Судья Островская Т.В. дело № 33-915/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 января 2020 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Мельник Н.И.
судей Криволапова Ю.Л., Голубовой А.Ю.
при секретаре Стяжкиной С.Д.
с участием прокурора Черновой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1330/2019 по иску Федерального государственного казенного учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы по Ростовской области» к Шевцову Олегу Анатольевичу, Шевцовой Эрике Геннадьевне, Шевцовой Марии Олеговне, третье лицо: Территориальное управление Росимущества в Ростовской области о выселении из служебного помещения, по апелляционной жалобе Шевцова Олега Анатольевича на решение Аксайского районного суда Ростовской области от 26 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мельник Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указал следующее.
В соответствии с Приказом МЧС России от 24.12,2015 года № 686 «О реорганизации некоторых подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» за ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Ростовской области» закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество жилые помещения 44 ПСЧ (пожарно-спасательной части), по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 2223,4 кв.м., на основании которого в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана запись регистрации от 20.12.2016 года и зарегистрировано право оперативного управления. Указанное жилое помещение было предоставлено ответчику и членам его семьи в качестве служебного в январе 2000г. Приказом №16л/с от 19.02.2007г. ответчик был уволен со службы по п. «З» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья).
С 2016 года истец постоянно требует от ответчиков добровольно выселиться из принадлежащего истцу служебного жилого помещения, поскольку трудовыми отношениями с ФГКУ «5 отряд ФПС по Ростовской области», ответчики не связаны, проживают в служебном жилом помещении без договора найма. Истец просил выселить Шевцова Олега Анатольевича и членов его семьи: Шевцову Эрику Геннадьевну и Шевцову Марию Олеговну
из служебного жилого помещения, общей площадью 52,1 кв.м., находящегося в оперативном управлении ФГКУ «5 отряд ФПС по Ростовской области» по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
Суд постановил решение, которым исковые требования Федерального государственного казённого учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы по Ростовской области» - удовлетворил.
Выселил Шевцова Олега Анатольевича, Шевцову Эрику Геннадьевну, Шевцову Марию Олеговну из служебного жилого помещения, общей площадью 52,1 кв.м, по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
В апелляционной жалобе Шевцов О. А. просит отменить решение суда, разрешить вопрос по существу, отказав истцу в иске полностью. По мнению апеллянта, суд, по существу, основывал свое решение на статье 103 ЖК РФ, 108 Жилищного кодекса РСФС, тогда как служебная квартира была предоставлена ответчику Шевцову О.А. на семью в составе 4-х человек на основании выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии 44-ПЧ от 15.01.2000г на служебную квартиру, о предоставлении служебного помещения при 44-ПЧ с которыми он состоял в трудовых отношениях. Таким образом, Шевцов О.А. проживает в спорной квартире с 15.01.2000 года с членами своей семьи, согласно действующего на момент предоставления служебного жилого помещения жилищного законодательства (ст. ст. 101-105ЖК РСФСР). Указывает также на то, что Шевцову на праве собственности принадлежала 1/4 доля жилого помещения, которая была им отчуждена в 2011г.
Суд при рассмотрении данного дела на основании установленных им обстоятельств не учел, что в силу статей 50 ЖК, ст. 7. Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения - на одного человека.
Вместе с тем, при отчуждении указанного имущества площадью 49,5 кв.м. за полученный доход 1/4 доли жилого помещения, приобрести жилое помещение ответчику не представилось возможным.
Ответчик проживает в спорном жилом помещении по настоящее время, в собственности не имеет движимого и недвижимого имущества, для Шевцова О.А. служебная квартира является единственным жильем.
Согласно статье 13 Федерального закона «О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации» он относится к категории лиц, которые не могут быль выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, поскольку на момент введения в действие ЖК РФ имел стаж более 10 лет и имеет право состоять на жилищном учете.
Согласно п.28 Постановления Правительства РФ от 17.12.2002 года № 897 «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации», без предоставления другого жилого помещения, настоящего типового положения, не могут быть выселены: сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Согласно ст. 64 п. 5 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (утв. Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1) сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами «б», «в», «е» - «з» части первой статьи 58 настоящего Положения и, имеющим выслугу 20 лет и более ( в календарном исчислении), сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений.
Он также имеет право на льготы, установленные Федеральным законом от 30.12.2012г № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Податель жалобы считает, что он и члены его семьи до 01.03.2005 г. приобрели право на проживание и пользование предоставленным служебным помещением не только на период трудовых Отношений с ФГКУ № 5 отряд федеральной противопожарной службы по Ростовской области, но и после прекращения таковых, поскольку срок службы в данной организации составляет более 20 лет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав Шевцова О.А., его представителя – Александрину О.В, представителя ликвидационной комиссии ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Ростовской области» - Бачкала В.В., заключение прокурора, полагавшего жалобу удовлетворить, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Шевцов О.А., а также Шевцова Э.Г. и Шевцова М.О. не относятся к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений.
Суд пришел к выводу о том, что на ответчиков распространяются гарантии, установленные статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", однако посчитал, что ответчики должны представить доказательства тому, что они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеют право состоять на данном учете (часть 2 ст. 52 ЖК РФ).
Сам по себе факт необеспеченности ответчиков жилым помещением, занимаемым по договору социального найма или на праве собственности, не является, по мнению суда, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ безусловным основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилом помещении, так как в материалах дела отсутствуют сведения о том, что ответчики признаны малоимущими и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или имеют такое право.
Также судом принято внимание то обстоятельство, что Шевцову О.А. принадлежала 1/4 доля жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. В 2011 году Шевцов О.А. произвел отчуждение указанного имущества.
Также суд не согласился с доводами стороны ответчика о пропуске срока давности, сославшись на разъяснения, изложенные в пункте 13 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).
Однако с выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) на основании норм материального права, подлежащих применению.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям применяются положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Согласно пункту 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению из общежития без предоставления другого жилого помещения лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Статьей 2 ФЗ от 20.07.2004 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР" в ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР внесены изменения, в частности п. 8 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР дополнен словами "(кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих")".
Статьей 3 ФЗ от 20.07.2004 г. N 71-ФЗ, предусмотрено, что для лиц, указанных в пунктах 6 и 8 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона не могли быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), без предоставления другого жилого помещения, такой порядок выселения из служебного жилого помещения, занимаемого ими на день вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется.
Между тем Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ статьи 2 - 3. ФЗ от 20.07.2004 г. N 71-ФЗ, утратили силу.
При таких обстоятельствах порядок выселения из служебного жилого помещения, предусмотренный пунктом 6 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР до внесенных указанным Федеральным законом изменений, сохраняется.
К таким гражданам п. 6 ч. 1 ст. 108 ЖК РСФСР относил лиц, проработавших на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Таким образом, по данному делу юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством является наличие совокупности предусмотренных статьей 13 Вводного закона условий, при которых Шевцов О.А. и члены его семьи не могут быть выселены из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судом установлено, что объект недвижимости пожарное депо, назначение иное, общей площадью 2223,4 кв.м, Литер А, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и передано в оперативное управление ФГКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы по Ростовской области», что подтверждается представленной выпиской из ЕГРН.
Сотруднику 44-ПЧ Шевцову О.А. на семью из четырех человек было предоставлено служебное помещения на основании протокола заседания жилищно-бытовой комиссии 44-ПЧ от 15.01.2000 года (л.д.52).
19.02.2007 года подполковник внутренней службы Шевцов О.А. был уволен из федеральной противопожарной службы по «3» ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе).
Также судом установлено, что в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН зарегистрированы Шевцов О.А., Шевцова Э.Г. и Шевцова М.О.
На момент вступления в законную силу Жилищного кодекса РФ ( 1 марта 2005) ответчик имел выслугу более 20-ти лет, уволен со службы по болезни, имея выслугу к моменту увольнения в 2007г. - 23 года 4 месяца.
Шевцов О.А. состоял в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы. Сведений о том, что при предоставлении спорной служебной квартиры ответчик был снят с указанного учета, истцом не представлено.
Выводы суда о том, что ответчик и члены его семьи не признаны малоимущими, а поэтому не вправе состоять на жилищном учете признаются судебной коллегией несостоятельными.
Истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с ПРАВИЛАМИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА СОТРУДНИКАМ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.08.2017 N 944)
специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.
Предоставление специализированного жилого помещения не является основанием для снятия сотрудника с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, либо имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (п.3,4).
Сведений о снятии ответчика с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, истцом не представлено.
С вступлением с 1 марта 2005 г. в силу ЖК РФ правом на предоставление жилья по договору социального найма обладают лишь лица, перечисленные в статье 49 указанного Кодекса.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1549-О-П, положения части 2 статьи 6 в ее конституционно-правовом истолковании не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Указанная норма закреплена и в пункте 14 Приказа МЧС России от 12 января 2012 г. N 5 (ред. от 16 мая 2016 г.) "Об утверждении Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений", согласно которому сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
В связи с чем выводы суда о том. что ответчик не имеет права состоять на учете, так как не признан малоимущим, нельзя признать законными и обоснованными, поскольку ответчик был поставлен на учет до введения в действие ЖК РФ.
Сам факт того, что истец являлся собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН порядке наследования, которая была им отчуждена еще в 2011г. правового значения не имеет, поскольку сведений о том, что он был снят с жилищного учета по этим основаниям в материалах дела также не имеется.
Поскольку ответчики имеют право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, доказательств тому, что ответчик Шевцов О.А. был снят с учета, не представлено, то у суда не было законных оснований для их выселения по заявленным основаниям.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Аксайского районного суда Ростовской области от 26 сентября 2019 года отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования Федерального государственного казенного учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы по Ростовской области» к Шевцову Олегу Анатольевичу, Шевцовой Эрике Геннадьевне, Шевцовой Марии Олеговне о выселении оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение составлено 30 января 2020г.