№...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.,
при секретаре Чернышевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
** ** ** административное дело по административному исковому заявлению Щелчкова Ростислава Олеговича к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел России, Министерству финансов Российской Федерации, ОМВД по г. Усинску о признании условий содержания под стражей ненадлежащими, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
установил:
Щелчков Р.О. обратился в Замоскворецкий районный суд г.Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице МВД России, Министерству финансов РФ о признании условий содержания под стражей ненадлежащими, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей; <данные изъяты>
Определением Замоскворецкого районного суда г.Москвы от ** ** ** гражданское дело по иску Щелчкова Р.О. к МВД России, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда передано для рассмотрения по существу в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МВД по ....
На основании ст. 33.1 ГПК РФ, ** ** ** судом вынесено определение о рассмотрении настоящего дела по правилам производства, установленным Кодексом административного судопроизводства РФ, и определен круг лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании административный истец Щелчков Р.О. заявленные требования поддержал по изложенным доводам.
Представитель административного ответчика, МВД РФ, и заинтересованного лица, МВД по РК, требования не признал.
Представители административных ответчиков, Минфина РФ в лице УФК по РК и ОМВД по г. Усинску, в суде не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще. В ранее представленном суду письменном отзыве, представитель Минфина просил о разбирательстве дела без их участия.
Суд счел возможным начать рассмотрение дела при имеющейся явке лиц, по представленным письменным доказательствам, по правилам ст. 150 КАС РФ.
Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы административного дела и оценив в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Материалами дела установлено, что в отношении Щелчкова Р.О. была избрана мера пресечения в виде <данные изъяты>, он был доставлен в ИВС ОМВД России по ..., где содержался с дальнейшим этапированием для отбывания наказания.
Федеральный закон № 103-ФЗ регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Условия содержания лишенных свободы лиц, как это разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47, должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 УИК РФ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 103-ФЗ следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета
Согласно части первой статьи 16 Федерального закона № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждены Приказом МВД Российской Федерации от 22 ноября 2005 г. № 950
В силу ст. 34 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
Согласно положению ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения закреплены в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 года № 950.
В частности, из пункта 42 Правил следует, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Согласно журналу №... учета лиц, содержащихся с ИВС ОМВД России по ..., Щелчков Р.О. в период с ** ** ** по ** ** **, ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** находился в камере №...; с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** - в камере №...; ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** - в камере №....
<данные изъяты>
Из всего периода содержания истца под стражей санитарная площадь в камерах составляла от <данные изъяты> метров. В частности, административный истец содержался в ИВС ОМВД России по ...: с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** в камере №..., площадью <данные изъяты>, с задержанными лицами в количестве №...; с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** в камере №... с задержанными лицами в количестве №..., с ** ** ** по ** ** ** в камере №... с задержанными лицами в количестве №..., с ** ** ** по ** ** ** в камере №... с задержанными лицами в количестве №... с ** ** ** по ** ** ** в камере №... площадью №... кв.м. с задержанными лицами в количестве №..., ** ** ** в камере №... с задержанными лицами в количестве №..., ** ** **, ** ** ** в камере №... с задержанными лицами в количестве №..., ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** в камере №... площадью №... кв.м. с задержанными лицами в количестве №... с ** ** ** по ** ** ** в камере №... с задержанными лицами в количестве №....
С учетом названных сведений и положения ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» норма санитарной площади в камере на одного человека была соблюдена в камере №... в период с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, в камере №... ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, в камере №... с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **.
Нарушение нормы площади допускалось в отношении Щелчкова Р.О. при его содержании в камере №... в период с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, в камере №... ** ** **, ** ** **, в камере №... с ** ** ** по ** ** **.
В соответствии с п.45 Правил камеры ИВС оборудуются, в том числе столом и скамейками по лимиту мест в камере; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией.
Согласно акту лицензионного контроля медицинской деятельности и санитарно-эпидемиологического состояния ОМВД России по ... от ** ** ** №... в ИВС ОМВД России по ... имеется искусственное и естественное освещения. Естественное освещение обеспечивается. Искусственное освещение представлено светильниками со светодиодными лампами, по результатам замеров уровень освещения достаточный (более 150 люкс).
В ИВС ОМВД России по ... имеется приточно-вытяжная вентиляция, также имеются условия для проведения естественного проветривания в камерах (форточки на окнах). Вентиляция искусственная вытяжная с механическим побуждением.
Ссылка административного истца на недостаточную площадь стола для приема пищи является необоснованной, поскольку размер стола, который должен находиться в камерах, нормативными актами не установлен.
Инструкцией по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (<данные изъяты>), введенной в действие протоколом МВД России от ** ** ** №..., предусмотрено наличие в камерах ИВС унитаза и умывальника (<данные изъяты>). Согласно п. №... унитазы в камерах, карцерах, изоляторах необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу, кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.
Санитарный узел в ИВС ОМВД России по ... оборудован чашами генуя.
Для соблюдения требований приватности санитарный узел оборудован перегородками, высоты который составляет 1 м. 50 см., что соответствует вышеуказанным нормам.
Окна в камерах имеют решетки, установленные с учетом возможности соблюдения проветривания помещения и беспрепятственного проникновения дневного света.Согласно п. №... Правил подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов, а водворенные в карцер - один час.
Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику.
Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя (п. №... Правил).
Прогулочный дворик ИВС ОМВД России по ... оборудован навесом, который установлен в рамках государственного контракта №... на производство общестроительных и сантехнических работ в здании изолятора временного содержания отдела МВД РФ по ... от ** ** **. Данный навес изготовлен с использованием прозрачного поликарбоната толщиной 10 мм, пропускает дневной и солнечный свет и соответствуют установленным законодательствам требованиям.
Пунктом №... Правил предусмотрено, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
Согласно исковому заявлению помывка в душе обеспечивается ИВС ОМВД России по ... в полном соответствии с требованием п. №... Правил №... продолжительностью не менее 15 мин. не реже раза в неделю. В душевой комнате имеется поддон со смесителем, а также вешалка для одежды, что подтверждается представленным фотоматериалом.
Часть 2 ст. 18 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» закрепляет, что свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать.
В соответствии с п. №... Правил свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.
Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС.
Согласно представленному фотоматериалу в ИВС ОМВД России по ... имеется комната для свиданий, которая соответствует установленным требованиям, никаких клеток, как указывает Щелчков Р.О. в заявлении, не имеется.
В соответствии с приказом МВД России от 25.07.2011 № 876 «Об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» для производства следственных действий, а также в целях обеспечения правопорядка при содержании подозреваемых и обвиняемых в помещениях для производства следственных действия от пола до потолка устанавливаются металлические решетчатые перегородки из вертикальных стальных прутьев диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60 x 5 мм с размером ячеек 200 x 100 мм; в перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа (пункт №... Помещения для производства следственных действий звукоизолируются; вся мебель жестко крепиться к полу; в оконных проемах устанавливаются металлические решетки (пункт №...
Следственные комнаты в ИВС ОМВД России по ... оборудованы металлическими заградительными решетками в соответствии с установленными требованиями.
Доводы административного истца о психологическом дискомфорте в связи с недостаточным уровнем комфорта в следственных комнатах для ознакомления с материалами дела (отсутствие стола, недостаточная площадь) не могут рассматриваться как нарушения условий содержания, влекущие компенсацию морального вреда, поскольку законодательно не регламентированы.
Видеозапись в следственной комнате ведется в здании ИВС также в соответствии приказом МВД России от 25.07.2011 № 876.
В этой связи, рассматривая заявленные истцом требования в части взыскания в его пользу компенсации за нарушение условий содержания под стражей, суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
В силу статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" пункт 15 содержит разъяснения, согласно которым исходя из практики применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Следует учитывать, что условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права (пункт 1).
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации) (пункт 4).
Статья 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусматривает, что подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 227.1 КАС РФ (часть 3 статьи 227.1 КАС РФ).
Частью 5 статьи 227.1 КАС РФ, ч. 2 ст. 12.1 УИК РФ определено, что при рассмотрении административного искового заявления, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
По итогам рассмотрения настоящего дела, установлено несоответствие условий содержания административного истца в части несоответствия площади камер количеству человек, что в силу пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц (право на обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий), что является основанием для удовлетворения административного искового заявления.
Исходя из характера и объема причиненных истцу физических и нравственных страданий, связанных с ограничением личного пространства при содержании в камерах с нарушением нормы санитарной площади на человека, учитывая периодичность нарушений, их небольшую продолжительность, характер допущенных нарушений, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации в размере №....
При этом суд, учитывая принципы разумности и справедливости, исходит из того, что соблюдение предусмотренных законом требований разумности и справедливости должно обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.
В то же время, доводы представителя административных ответчиков о пропуске Щелчковым Р.О. срока обращения в суд с административным исковым заявлением, суд находит необоснованными.
В силу ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 № 494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, Регламента МВД России, утвержденного Приказом МВД России от 17.10.2013 № 850, денежные средства подлежат взысканию с ответчика Министерства внутренних дел России, как с главного распорядителя средств федерального бюджета применительно к характеру спорных правоотношений.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Щелчкова Ростислава Олеговича к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел России, Министерству финансов Российской Федерации, ОМВД по г. Усинску о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания - удовлетворить частично.
Признать ненадлежащими условия содержания Щелчкова Ростислава Олеговича под стражей в ИВС ОМВД России по ... с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** по ** ** **, выразившиеся в нарушении нормы жилой площади.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Щелчкова Ростислава Олеговича компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере №...) рублей.
В удовлетворении административных исковых требований, заявленных к Министерству финансов Российской Федерации о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания под стражей, Щелчкову Ростиславу Олеговичу - отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий