Дело № 2-128/2022
39RS0002-01-2021-002261-04
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Багратионовск 14 февраля 2022 года
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Сосновой А.М. при секретаре Безруковой В.Д. с участием прокурора Власенковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Калининграда, предъявленному в защиту интересов Российской Федерации, к Цатряну С.Г. о взыскании денежных средств, незаконно полученных в качестве материального обеспечения инвалида,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Калининграда в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к Цатряну С.Г. о взыскании в доход федерального бюджета в лице Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области денежных средств, незаконно полученных в качестве материального обеспечения инвалида, в размере 1072484,94 руб.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что 17 февраля 2015 года Цатряну С.Г. была установлена 2 группа инвалидности на срок по 1 марта 2016 года, 28 января 2016 года ему была установлена 2 группа инвалидности бессрочно. Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Калининграда от 14 октября 2021 года установление Цатряну С.Г. инвалидности признано незаконным, в связи с чем с 1 ноября 2021 года ему прекращена выплата пенсии по инвалидности и иных связанных с инвалидностью социальных выплат. За период с 17 февраля 2015 года по 31 октября 2021 года в связи с наличием у Цатряна С.Г. инвалидности ему в качестве социального обеспечения было выплачено 1072484,94 руб. Ссылаясь на отсутствие правовых оснований для получения Цатряном С.Г. данных выплат и причинение данными выплатами ущерба федеральному бюджету, прокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился с настоящим иском в суд.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал и дал объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.
От извещенного судом в соответствии с ч. 2 ст. 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) о возникшем процессе для участия в нем в качестве истца Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в котором указано также на поддержание исковых требований.
Ответчик Цатрян С.Г. в судебное заседание не явился, извещался по адресу регистрации, однако от получения судебной корреспонденции уклонился.
Суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, против чего истцы не возражали.
Выслушав объяснения прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 17 февраля 2015 года Цатряну С.Г. была установлена2 группа инвалидности на срок по 1 марта 2016 года, 28 января 2016 года ему была установлена 2 группа инвалидности бессрочно.
В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» нетрудоспособные граждане имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, одним из видов которой, согласно подп. 3 п. 1 ст. 5 данного Федерального закона, является пенсия по инвалидности.
Статьей 27 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно сведениям пенсионного органа, в период с 17 февраля 2015 года по 31 октября 2021 года в связи с наличием у Цатряна С.Г. инвалидности ему в качестве материального обеспечения инвалида было выплачено 1072484,94 руб., в том числе страховая пенсия по инвалидности в размере 859545,68 руб., ежемесячная денежная выплата инвалидам в размере 197939,26 руб. и единовременные денежные выплаты гражданам, получающим пенсию, и по Указу Президента РФ № 486 от 24 августа 2021года в размере 5000,00 руб. и 10000,00 руб.
Вступившим в законную силу решением Центрального районного судаг. Калининграда от 8 сентября 2021 года установление Цатряну С.Г. инвалидности признано незаконным, также признаны незаконными и акты медико-социальной экспертизы гражданина, на основании которых ему была установлена 2 группа инвалидности, со ссылкой на отсутствие заявлений Цатряна С.Г. в Бюро МСЭ № 3 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области» Минтруда России о проведении медико-социальной экспертизы, медицинских документов к направлениям на медико-социальную экспертизу от 1 февраля 2015 года и от 11 января 2016 года, выданным ГБУЗ Калининградской области «Городская больница №3», подписи и печати председателя врачебной комиссии в направлении от 11 января 2016 года, и то обстоятельство, что за медицинской помощью по поводу указанных в направлениях заболеваний в учреждения здравоохранения Цатрян С.Г. не обращался с 2012 года, как и не получал в ГБУЗ Калининградской области «Городская больница № 3» направления на медико-социальную экспертизу.
В этой связи с 1 ноября 2021 года Цатряну С.Г. прекращена выплата пенсии по инвалидности и иных связанных с инвалидностью социальных выплат.
Инвалидность была установлена Цатряну С.Г. незаконно, поэтому суд приходит к выводу о необоснованности произведенных ему в период с 17 февраля 2015 года по 31 октября 2021 года выплат в качестве материального обеспечения инвалида в размере 1072484,94 руб.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для выплаты Цатряну С.Г. денежных средств в качестве материального обеспечения инвалида не имелось.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГПК РФ (пункт 1); правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Цатрян С.Г. получил неосновательное обогащение в виде указанной денежной суммы в размере 1072484,94 руб., поскольку приобрел данные денежные средства без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Оснований, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ, для отказа в возврате указанных выше денежных средств не установлено.
В частности, в соответствии с данной нормой закона не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из исследованных судом доказательств следует, что установление Цатряну С.Г. инвалидности основано на недобросовестности с его стороны.
Так, вышеуказанным решением суда от 8 сентября 2021 года установлено, что к представленным Цатряном С.Г. направлениям на медико-социальную экспертизу соответственно от 1 февраля 2015 года и 11 января 2016 года, выданных от имени ГБУЗ Калининградской области «Городская больница № 3», какие-либо медицинские документы не прикладывались, кроме того, с 2012 года по день принятия решения за медицинской помощью в учреждения здравоохранения, и в частности, в ГБУЗ Калининградской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» по поводу указанных в направлениях заболеваний он не обращался, ГБУЗ Калининградской области «Городская больница № 3» направления на медико-социальную экспертизу Цатряну С.Г. не выдавались, в представленном в Бюро МСЭ направлении на медико-социальную экспертизу от 11 января 2016 года отсутствовали подпись председателя врачебной комиссии, его ФИО и печать.
Несмотря на то обстоятельство, что Цатряну С.Г. не могло не быть известно о несоответствии действительности сведений, содержащихся в представленных им документах для проведения медико-социальной экспертизы, он представил данные документы учреждению медико-социальной экспертизы и не поставил в известность сотрудников данного учреждения о несоответствии действительности сведений в представленных им документах, сокрыв от них данных факт.
Оценивая поведение Цатряна С.Г. при его обращении в Бюро МСЭ, с учетом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что, представляя учреждению медико-социальной экспертизы заведомо для него недостоверные медицинские сведения, он действовал недобросовестно с целью создания условий для установления инвалидности и получения в дальнейшем выгоды в виде материального обеспечения инвалида.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении № 10-П от 26 февраля 2018 года указал, что положения п.п. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 1102 и 1109 ГК РФ не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, в случае если представленная им для получения названных выплат справка об установлении инвалидности, составленная по результатам медико-социальной экспертизы, признана недействительной вследствие наличия лишь формальных (процедурных) нарушений, допущенных при ее проведении, притом что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности освидетельствуемого гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны.
Вместе с тем, учитывая вышеприведенные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии каких-либо медицинских документов о прохождении Цатряном С.Г. лечения по тем заболеваниям, на основании которых ему была установлена инвалидность, включая отсутствие сведений о нахождении его на стационарном лечении, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений вышеназванного постановления Конституционного Суд Российской Федерации, поскольку отсутствуют условия, указанные в нем в качестве обязательных, которые не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии и ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии (часть 1); в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что виновные противоправные действия Цатряна С.Г. повлекли установление ему инвалидности на основании представленных им документов и, как следствие, назначение и выплату ему в вышеуказанный период времени денежных средств в качестве материального обеспечения инвалида, которые подлежат возврату им, поскольку они были получены им в качестве неосновательного обогащения.
Добровольно данную денежную сумму Цатрян С.Г. не возмещает.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета, поэтому возмещение необоснованно выплаченных Цатряну С.Г. денежных средств в качестве материального обеспечения инвалида должно быть произведено в доход федерального бюджета в лице Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области.
В связи с изложенным с Цатряна С.Г. в доход федерального бюджета в лице Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области подлежат взысканию в порядке возврата неосновательного обогащения денежные средства в сумме 1072484,94 руб.
Таким образом, суд находит исковые требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 61.2 и п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет городского округа по месту совершения юридически значимых действий.
Таким образом, с ответчика Цатряна С.Г., не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход бюджета МО «Багратионовский муниципальный округ» государственная пошлина в сумме 13562,42 руб., размер которой рассчитан в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации от цены иска в размере 1072484,94 руб, от уплаты которой прокурор освобожден на основании подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Центрального района г. Калининграда, предъявленный в защиту интересов Российской Федерации, к Цатряну С.Г. о взыскании денежных средств, незаконно полученных в качестве материального обеспечения инвалида, удовлетворить.
Взыскать с Цатряна С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, паспорт гражданина РФ 2709 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>, в доход федерального бюджета в лице Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области в возмещение денежных средств, незаконно полученных в качестве материального обеспечения инвалида, 1072484,94 руб. (один миллион семьдесят две тысячи четыреста восемьдесят четыре рубля девяносто четыре копейки).
Взыскать с Цатряна С.Г. в доход бюджета муниципального образования «Багратионовский городской округ» государственную пошлину в размере 13562,42 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть также обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное заочное решение в окончательной форме составлено 21 февраля 2022 года.
Судья А.М. Соснова