Решение по делу № 2а-3542/2018 от 19.04.2018

Дело № 2а-3542/2018                

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск         01 июня 2018 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Короле А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «РегионТехСервис» к Государственной инспекции труда в Челябинской области, Государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Донченко ЮА о признании незаконным предписания,

УСТАНОВИЛ:

ООО «РегионТехСервис» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Челябинской области, Государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Донченко Ю.А. о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указало, что по распоряжению Государственной инспекции труда в Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Донченко Ю.А. проведена проверка по заявлению Шорина Н.Г. По результатам проверки в адрес ООО «РегионТехСервис» было направлено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, которое накладывает на ООО «РегионТехСервис» незаконные, неконкретизированные обязанности, которые не могут быть выполнены. ООО «РегионТехСервис» является микропредприятием, в штате которого только два работника: директор и сметчик, который по условиям трудового договора работает на дому. В связи с разовой потребностью в услуге в <адрес>, через электронный сервис «Авито» найден гр. Шорин Н.Г., житель <адрес>, который путем телефонных переговоров согласился оказать возмездную разовую услугу: присутствовать при снятии электросчетчика у контрагента и своей подписью подтвердить соответствие показаний электросчетчика записям в акте выполненных работ по техническому обслуживанию. Вопрос о трудовых отношениях не обсуждался, заявление о приеме на работу не подавалось, трудовые отношения не оформлялись, расчет с Шориным Н.Г. произведен лично директором как за личную услугу после поступления акта выполненных работ. В связи с чем, не может быть оформлен трудовой договор с Шориным Н.Г. и выплачена ему заработная плата. Прочие обязанности по предписанию не могут быть выполнены, поскольку единственный постоянный работник – сметчик работает постоянно на дому на собственной электронной технике и для него не требуется прохождения обучения по охране труда, проведения инструктажа по охране труда, прохождения обучения по охране труда. Вредные и (или) опасные условия труда отсутствуют.

Представитель административного истца – Поротиков С.Н. в судебном заседании иск поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнительных письменных обоснованиях по иску.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Челябинской области, административный ответчик Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Донченко Ю.А. в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения.

Заинтересованное лицо Шорин Н.Г., привлеченный к участию в деле определением суда в протокольной форме от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, представил письменный отзыв, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 218 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться в государственные органы.

Согласно ст.12 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ супруга Шорина Н.Г. – ФИО5 обратилась в Государственную инспекцию труда в Челябинской области с заявлением (вх. -оБ), в которой просила провести проверку по поводу невыплаты заработной платы директором ООО «РегионТехСервис».

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В соответствии со ст. 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации. Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей-физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан. Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области вынесено распоряжение о проведении внеплановой, документарной проверки ООО «РегионТехСервис» с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе по вопросам оплаты труда, в связи с рассмотрением поступившего обращения работника Шорина Н.Г.

Данное распоряжение было направлено в адрес ООО «РегионТехСервис» по почте. Из текста указанного распоряжения следует, что в нем указаны предмет, основание и цели проводимой проверки.

Также для проведения проверки у ООО «РегионТехСервис» были запрошены документы: личное дело Шорина Н.Г. (трудовой договор или гражданско-правовой договор (дополнительные соглашения в случае изменения условий трудового договора), приказ (распоряжение) о приеме на работу, личная карточка формы -Т2, должностная инструкция, приказ (распоряжение) о расторжении трудового договора, заявление об увольнении и т.д.); расчетные листки Шорина Н.Г. за весь период работы с указанием дат фактической выплаты заработной платы; документы, подтверждающие выплату заработной платы, в том числе окончательного расчета Шорина Н.Г., табели учета рабочего времени Шорина Н.Г. за весь период работы; книга учета движения трудовых книжек; Положение об оплате труда; Правила внутреннего трудового распорядка; документы, подтверждающие полномочия руководителя; результаты специальной оценки условий труда; журналы инструктажей по охране труда; штатное расписание; списочный состав сотрудников.

В ходе проверки установлено, что трудовой договор с Шориным Н.Г., допущенным до работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с удостоверением, выданным директором ООО «РегионТехСервис», о допуске к работе в электроустановках напряжением до 1000 В, в письменной форме не оформлен (ч.3 ст. 16, ч.ч.1,2 ст. 67 ТК Р); учет рабочего времени Шорина Н.Г. не велся (ч.4 ст. 97 ТК РФ); на протяжении всего периода работы Шорина Н.Г. заработная плата в установленные законом сроки не выплачивалась (ч.6 ст. 136 ТК РФ); обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда не проводились (ст. 225 ТК РФ, п. 2.1.2, п. 2.1.3, п. 2.2, п. 2.3. Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»); не обеспечено прохождение работником Шориным Н.Г. обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (абз. 12,13 ч.2 ст. 212 ТК РФ); работник Шорин Н.Г. не был обеспечен обязательными средствами индивидуальной защиты (абз. 7 ч.2 ст. 212 ТК РФ, п.189 приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 09 декабря 2014 года № 997н).

По результатам проверки государственным инспектором труда составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Челябинской области директору ООО «РегионТехСервис» вынесено предписание об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащий нормы трудового права.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ, все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ч.2 ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В силу положений ст. 361 ТК РФ вынесенное государственным инспектором труда в адрес работодателя предписание может быть обжаловано в суд.

В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

По смыслу положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Таким образом, спор между работником и работодателем по оформлению трудовых отношений и об оплате работы, в силу ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.

Следовательно, оспариваемое предписание в части пунктов 1 и 2 о возложении на ООО «РегионТехСервис» обязанности оформить трудовые отношения с Шориным Н.Г. и выплатить Шорину Н.Г. полагающуюся заработную плату вынесено по вопросам, не относящимся к компетенции государственного инспектора труда, а потому является незаконным. Кроме того, из письменного отзыва Шорина Н.Г. следует, что в настоящее время выполнение работ для ООО «РегионТехСервис» прекращены.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан, в том числе обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

В силу ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

В соответствии с п.п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 Постановления Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.

Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и так далее), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.

Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы: со всеми вновь принятыми в организацию работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители), а также на дому (надомники) с использованием материалов инструментов и механизмов, выделяемых работодателем или приобретаемых ими за свой счет; с работниками организации, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы; с командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.

Из Устава ООО «РегионТехСервис» и выписки из ЕГРЮЛ следует, что одним из основных видов деятельности общества является, ремонт электрического оборудования, производство электромонтажных работ.

Из договора № оказания услуг по техническому и хозяйственному обслуживанию инженерных сетей, коммуникаций и помещений объектов (магазинов) ПАО «Детский мир» в РО Урал от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ПАО «Детский мир» (заказчик) и ООО «РегионТехСервис» (исполнитель), следует, что исполнитель обязуется оказывать услуги (выполнять работы) по эксплуатации и техническому обслуживанию инженерных систем: эксплуатация систем теплоснабжения и отопления, эксплуатация систем электроснабжения, эксплуатация систем водоснабжения и канализации, инженерных сетей, оборудования, включая системы вентиляции и кондиционирования объекта, обеспечение освещенности объекта и.т.д.

Исходя из толкования положений вышеуказанных норм закона, с учетом вида деятельности предприятия, не представления документов, государственный инспектор труда правильно пришел к выводу, что руководитель Общества и специалисты обучение по охране труда не проходят, инструктаж по охране труда с работниками не проводится, в связи с чем, государственный инспектор труда правильно указал на необходимость работодателю устранить данные нарушения.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконными пунктов с 4 по 8 предписания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «РегионТехСервис» к Государственной инспекции труда в Челябинской области, Государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Челябинской области Донченко ЮА о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.

Отменить пункты и предписания от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:     п/п Ю.Н. Резниченко    

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

05.06.2018

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь: А.А. Король

Решение вступило в законную силу «___»_________2018г.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь:     

2а-3542/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "РегионТехСервис"
Ответчики
Государственный инспектор труда в Челябинской области Донченко Юрий Алексеевич
Государственная инспекция труда Челябинской области
Другие
Шорин Н.Г.
Суд
Центральный районный суд г. Челябинск
Дело на странице суда
centr.chel.sudrf.ru
19.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
19.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.05.2018[Адм.] Судебное заседание
01.06.2018[Адм.] Судебное заседание
05.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2018[Адм.] Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее