РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р.п. Куйтун 24 августа 2018 года
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Степаненко В.П., при секретаре Карбовской Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-321/2018 по административным искам прокурора Куйтунского района в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрациям Андрюшинского, Новотельбинского, Усть-Кадинского, Уянского, Тулюшского муниципальных образований о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по организации похоронного дела,
У с т а н о в и л:
В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в том числе законодательства при организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в ходе которой установлено, что на территории Андрюшинского муниципального образования, Новотельбинского муниципального образования, Уянского муниципального образования, Усть-Кадинского муниципального образования, Тулюшского муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась. Документов, подтверждающих, что органами местного самоуправления поселений были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению, в прокуратуру района не представлено. Создание специализированных служб ст. ст. 9, 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»), Указом Президента РФ от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение. Согласно ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и Оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»). Из положений ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» следует, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке. В соответствии а п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения. Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг. В соответствии с. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Андрюшинского муниципального образования, администрации Новотельбинского муниципального образования, администрации Уянского муниципального образования, администрации Усть-Кадинского муниципального образования, администрации Тулюшского муниципального образования в части непринятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела. Обязать ответчиков создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В уточненном исковом заявлении прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Андрюшинского муниципального образования, администрации Новотельбинского муниципального образования, администрации Усть-Кадинского муниципального образования, администрации Уянского муниципального образования, администрации Тулюшского муниципального образования в части непринятия мер по организации похоронного дела, обязать ответчиков принять меры по организации похоронного дела в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Куйтунского района Серебренников С.Д. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что специализированную службу по вопросам похоронного дела создавать не обязательно. Администрации муниципальных образований вправе заключить договоры с организациями и индивидуальными предпринимателями по организации на территории муниципального образования похоронного дела.Представитель администрации Новотельбинского муниципального образования глава Толстихина Н.М. уточненные исковые требования признала.
Представитель администрации Уянского муниципального образования Некрылова Е.Н. уточненные исковые требования признала.
Представители административных ответчиков администраций Андрюшинского, Усть-Кадинского, Тулюшского муниципальных образования, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд не считает обязательной явку представителей административных ответчиков, дело возможно рассмотреть в их отсутствие.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В ходе проведенной прокуратурой Куйтунского района проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в том числе законодательства при организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, установлено, что на территории Андрюшинского муниципального образования, Новотельбинского муниципального образования, Усть-Кадинского муниципального образования, Уянского муниципального образования, Тулюшского муниципального образования не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Отсутствие в муниципальных образованиях специализированной службы по вопросам похоронного дела подтверждается информацией администрации Андрюшинского муниципального образования №24 от 26.03.2018 года, информацией администрации Новотельбинского муниципального образования №66 от 27.06.2018 года, информацией администрации Уянского муниципального образования №52 от 28.03.2018 года, информацией администрации Усть-Кадинского муниципального образования №33 от 23.03.2018 года, информацией администрации Тулюшского муниципального образования №278 от 23.03.2018 года.
Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Согласно ч.2 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно Указу Президента РФ от 29.06.1996 №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Недопустим отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям.
В силу ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения.
Таким образом, судом установлено, что в муниципальных образованиях отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что администрации муниципальных образований заключали договоры с организациями и индивидуальными предпринимателями по организации похоронного дела.
Суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Куйтунского района подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Куйтунского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администраций Андрюшинского, Новотельбинского, Уянского, Усть-Кадинского, Тулюшского муниципальных образований в части непринятия мер по организации похоронного дела. Обязать администрации Андрюшинского, Новотельбинского, Уянского, Усть-Кадинского, Тулюшского муниципальных образований принять меры по организации похоронного дела в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Степаненко В.ПРешение не вступило в законную силу