47RS0№-31
Дело №
29 октября 2020 года <адрес>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Мартьяновой С.А.
при секретаре ФИО4, помощнике судьи ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, ФИО2 о признании незаконной схему расположения земельного участка и о снятии с регистрационного кадастрового учета земельного участка,
установил:
истец ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконной схему расположения земельного участка с кадастровым №, и снять с государственного кадастрового учета земельный участок, с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, д. Порошкино, <адрес>, уч. 14.
В обосновании исковых требований указала, что она является собственником земельного участка площадью 1490 кв.м с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, д. Порошкино, <адрес>, уч. 12. Въезд на принадлежащий ей земельный участок осуществлялся с <адрес> в д. Порошкино, вдоль земельного участка с кадастровым №. Он является единственным подъездом к принадлежащему ей земельному участку. В настоящее время указанный проезд и проход использовать невозможен, в связи с формированием земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, д. Порошкино, <адрес>, уч. 14, в результате чего она лишена доступа к принадлежащему ей земельному участку. <адрес> на земельный участок с кадастровым № со стороны <адрес> в д. Порошкино не представляется возможным, в связи с большим перепадом высот вследствие чего невозможно организовать пологий проезд к земельному участку. Считает, что при формировании земельного участка с кадастровым № его границы были определены с нарушением требований земельного и градостроительного законодательства, а именно, включены земли общего пользования. Таким образом, образование данного земельного участка привело к невозможности устройства на территории общего пользования подъезда к земельному участку с кадастровым №, постановка на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства и его предоставление в собственность является незаконным.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещалась, направила в суд своего представителя, ФИО6, который участвовал в судебном заседании 07.10.2020г.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащем образом, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил.
Ответчик - Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, возражений не представил.
Третьи лица: Управление Росреестра по <адрес>, администрация МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались, сведений об уважительных причинах неявки суду не представили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются, в том числе при перераспределении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
На основании п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определены в пунктах 9 и 14 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Согласно подпунктам 11 - 12 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ определено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлен запрет на передачу в собственность (приватизацию) земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу положений статьи 262 ГК РФ и статьи 85 Земельного кодекса РФ к земельным участкам общего пользования относятся не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находится на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах допускаемых законом или иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (п. 7 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Аннулирование сведений влечет прекращение существования спорного земельного участка как объекта земельных отношений.
Снятие земельного участка кадастрового учета возможно только в случаях, указанных в пунктах 3, 15 статьи 41, пункте 3 статьи 70, пункте 7 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Закон указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона (пункт 33 части 26 Закона N 218-ФЗ).
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее - Обзор), согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 1490 кв.м с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, д. Порошкино, <адрес>, уч. 12, на основании договора купли-продажи от 05.02.2019г., заключенного с ФИО7
ФИО7 приобрел указанный земельный участок у ФИО8 на основании договора купли-продажи от 22.04.2011г.
Сведения о земельном участке с кадастровым № по вышеуказанному адресу внесены 17.05.200г.
Как следует из материалов дела, межевой план земельного участка, с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, д. Порошкино, <адрес>, уч. 12, подготовлен в 2012г. в результате выполнения кадастровых работ, в связи с уточнением местоположения площади и границы указанного земельного участка.
Из межевого плана усматривается, что уточнены координаты характерных точек данного земельного участка и в результате изменилась конфигурация данного земельного участка, составлен акт согласования местоположения границ.
Земельный участок площадью 1150 кв.м, с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, д. Порошкино, <адрес>, уч. 14, принадлежит на праве собственности ФИО2, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Сведения о земельном участке с кадастровым № внесены в ЕГРН 23.11.2018г.
Из материалов дела следует, что ФИО2 принадлежал на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м с кадастровым № по адресу: <адрес>, д. Порошкино, <адрес>, уч. 14.
Постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от 27.09.2018г. № утверждена схема расположения земельного участка площадью 1150 кв.м на кадастровом плане территории Бугровского сельского поселения Всеволожского муниципального района <адрес>, зона застройки индивидуальными жилыми домами - Ж-1, установлена категория участка: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
Вновь образуемый земельный участок площадью 1150 кв.м образован в связи с перераспределением двух исходных земельных участков с площадью 600 кв.м с кадастровым № по адресу: <адрес>, д. Порошкино, <адрес>, уч. 14, и находящего в муниципальной собственности в кадастровом квартале 47:07:0704012 площадью 550 кв.м, в виду отсутствия возможности формирования как самостоятельного земельного участка.
Образованный земельный участок с кадастровым № соответствует предельным минимальным и максимальным размерам и расположен в территориальной зоне Ж-1 -Зона застройки индивидуальными жилыми домами и входит в границы населенного пункта Порошкино в соответствии с утвержденными Генеральным планом и ПЗЗ МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, утвержденные решением Совета депутатов № от 15.10.2014г. В соответствии с ПЗЗ для данного вида разрешенного использования земельных участков предельный минимальный размер участков составляет 600 кв.м, а предельный максимальный размер 2000 кв.м. Доступ к образуемым земельным участкам обеспечен непосредственно через территорию общего пользования.
Из сообщения администрации МО «Бугровское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> следует, что на территории д. Порошкино имеются улицы: Звездная и Весенняя. Примыкание земельного участка № по <адрес> в д. Порошкино к <адрес> имеется. В связи с большим перепадом высот, заезд на земельный участок № с <адрес> технически сложен.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежит нарушенное право.
Пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены принципы гражданского законодательства, одним из которых, в частности, является обеспечение восстановления нарушенных прав.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.
Гражданские права защищаются с использованием способов защиты, которые вытекают из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения. Выбор способа защиты права осуществляется истцом. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В материалах дел отсутствует, а истцом не представлено доказательств того, что земельный участок с кадастровым № по вышеуказанному адресу образован за счет с земель общего пользования.
Оценив представленные доказательства в совокупности с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных вышеуказанными нормами права, для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым № на кадастровом плане территории.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания незаконной схему расположения земельного участка с кадастровым № по вышеуказанному адресу, а также для снятия указанного земельного участка с кадастрового учета.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований о признании незаконной схему расположения земельного участка с кадастровым №, и о снятии с государственного кадастрового учета земельный участок, с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, д. Порошкино, <адрес>, уч. 14, ФИО1 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в апелляционном порядке в месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Всеволожский городской суд <адрес>.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.