����������������������������������������������������
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 января 2020года с,Богучаны
Богучанский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Толстых М.М.
При секретаре Жигаловой О.Ю.
С участием помощника прокурора Богучанского района Буца А.А
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием надлежащих мер по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения на территории района к отопительному периоду 2019-2020 годов, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым требованием к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием надлежащих мер по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения на территории района к отопительному периоду 2019-2020 годов, возложении обязанности,
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой <адрес> на основании ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» во исполнение приказа прокурора края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере» в администрации <адрес> проведена проверка по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к эксплуатации в период отопительного сезона 2019/2020 гг.
В ходе проверки установлено, в силу действующего законодательства о теплоснабжении, органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений теплоснабжения. Вместе с тем проверка показала следующее.
Согласно акту проверки готовности к отопительному периоду 2019/2020гг. № от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Енисейским управлением Ростехнадзора, муниципальное образование <адрес> не готово к прохождению отопительного периода 2019-2020гг., так как при проверке администрации <адрес> выявлены нарушения, свидетельствующие о неготовности муниципального образования <адрес> к отопительному периоду.
По результатам проверочных мероприятий, проведенных в период 2019 года, прокуратурой района и.о. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений при подготовке к отопительному периоду 2019-2020гг., а также ДД.ММ.ГГГГ и.о главы <адрес> объявлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства при подготовке к отопительному периоду 2019-2020гг.
Результатом бездействия администрации <адрес> является выявленные Енисейским управлением Ростехнадзора нарушения по подготовке к отопительному периоду 2019-2020гг., которые отражены в акте проверки готовности к отопительному периоду 2019/2020гг. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Бездействие администрации <адрес>, выраженное в непринятии мер по организации теплоснабжения влечет нарушение требований федерального законодательства, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в отопительный период 2019-2020гг. и последующие годы, как следствие, нарушению конституционных прав граждан на достойную жизнь, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, права на получение качественных коммунальных услуг, установленных ст. 3 Жилищного кодекса РФ.
Своим бездействием администрация <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц.
Представитель административного истца- помощник прокурора <адрес> Буц А.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель административного ответчика <адрес> Б, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями прокурора <адрес> согласны частично. <адрес> проводятся мероприятия по подготовке к отопительному периоду, часть нарушений, указанных в Акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ устранена.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЛесСервис» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В направленном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора <адрес> поддерживает, предоставил сведения о частичном устранении выявленных в ходе проведенной проверки нарушений.
Представители заинтересованных лиц АО «КрасЭко», Красноярской дирекции по тепловодоснабжению Центральной дирекции по тепловодоснабжению- филиал ОАО «РЖД», привлеченного определением суда от ДД.ММ.ГГГГ –Енисейского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. О причинах неявки не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, отзыва на административное исковое заявление не представили.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.
В силу ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: … об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями …, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: … об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии со ст.ст. 2, 18 и 45 Конституции Российской Федерации, человек, его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Закона к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - ФЗ «О теплоснабжении») к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 ФЗ «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей.
Согласно п. 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
На основании ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ПТЭТЭУ) (далее Правила) определено, что при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей собственнику необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются:
- устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
- испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность.
Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по тепло- и водоснабжению, утвержденными в установленном порядке.
Таким образом, в силу приведенных норм, органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений теплоснабжения.
Согласно ст.20 ФЗ «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат: муниципальные образования;
теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 статьи 20 ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Согласно ст. 28.1. ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям.
Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым, в том числе, относится и организация теплоснабжения в границах муниципального района, вне зависимости от исполнения/неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств.
Требования к подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону установлены Постановлением Госстроя РФ от 27. 09.2003 № «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
В силу п.10 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Правила), сроки выдачи паспортов готовности к отопительному периоду определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Пунктом 18 Правил постановлено, что в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;
2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
3)наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;
4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
Согласно п. 13 Приказа Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций:
1) наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Законом о теплоснабжении;
2) готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения;
3) соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами;
4) наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;
5) функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:
укомплектованность указанных служб персоналом;
обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения;
6) проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей;
7) организация контроля режимов потребления тепловой энергии;
8) обеспечение качества теплоносителей;
9) организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии;
10) обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Законом о теплоснабжении;
11) обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно:
готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;
соблюдение водно-химического режима;
отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;
наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;
наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;
наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно- строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;
проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;
выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;
выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;
наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива;
12) наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями;
13) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления;
14) работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.
В соответствии с п. 16 Приказа Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
2) проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок;
3) разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению;
4) выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения;
5) состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии;
6) состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов;
7) состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов;
8) наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии;
9) работоспособность защиты систем теплопотребления;
10) наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности;
11) отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией;
12) плотность оборудования тепловых пунктов;
13) наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов;
14) отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;
15) наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок;
16) проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность;
17) надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № к настоящими Правилами.
Согласно п. 2 Приказа Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», они выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> во исполнение приказа прокурора края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере» в администрации <адрес> проведена проверка по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса к эксплуатации в период отопительного сезона 2019/2020 гг.
Администрации МО <адрес> принадлежат объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения <адрес>, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
По результатам проверочных мероприятий, проведенных в период 2019 года, прокуратурой района и.о. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений при подготовке к отопительному периоду 2019-2020гг., а также ДД.ММ.ГГГГ и.о главы <адрес> объявлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства при подготовке к отопительному периоду 2019-2020гг. Однако, на момент обращения с административным иском нарушения не устранены.
Результатом бездействия администрации <адрес> являются выявленные Енисейским управлением Ростехнадзора нарушения по подготовке к отопительному периоду 2019-2020годов.
Согласно Акту проверки готовности к отопительному периоду 2019/2020гг. № от ДД.ММ.ГГГГ при проверке администрации <адрес> выявлены нарушения:
1. (гл. V п. 18 пп. 2) отсутствует документ, подтверждающий наличие системы мониторинга состояния систем теплоснабжения.
2. (гл. V п. 18 пп. 3) отсутствует документ, подтверждающий наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.
3. (гл. II п. 18 пп. 7) отсутствуют Акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта готовности теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период - ООО «ЛесСервис», Ангарский филиал АО «КрасЭКО», Красноярская дирекция по теплоснабжению СП ЦДТВ ОАО «РЖД».
4. (гл. II п. 18 пп. 7) отсутствуют Акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период.
5. (гл. III п. 13 пп. 11) отсутствуют графики аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованных с органом местного самоуправления городского округа (порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения определен Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (пункты 104-109);
6. (гл. III п. 13 пп. 4) отсутствуют подтверждающие документы о соответствии фактического запаса топлива утвержденным нормативам на теплоисточниках Красноярской дирекции по теплоснабжению СП ЦДТВ ОАО «РЖД».
7. (гл. III п. 13 пп. 6) отсутствуют документы, подтверждающие проведение наладки тепловых сетей теплоснабжающими организациями (ООО «ЛессСервис», Ангарский филиал АО «КрасЭКО», Красноярская дирекция по теплоснабжению СП ЦДТВ ОАО «РЖД»),
8. (гл. III п. 13 пп. 7) отсутствуют документы об организации контроля режимов потребления тепловой энергии теплоснабжающими организациями (Красноярская дирекция по теплоснабжению СП ЦДТВ ОАО «РЖД»).
9. (гл. III п. 13 пп. 8) отсутствуют документы об обеспечении качества теплоносителя теплоснабжающими организациями.
10. (гл. III п.13 пп. 9) отсутствуют документы об организации коммерческого учета реализуемой тепловой энергии теплоснабжающими организациями (ООО «ЛесСервис», Аф АО «КрасЭКО»; Красноярская дирекция по теплоснабжению СП ЦДТВ ОАО «РЖД»).
11. (гл. III п.13 пп. 10) отсутствуют документы по обеспечению проверки качества строительства, принадлежащих на законном основании теплоснабжающим организациям, тепловых сетей, в том числе предоставления гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении.
12.(Ш п.13 пп.11) отсутствуют документы, подтверждающие обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима теплоносителя; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации.
13. (гл. III п. 13 пп. 11) отсутствуют Акты гидравлических испытаний тепловых сетей.
14. (гл. III п. 13 пп. 11) отсутствуют Акты тепловых испытаний тепловых сетей.
15. (гл. III п. 13 пп. 12) отсутствуют документы, определяющие разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями.
16. (гл. III п. 13 пп. 13) отсутствуют документы, подтверждающие отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.
17. (гл. IV п. 16 пп. 2) отсутствуют документы о проведении промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии.
18. (гл. IV п. 16 пп.4) отсутствуют документы, подтверждающие выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения потребителей тепловой энергии.
19. (гл. IV п. 16 пп. 5) отсутствуют документы о состоянии тепловых сетей, принадлежащих потребителям тепловой энергии.
20. (гл. IV п. 16 пп. 8) отсутствуют документы о наличии и работоспособности приборов учета у потребителей тепловой энергии, работоспособности автоматических регуляторов.
21. (гл. IV п. 16 пп. 9) отсутствуют документы, подтверждающие работоспособность защиты систем теплопотребления.
22. (гл. IV п. 16 пп. 10) отсутствует документы, подтверждающие наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности.
23. (гл. IV п. 16 пп. 12) отсутствуют Акты о проведении испытаний оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность.
24. (гл. IV п. 16 пп. 14) отсутствует документ, подтверждающий отсутствие задолженности за поставленную тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
25. (гл. IV п. 16 п.п.17) отсутствует документ, подтверждающий надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий.
26. (гл. IV п. 18 п. 4; гл III п. 13 пп 11) отсутствует порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления.
27. (гл III п.13 пп. 1) отсутствует соглашение об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (часть 5 и часть 6 статьи 18).
В судебное заседание представителем заинтересованного лица ООО «ЛесСерис» представлены документы, согласно которым на объектах коммунального назначения( котельные №№, 21, 22) проведены мероприятия по подготовке к отопительном сезону 2019-2020гг, а также представлен отчет, согласно которому ООО «ЛесСервис» частично исполнены пункты нарушения, указанных в предписании Ростехназора от ДД.ММ.ГГГГ, а также меры, принимаемые по устранению выявленных нарушений.
Представителем административного ответчика представлены документы, из содержания которых следует, что администрацией <адрес> проведен ряд мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2019-2020 годов, а именно: издано распоряжение «О проведении проверки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду 2019-2020годов», утверждены Программы проведения готовности к отопительному сезону, истребованы от теплоснабжающих организаций акты по проведению гидравлических испытаний тепловых сетей АО «КрасЭко», информация о запасе топлива по ООО «ЛесСервис», АО «КрасЭко».
АО «КрасЭко» предоставлена информация об обеспечении качества теплоносителя, об организации коммерческого учета реализуемой тепловой энергии, о соблюдении водно-химического режима теплоносителя, предоставлены документы, определяющие разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями и РСО( ООО «ЛесСервис» и АО «Краско»)
Также представлены Акты проверки готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии: многоквартирные дома, детские дошкольные учреждения, общеобразовательных учреждений, социальных объектов.
При этом, Акты проверки готовности не подписаны председателем комиссии, представителем потребителей, в том числе многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах суд полагает, что административным ответчиком не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие принятие им мер по полному устранению нарушений, выявленных в ходе проведения проверки Енисейским управлением Ростехнадзора.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора <адрес> в части признания бездействия администрации <адрес>, связанного с непринятием надлежащих мер по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения на территории района к отопительному периоду 2019-2020 годов, возложении обязанности по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения проверки Енисейским управлением Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, являются законными и подлежащими удовлетворению.
Заявленное требование об обращении решения суда к немедленному исполнению, так как, по мнению прокурора <адрес>, замедление исполнения решения суда может привести к срыву отопительного сезона, возникновению чрезвычайных ситуаций, суд полагает не подлежащим удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что административным ответчиком проводятся мероприятия по принятию мер, направленных на обеспечение проведения отопительного сезона 2019-2020годов.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием надлежащих мер по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения на территории района к отопительному периоду 2019-2020 годов, возложении обязанности- удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, связанное с непринятием надлежащих мер по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения на территории района к отопительному периоду 2019-2020 годов,
Обязать администрацию <адрес> устранить нарушения указанные в Акте проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
1. предоставить документ, подтверждающий наличие системы мониторинга состояния систем теплоснабжения.
2. предоставить документ, подтверждающий наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.
3. предоставить Акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта готовности теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период - ООО «ЛесСервис», Ангарский филиал АО «КрасЭКО», Красноярская дирекция по теплоснабжению СП ЦДТВ ОАО «РЖД».
4. предоставить Акты проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспорта готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период.
5. предоставить графики аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованных с органом местного самоуправления городского округа (порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения определен Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (пункты 104-109);
6. предоставить подтверждающие документы о соответствии фактического запаса топлива утвержденным нормативам на теплоисточниках Красноярской дирекции по теплоснабжению СП ЦДТВ ОАО «РЖД».
7. предоставить документы, подтверждающие проведение наладки тепловых сетей теплоснабжающими организациями (ООО «ЛессСервис», Ангарский филиал АО «КрасЭКО», Красноярская дирекция по теплоснабжению СП ЦДТВ ОАО «РЖД»),
8. предоставить документы об организации контроля режимов потребления тепловой энергии теплоснабжающими организациями (Красноярская дирекция по теплоснабжению СП ЦДТВ ОАО «РЖД»).
9. предоставить документы об обеспечении качества теплоносителя теплоснабжающими организациями.
10. предоставить документы об организации коммерческого учета реализуемой тепловой энергии теплоснабжающими организациями (ООО «ЛесСервис», Аф АО «КрасЭКО»; Красноярская дирекция по теплоснабжению СП ЦДТВ ОАО «РЖД»).
11. предоставить документы по обеспечению проверки качества строительства, принадлежащих на законном основании теплоснабжающим организациям, тепловых сетей, в том числе предоставления гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении.
12. предоставить документы, подтверждающие обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи; соблюдение водно-химического режима теплоносителя; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации.
13. предоставить Акты гидравлических испытаний тепловых сетей.
14. предоставить Акты тепловых испытаний тепловых сетей.
15. предоставить документы, определяющие разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями.
16. предоставить документы, подтверждающие отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления.
17. предоставить документы о проведении промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии.
18. предоставить документы, подтверждающие выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения потребителей тепловой энергии.
19. предоставить документы о состоянии тепловых сетей, принадлежащих потребителям тепловой энергии.
20. предоставить документы о наличии и работоспособности приборов учета у потребителей тепловой энергии, работоспособности автоматических регуляторов.
21. предоставить документы, подтверждающие работоспособность защиты систем теплопотребления.
22. предоставить документы, подтверждающие наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности.
23. предоставить Акты о проведении испытаний оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность.
24. предоставить документ, подтверждающий отсутствие задолженности за поставленную тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
25. предоставить документ, подтверждающий надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий.
26. предоставить порядок ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления.
27. предоставить соглашение об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (часть 5 и часть 6 статьи 18).
В удовлетворении требования об обращении решения суда к немедленному исполнению- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд с подачей апелляционной жалобы через Богучанский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий М.М. Толстых
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение не вступило в законную силу. Подлинник находится в деле №а-149/2020 года Богучанского районного суда <адрес>.
Копия верна
Судья М.М.Толстых
Секретарь О.Ю.Жигалова