанность РїРѕ обеспечению жилыми помещениями вышеуказанных лиц лежит РЅР° федеральном органе исполнительной власти, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, требования, предъявляемые истцом Рє ответчикам правомерны.
Также в соответствии с пунктом 2.1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» в случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами.
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования по согласованию соответственно с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.
На территории ЗАТО Озерный Тверской области действует Положение «О порядке предоставления служебных жилых помещений военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территории ЗАТО Озерный, и совместно проживающим с ними членам их семей из специализированного жилищного фонда для военнослужащих ЗАТО Озерный», утвержденное Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области от 21 февраля 2012 года № 4. Решением Думы ЗАТО Озерный Тверской области № 77 от 28 декабря 2015 года из вышеуказанного Положения исключены пункты 33 и 34, касающиеся порядка сохранения права пользования служебным жилым помещением за военнослужащим и членами его семьи, в случае его убытия к новому месту прохождения военной службы, увольнения с военной службы по основаниям, дающим право на обеспечение жилой площадью для постоянного проживания, до предоставления жилого помещения по новому месту прохождения военной службы или обеспечения жилой площадью для постоянного проживания в избранном месте постоянного жительства, а также порядка заключения договора служебного жилого помещения.
Тем самым, Положением не предусмотрено право проживания военнослужащего и членов его семьи в служебном жилом помещении после увольнения с военной службы.
Поскольку ответчик состоит на учете военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, то имеет право обратиться за выплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года № 303 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем, (поднаем) жилых помещений».
Согласно подпункту «к» пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года №25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» в качестве пользователя специализированным жилым помещением наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При расторжении или прекращении договора найма наниматель обязан освободить жилое помещение и сдать его в течение 3 дней наймодателю в надлежащем состоянии, оплатить стоимость не произведенного нанимателем и входящего в его обязанности текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В случае отказа освободить жилое помещение наниматель и члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке, что предусмотрено подпунктами 11 и 12 пункта 7 Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»
Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 утвержден Порядок сдачи жилого помещения и Порядок выдачи справки о сдаче жилого помещения.
Вместе с тем, доказательства исполнения установленных вышеуказанными нормами положений ответчиками не представлены.
С учетом изложенного, требование истца о возложении на ответчиков обязанности сдать занимаемое служебное жилое помещение в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211, законно, обоснованно и также подлежит удовлетворению.
В силу части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В ходе рассмотрения дела Горбуновой О.Н. заявлено ходатайство, поддержанное соответчиком, о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на максимально возможный срок.
Представитель истца не возражала против предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Прокурор также полагала возможным предоставление ответчикам отсрочки.
Учитывая фактические обстоятельства дела, отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что у ответчиков в пользовании имеются какие-либо другие жилые помещения, суд полагает возможным отсрочить исполнение решения суда по 31 декабря 2022 года.
Согласно статье 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с другой стороны взыскиваются все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Рздержки, понесенные СЃСѓРґРѕРј РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ рассмотрением дела, Рё государственная пошлина, РѕС‚ уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются СЃ ответчика, РЅРµ освобожденного РѕС‚ уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Р’ этом случае взысканные СЃСѓРјРјС‹ зачисляются РІ РґРѕС…РѕРґ бюджета, Р·Р° счет средств которого РѕРЅРё были возмещены, Р° государственная пошлина - РІ соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Согласно частью 2 статьи 333.18, подпункту 19 пункта 1 статьи 336.36 и пунктом 8 статьи 333.20 Частью 2 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой. В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
Государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком.
В соответствии со статьёй 2 Закона Тверской области от 18 января 2005 года № 4-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований Тверской области и наделении их статусом городских округов, муниципальных районов», суд взыскивает с ответчиков государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере по 2 000 рублей 00 копеек с каждого.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Рсковые требования администрации Р—РђРўРћ Озерный Тверской области Рє Горбуновой Рћ.Рќ. Рё Горбунову Рђ.Р”. Рѕ признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления РґСЂСѓРіРѕРіРѕ жилого помещения Рё возложении обязанности сдать жилое помещение РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, Р° также Рє РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Бологовскому району Тверской области Рѕ возложении обязанности снять ответчиков СЃ регистрационного учета – удовлетворить частично.
Признать Горбунову О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: ..., в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением с военной службы.
Выселить Горбунову О.Н., <....> Горбунова А.Д., <....>, из жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ..., без предоставления другого жилого помещения.
Обязать Горбунову О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ..., в порядке, установленном с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 «Об утверждении Порядка сдачи жилого помещения и Порядка выдачи справки о сдаче жилого помещения».
Настоящее решение суда является основанием для снятия Горбуновой О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, с регистрационного учета по адресу: ....
Предоставить Горбуновой О.Н. и Горбунову А.Д. отсрочку исполнения настоящего решения - по 31 декабря 2022 года.
Взыскать с Горбуновой О.Н., <....>, Горбунова А.Д., <....>, государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере по 2 000 (Две тысячи) рублей 00 копеек с каждого.
В иске администрации ЗАТО Озерный Тверской области к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Сизова
В окончательной форме решение изготовлено 25 апреля 2022 года.
Председательствующий Н.Ю. Сизова