Дело №2-234, 2021 г.
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации.
15 ноября 2021 года пос.Вожега
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Спицова Н.В.,
с участием заместителя прокурора Вожегодского района Вологодской области Коненковой С.В.,
при секретаре Демченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Вожегодского района Вологодской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Бекетовское Вожегодского муниципального района Вологодской области о понуждении к совершению действий,
установил:
заместитель прокурора Вожегодского района, обратившись в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц, просит обязать администрацию сельского поселения Бекетовское Вожегодского муниципального района устранить нарушения закона в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации деятельности по накоплению твёрдых коммунальных отходов путем оборудования мест установки контейнеров для сбора твёрдых коммунальных отходов по адресам: Ануфриевская (1 контейнер) - в 30 м. на запад от жилого дома №3; Горка (1 контейнер) - в 30 м. на северо-запад от жилого дома №2; Ручьевская (1 контейнер) – в 30 м. на запад от жилого дома №8; Назаровская (2 контейнера) – в 30 м.на восток от жилого дома №2 и в 30 м. на север от жилого дома №9; Сурковская (2 контейнера) – в 30 м. на запад от дома №8; Барановская (2 контейнера) – в 30 м. на запад от жилого дома №2 и в 30 м. на запад от жилого дома №7; Козлово (2 контейнера) – в 25 м. на юг от жилого дома №18; Иваньково (1 контейнер) – в 30 м. на север от жилого дома №6, контейнерными площадками с бетонным или асфальтовым покрытием и ограждением по периметру в срок до 01 июля 2022 года.
В обоснование иска прокурором Вожегодского района указано, что в силу ч.2 ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ) содержание территорий городских промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст.22 Закона №52-ФЗ отходы производства, потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений п.1 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Из совокупности положений Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (далее – Закон №131-ФЗ), Закона №89-ФЗ и Закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года №3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» (далее – Закон №3474-ОЗ) следует, что полномочия, предусмотренные ст.8 Закона №89-ФЗ относятся к вопросам местного значения органов местного самоуправления сельских поселений.
Согласно п.3 Порядка создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 (далее – Правила), места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Решением Совета сельского поселения Бекетовское Вожегодского муниципального от 29 апреля 2019 года №7 органом, уполномоченным на осуществление полномочий в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, определена администрация сельского поселения Бекетовское.
Постановлением этой Администрации от 06 мая 2019 года №21 утверждена схема размещения твёрдых коммунальных отходов и реестр мест накопления твёрдых коммунальных отходов, однако места накопления твёрдых коммунальных отходов (согласно представленной схеме и реестру) не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов, в частности, имеющиеся места (площадки) для накопления твёрдых коммунальных отходов надлежащим образом не оборудованы.
В судебном заседании заместитель прокурора Вожегодского района Коненкова С.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации сельского поселения Бекетовское Вожегодского муниципального района в суд не явился, глава этого поселения Гурина Н.С. представила письменный отзыв от 27 октября 2021 года, в котором исковые требования признала и просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации сельского поселения Бекетовское.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации сельского поселения Бекетовское Вожегодского муниципального района.
Заслушав заместителя прокурора Вожегодского района Коненкову С.В. и исследовав материалы дела, суд находит признание иска ответчиком подлежащим принятию как не противоречащее закону и не нарушающее права и законные интересы третьих лиц.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Кроме того, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.8 Закона №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (ч.2 ст.21 Закона №52-ФЗ).
Согласно ст.22 Закона №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п.23 ч.1 настоящей статьи).
Из положений п.1 ст.8 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО) относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно ч.3 ст.8 Закона №89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные п.1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также межселенной территории.
В силу ст.1 Закона №3474-ОЗ за сельскими поселениями области закреплены вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктами 15, 18, 22, 37, 39 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ.
Из совокупности указанных правовых норм следует, что полномочия в сфере сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО относятся к вопросам местного значения органов местного самоуправления сельского поселения.
В соответствии со ст.13.4 Закона №89-ФЗ накопление ТКО допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно п.3 Порядка места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Из положений п.3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений» следует, что на территориях сельских поселений должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твёрдое покрытие (асфальтовое или бетонное) с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с решением Совета сельского поселения Бекетовское от 24 апреля 2019 года №7 органом, уполномоченным на осуществление полномочий в области обращения с ТКО, определена администрация сельского поселения Бекетовское.
Однако, как установлено в ходе проведённой прокуратурой Вожегодского района проверки, указанные полномочия данной Администрацией должным образом не исполняются, а именно: установленные согласно схеме размещения ТКО и реестра мест накопления ТКО контейнеры для сбора ТКО в населённых пунктах Ануфриевская (1 контейнер в 30 м. на запад от жилого дома №3), Горка (1 контейнер в 30 м. на северо-запад от жилого дома №2), Ручьевская (1 контейнер в 30 м. на запад от жилого дома №8), Назаровская (2 контейнера, в 30 м. на восток от жилого дома №2 и в 30 м. на север от жилого дома №9) Сурковская ( 2 контейнера в 30 м. на запад от жилого дома №8), Барановская (2 контейнера, в 30 м. на запад от жилого дома №2 и в 30 м. на запад от жилого дома №7), Козлово (2 контейнера в 25 м. на юг от жилого дома №18), Иваньково (1 контейнер в 30 м. на север от жилого дома №6) не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО, в частности, указанные места (площадки) для накопления ТКО надлежащим образом не оборудованы: отсутствует бетонное или асфальтовое покрытие под контейнерами, а также ограждение площадок.
Указанные нарушения затрудняют услуги по обращению с ТКО на территории поселения и приводят к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию сельского поселения Бекетовское Вожегодского муниципального района Вологодской области в срок до 01 июля 2022 года устранить нарушения закона в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации деятельности по накоплению твёрдых коммунальных отходов путем оборудования мест установки контейнеров для сбора твёрдых коммунальных отходов по адресам: Ануфриевская (1 контейнер в 30 м. на запад от жилого дома №3); Горка (1 контейнер в 30 м. на северо-запад от жилого дома №2); Ручьевская (1 контейнер в 30 м. на запад от жилого дома №8); Назаровская (2 контейнера, в 30 м. на восток от жилого дома №2 и в 30 м. на север от жилого дома №9); Сурковская (2 контейнера в 30 м. на запад от дома №8); Барановская (2 контейнера, в 30 м.на запад от жилого дома №2 и в 30 м. на запад от жилого дома №7); Козлово (2 контейнера в 25 м. на юг от жилого дома №18); Иваньково (1 контейнер в 30 м. на север от жилого дома №6), контейнерными площадками с бетонным или асфальтовым покрытием и ограждением по периметру.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Вожегодский районный суд Вологодской области.
Председательствующий судья, Спицов Н.В.