Решение по делу № 2-480/2024 от 14.05.2024

Дело № 2-480/2024

51RS0017-01-2024-000546-02

Мотивированное решение

изготовлено 31.07.2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Заполярный 25 июля 2024 г.

Печенгский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Попова А.Г.,

при помощнике Свейлисе В.А.,

с участием истца Солопова А.А. и его представителя Бабич Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солопова А. А.овича к территориальному отделу «Гаджевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны Российской Федерации о признании права бывшего военнослужащего состоять на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Солопов А.А. обратился в суд с иском с учетом уточнения к территориальному отделу «Гаджевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права бывшего военнослужащего состоять на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указал, что является бывшим военнослужащим, проходил военную службу по контракту в войсковой части 38643 (нп. <адрес>), приказом командующего Северным флотом от *.*.* досрочно уволен с военной службы в запас (прапорщик запаса) в связи с организационно-штатными мероприятиями, приказом командира войсковой части 38643 исключен из списков личного состава воинской части.

Полагает, что в связи с бездействием командира войсковой части 38643 он был уволен с военной службы без реализации своего права на жилье.

*.*.* решением уполномоченного жилищного органа истцу отказано в принятии на учет нуждающихся, в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на указанном учете, поскольку на момент обращения в жилищный орган он не обладал статусом «военнослужащий».

Считает, что данным решением нарушено его право на обеспечение жильем от Министерства обороны РФ, учитывая, что на момент увольнения общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила более 25 лет.

Просит суд признать за бывшим военнослужащим прапорщиком в запасе право состоять на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий в порядке ст. 15 Федерального закона от *.*.* № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; признать незаконным и отменить решение территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от *.*.* об отказе в принятии Солопова А.А. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях; возложить обязанность на территориальный отдел «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» повторно рассмотреть заявление Солопова А.А. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Определением суда от *.*.* к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьих лиц привлечены Солопова С.Е., Солопов Д.А., Солопова Д.А.

Истец Солопов А.А. и его представитель Бабич Я.Г. в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования, настаивали на удовлетворении иска.

Представитель ответчика территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв, просил отказать в удовлетворении требований, указав, что при обращении в территориальный отдел истец утратил статус «военнослужащий».

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представил.

Третьи лица Солопова С.Е., Солопов Д.А., Солопова Д.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежащим образом, в ходе судебного разбирательства третье лицо Солопова С.Е. поддержала исковые требования.

При указанных обстоятельствах, в связи с тем, что дальнейшее отложение разбирательства дела существенно нарушает право истца на судебную защиту в установленный законом срок, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны ответчиков в порядке заочного производства, согласно статьям 167, 233, 234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав истца Солопова А.А. и его представителя Бабич Я.Г., исследовав материалы дела, личное дело Солопова А.А. , суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что согласно выписке из приказа по строевой части командира войсковой части 38643 от *.*.* Солопов А.А. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе»).

Выслуга лет Солопов А.А. в вооруженных силах в календарном исчислении составляет 25 лет 9 месяцев 14 дней, в льготном исчислении составляет 38 лет 1 месяц 16 дней.

Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от *.*.* права Солопова А.А., Солоповой С.Е., Солоповой Д.А., Солопова Д.А. на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости отсутствуют.

Из дела видно, что *.*.* Солопов А.А. обратился к начальнику территориального отдела «Гаджиевский» ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, с формой обеспечения жилищная субсидия, в котором указал об отсутствии в собственности жилья.

Решением начальника территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ от *.*.* Солопову А.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия.

Причиной отказа, как следует из указанного решения, послужило то обстоятельство, что на момент обращения истца с заявлением о постановке его на учет, Солопов А.А. не обладал статусом «военнослужащий» и им не представлены сведения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в период прохождения службы.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Оспариваемым решением территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку заявителем представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения – жилищная субсидия после увольнения из Вооруженных сил Министерства обороны РФ.

Таким образом, фактическим основанием для принятия территориальным отделом «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ оспариваемого решения послужило то, что на момент обращения с заявлением Солопов А.А. военнослужащим уже не являлся, в связи с чем положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» о признании нуждающимися в жилом помещении военнослужащим на него не распространялись.

Руководствуясь приведенными нормами материального права, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит вышеуказанный вывод ошибочным, а решение территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ – нарушающим право истца на обеспечение его жильем ввиду следующего.

В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на дату увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплено положение, согласно которому граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на дату увольнения истца с военной службы).

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Согласно пункту 1 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1768, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Изложенное свидетельствует о том, что при увольнении Солопова А.А. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).

В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно подпункту «ж» пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

Из объяснений истца в судебном заседании и материалов дела следует, что в период прохождения военной службы Солопов А.А. был обеспечен служебным жильем - однокомнатной квартирой по адресу: <адрес>, в которой истец проживает со своей семьей в настоящее время.

Таким образом, проходя военную службу, истец был обеспечен жилым помещением, предоставленным ему на время прохождения военной службы.

При этом наличие служебного жилья не является основанием для отказа в признании нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы при наличии необходимой выслуги лет.

Сведений о наличии у истца либо членов его семьи в собственности жилого помещения в период прохождения истцом военной службы и после увольнения с нее, материалы дела не содержат, при этом как указывалось выше, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от *.*.*, подтверждается отсутствие прав Солопова А.А. на объекты недвижимости.

Вместе с тем вопрос о признании истца нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма как лица, находящегося в запасе и не обеспеченного жильем, ответчиком при вынесении решения не ставился.

В рамках настоящего дела Солопов А.А., ссылался на неправомерное увольнение его с военной службы без предоставления жилья и без принятия решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, фактически просит признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период его права и были нарушены, а не как гражданина, находящегося в запасе.

В этой связи, само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Разрешение вопроса о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия военнослужащих находится в ведении ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации, что не оспаривается ответчиком.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании решения ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации от *.*.* об отказе в принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия незаконным и обязании ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Солопова А.А. и его членов семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия на состав его семьи.

Согласно части 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Солопова А. А.овича к территориальному отделу «Гаджевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны Российской Федерации о признании права бывшего военнослужащего состоять на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий – удовлетворить.

Признать за бывшим военнослужащим Солоповым А. А.овичем, *.*.* года рождения, уроженцем <адрес>, право состоять на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий в порядке ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Признать незаконным решение территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от *.*.* об отказе Солопову А. А.овичу в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения.

Обязать ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Солопова А. А.овича, *.*.* года рождения, уроженца <адрес>, и членов его семьи, на учет нуждающихся в получении жилого помещения.

Разъяснить ответчику право в течение 7 дней с момента получения копии решения направить в суд, принявший решение, заявление о пересмотре заочного решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: А.Г. Попов

Дело № 2-480/2024

51RS0017-01-2024-000546-02

Мотивированное решение

изготовлено 31.07.2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Заполярный 25 июля 2024 г.

Печенгский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Попова А.Г.,

при помощнике Свейлисе В.А.,

с участием истца Солопова А.А. и его представителя Бабич Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солопова А. А.овича к территориальному отделу «Гаджевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны Российской Федерации о признании права бывшего военнослужащего состоять на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Солопов А.А. обратился в суд с иском с учетом уточнения к территориальному отделу «Гаджевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права бывшего военнослужащего состоять на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указал, что является бывшим военнослужащим, проходил военную службу по контракту в войсковой части 38643 (нп. <адрес>), приказом командующего Северным флотом от *.*.* досрочно уволен с военной службы в запас (прапорщик запаса) в связи с организационно-штатными мероприятиями, приказом командира войсковой части 38643 исключен из списков личного состава воинской части.

Полагает, что в связи с бездействием командира войсковой части 38643 он был уволен с военной службы без реализации своего права на жилье.

*.*.* решением уполномоченного жилищного органа истцу отказано в принятии на учет нуждающихся, в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на указанном учете, поскольку на момент обращения в жилищный орган он не обладал статусом «военнослужащий».

Считает, что данным решением нарушено его право на обеспечение жильем от Министерства обороны РФ, учитывая, что на момент увольнения общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила более 25 лет.

Просит суд признать за бывшим военнослужащим прапорщиком в запасе право состоять на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий в порядке ст. 15 Федерального закона от *.*.* № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; признать незаконным и отменить решение территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от *.*.* об отказе в принятии Солопова А.А. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях; возложить обязанность на территориальный отдел «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» повторно рассмотреть заявление Солопова А.А. о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Определением суда от *.*.* к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьих лиц привлечены Солопова С.Е., Солопов Д.А., Солопова Д.А.

Истец Солопов А.А. и его представитель Бабич Я.Г. в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования, настаивали на удовлетворении иска.

Представитель ответчика территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв, просил отказать в удовлетворении требований, указав, что при обращении в территориальный отдел истец утратил статус «военнослужащий».

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, заявлений, ходатайств не представил.

Третьи лица Солопова С.Е., Солопов Д.А., Солопова Д.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещались надлежащим образом, в ходе судебного разбирательства третье лицо Солопова С.Е. поддержала исковые требования.

При указанных обстоятельствах, в связи с тем, что дальнейшее отложение разбирательства дела существенно нарушает право истца на судебную защиту в установленный законом срок, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны ответчиков в порядке заочного производства, согласно статьям 167, 233, 234 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав истца Солопова А.А. и его представителя Бабич Я.Г., исследовав материалы дела, личное дело Солопова А.А. , суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что согласно выписке из приказа по строевой части командира войсковой части 38643 от *.*.* Солопов А.А. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «о воинской обязанности и военной службе»).

Выслуга лет Солопов А.А. в вооруженных силах в календарном исчислении составляет 25 лет 9 месяцев 14 дней, в льготном исчислении составляет 38 лет 1 месяц 16 дней.

Согласно уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от *.*.* права Солопова А.А., Солоповой С.Е., Солоповой Д.А., Солопова Д.А. на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости отсутствуют.

Из дела видно, что *.*.* Солопов А.А. обратился к начальнику территориального отдела «Гаджиевский» ФГАУ «Росжилкомплекс» с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, с формой обеспечения жилищная субсидия, в котором указал об отсутствии в собственности жилья.

Решением начальника территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ от *.*.* Солопову А.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия.

Причиной отказа, как следует из указанного решения, послужило то обстоятельство, что на момент обращения истца с заявлением о постановке его на учет, Солопов А.А. не обладал статусом «военнослужащий» и им не представлены сведения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в период прохождения службы.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Оспариваемым решением территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку заявителем представлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с формой обеспечения – жилищная субсидия после увольнения из Вооруженных сил Министерства обороны РФ.

Таким образом, фактическим основанием для принятия территориальным отделом «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ оспариваемого решения послужило то, что на момент обращения с заявлением Солопов А.А. военнослужащим уже не являлся, в связи с чем положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» о признании нуждающимися в жилом помещении военнослужащим на него не распространялись.

Руководствуясь приведенными нормами материального права, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит вышеуказанный вывод ошибочным, а решение территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ – нарушающим право истца на обеспечение его жильем ввиду следующего.

В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на дату увольнения истца с военной службы) военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплено положение, согласно которому граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на дату увольнения истца с военной службы).

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Согласно пункту 1 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1768, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Изложенное свидетельствует о том, что при увольнении Солопова А.А. с военной службы подлежал рассмотрению вопрос о том, является ли он нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).

В соответствии с положениями подпункта «а» пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно подпункту «ж» пункта 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

Из объяснений истца в судебном заседании и материалов дела следует, что в период прохождения военной службы Солопов А.А. был обеспечен служебным жильем - однокомнатной квартирой по адресу: <адрес>, в которой истец проживает со своей семьей в настоящее время.

Таким образом, проходя военную службу, истец был обеспечен жилым помещением, предоставленным ему на время прохождения военной службы.

При этом наличие служебного жилья не является основанием для отказа в признании нуждающимся в получении жилья по договору социального найма и постановке на соответствующий учет при увольнении со службы при наличии необходимой выслуги лет.

Сведений о наличии у истца либо членов его семьи в собственности жилого помещения в период прохождения истцом военной службы и после увольнения с нее, материалы дела не содержат, при этом как указывалось выше, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от *.*.*, подтверждается отсутствие прав Солопова А.А. на объекты недвижимости.

Вместе с тем вопрос о признании истца нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма как лица, находящегося в запасе и не обеспеченного жильем, ответчиком при вынесении решения не ставился.

В рамках настоящего дела Солопов А.А., ссылался на неправомерное увольнение его с военной службы без предоставления жилья и без принятия решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, фактически просит признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как военнослужащего, подлежащего увольнению, так как именно в этот период его права и были нарушены, а не как гражданина, находящегося в запасе.

В этой связи, само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Разрешение вопроса о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия военнослужащих находится в ведении ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации, что не оспаривается ответчиком.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании решения ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации от *.*.* об отказе в принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия незаконным и обязании ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Солопова А.А. и его членов семьи на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с формой обеспечения жилищная субсидия на состав его семьи.

Согласно части 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Солопова А. А.овича к территориальному отделу «Гаджевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс», Министерству обороны Российской Федерации о признании права бывшего военнослужащего состоять на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий – удовлетворить.

Признать за бывшим военнослужащим Солоповым А. А.овичем, *.*.* года рождения, уроженцем <адрес>, право состоять на учете нуждающихся по улучшению жилищных условий в порядке ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Признать незаконным решение территориального отдела «Гаджиевский» филиала «Северный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от *.*.* об отказе Солопову А. А.овичу в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении жилого помещения.

Обязать ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Солопова А. А.овича, *.*.* года рождения, уроженца <адрес>, и членов его семьи, на учет нуждающихся в получении жилого помещения.

Разъяснить ответчику право в течение 7 дней с момента получения копии решения направить в суд, принявший решение, заявление о пересмотре заочного решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: А.Г. Попов

2-480/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Солопов Алексей Александрович
военный прокурор гарнизона Заозёрск
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
Территориальный отдел "Гаджиевский" филиала "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс"
Другие
Солопов Дмитрий Алексеевич
Солопова Светлана Евгеньевна
Солопова Дарья Алексеевна
Бабич Ярослав Геннадьевич
Суд
Печенгский районный суд Мурманской области
Судья
Попов Артемий Григорьевич
Дело на сайте суда
pech.mrm.sudrf.ru
14.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2024Передача материалов судье
14.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.05.2024Предварительное судебное заседание
17.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
18.07.2024Судебное заседание
25.07.2024Судебное заседание
31.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
01.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
20.09.2024Дело оформлено
24.09.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.09.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.10.2024Судебное заседание
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее