УИД: 32MS0022-01-2022-002752-38
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
17 июня 2024 года город Брянск, 2-ой проезд Станке Димитрова, 11
Судья Брянского районного суда Брянской области Копылова О.В., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производства по делу об административном правонарушении, ИП Дубаневича В.В. – Пронина И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ИП Дубаневича В.В. – Пронина И.М. на постановление мирового судьи судебного участка №22 Брянского судебного района Брянской области от 18.08.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ, в отношении ИП Дубаневича В.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка №22 Брянского судебного района Брянской области от 18.08.2022 г. ИП ФИО8 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. без конфискации древесины и транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения.
Защитником ИП Дубаневича В.В. – Прониным И.М. подана жалоба на вышеуказанное постановление мирового судьи от 18.08.2022 г., в которой он просил отменить данный судебный акт, прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Решением судьи Брянского районного суда Брянской области от 24.10.2022 г. постановление мирового судьи судебного участка №22 Брянского судебного района Брянской области от 18.08.2022 г. оставлено без изменения, а жалоба защитника ИП Дубаневича В.В. – Пронина И.М., без удовлетворения.
Постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.03.2023 г. постановление мирового судьи судебного участка №22 Брянского судебного района Брянской области от 18.08.2022 г., решение судьи Брянского районного суда Брянской области от 24.10.2022 г., вынесенные в отношении ИП Дубаневича В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ, оставлены без изменения, жалоба защитника Пронина И.М., действующего в интересах ИП Дубаневича В.В. – без удовлетворения.
Постановлением судьи Верховного суда Российской Федерации от 29.03.2024 г. жалоба защитника Пронина И.М. удовлетворена частично, решение судьи Брянского районного суда Брянской области от 24.10.2022 г. и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.03.2023 г., вынесенные в отношении ИП Дубаневича В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Брянский районный суд Брянской области.
В судебном заседании защитник ИП Дубаневича В.В. – Пронин И.М. поддержал доводы жалобы на постановление мирового судьи судебного участка №22 Брянского судебного района Брянской области от 18.08.2022 г., указав, что QR-код формируется только после надлежащего заполнения электронного сопроводительного документа.
Специалист Корнюш Н.М. в судебном заседании показала, что она является консультантом отдела правового обеспечения и судебно-аналитической работы Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), которое является правообладателем системы ЛесЕГАИС, осуществляющей формирование электронного документа и контроль за его исполнением. Указала, что Федеральное агентство дало официальные разъяснения о том, что при формировании QR-кода, который сканируется и прокладывается путь в мобильном приложении в систему ЛесЕГАИС, электронный сопроводительный документ считается надлежащим образом оформленным. В указанном случае QR-код был сформирован, в связи с чем электронный документ был заполнен надлежащим образом.
Специалист ФИО5 в судебном заседании показал, что он является главным консультантом контрольно-правового отдела Управления лесами Брянской области, в его обязанности входит работа с системой ЛесЕГАИС. Обязательные для заполнения электронного сопроводительного документа сведения регламентированы в постановлении Правительства РФ, а так же в разъяснениях Рослесхоза о составлении цифрового документа. Если при формировании электронного документа какое-то поле не заполняется, то переход с одной страницы на другую невозможен. QR-код формируется только после проведения программой логистического контроля всех сведений, которые обязательны к заполнению. В указанном случае был оформлен электронный сопроводительный документ, результатом такого оформления являлся присвоенный программой QR-код, который считывался сотрудниками полиции, соответственно в электронный сопроводительный документ были внесены все необходимые сведения для его заполнения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника ИП Дубаневича В.В. – Пронина И.М., специалистов ФИО4, ФИО5, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.
В силу ч.ч.1, 2, 8 ст.50.4 Лесного кодекса РФ транспортировка, в том числе на основании договора перевозки, древесины и продукции ее переработки, указанных в части 1 статьи 50.1 настоящего Кодекса, любым видом транспорта допускается после формирования в государственном лесном реестре или с помощью специализированного программного обеспечения в соответствии с частью 4 статьи 93.5 настоящего Кодекса электронного сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, реквизиты сделок с древесиной (в случае, если совершались сделки с древесиной), а также о номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом). Электронный сопроводительный документ оформляется собственниками древесины или уполномоченными ими лицами. Форма электронного сопроводительного документа, состав включаемых в него сведений, а также требования к формату и порядку его заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого постановления мирового судьи судебного участка №22 Брянского судебного района Брянской области от 18.08.2022 г., ИП ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ около 16 час. 40 мин. на 10 км автодороги «Брянск-Новозыбков» <адрес> допустил транспортировку древесины породы «сосна» 42 куб.м, под управлением водителя Дубаневича И.В. на транспортном средстве марки «Mersedes-Benz 1843 ACTRO», государственный регистрационный номер № в составе полуприцепа марки «KOGEL SN24» с государственным регистрационным номером №, с нарушением при оформлении сопроводительного документа на транспортировку древесины, а именно, в графе «грузополучатель» и в графе «грузоотправитель» отсутствовали данные о юридическом адресе. На основании вышеизложенного мировым судьей сделан вывод о нарушении ИП Дубаневичем В.В. постановления Правительства РФ от 16.10.2020 г. №1696 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины», в связи с чем он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 06.12.2021 г. N2214 «Об утверждении формы электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки, состава сведений, включаемых в электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины и продукции ее переработки, а также требований к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки» постановление Правительства РФ от 16.10.2020 г. N1696 «О сопроводительном документе на транспортировку древесины» признано утратившим силу с 01.01.2022 г.
Утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.12.2021 г. N2214 требованиями к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки предусмотрено, в том числе, указание в п.7 формы сопроводительного документа сведений о грузоотправителе древесины: организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; место нахождения грузоотправителя древесины (адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей); идентификационный номер налогоплательщика; код причины постановки на учет; а так же указание в п.9 формы сопроводительного документа сведений о грузополучателе древесины: организационно-правовая форма, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющегося грузополучателем древесины; место нахождения (адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей); идентификационный номер налогоплательщика; код причины постановки на учет (п.п.11. 13)
Вместе с тем, согласно положениям п.6 требований к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки, в п.2 формы сопроводительного документа ставится отметка продавцом древесины в случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме 10 куб. метров и более.
При проставлении указанной отметки автоматически блокируется возможность заполнения пунктов 8, 9, 11 и 13 формы сопроводительного документа (при этом сведения о перевозчике, грузополучателе, пункте назначения и номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, не указываются, такой сопроводительный документ автоматически прекращает свое действие по истечении 7 дней со дня формирования), а пункты 6, 7 и 12 формы сопроводительного документа заполняются автоматически данными продавца древесины.
Пунктом 19 требований к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки предусмотрено, что сопроводительный документ подписывается в электронной форме автоматически на основе сведений федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Согласно разъяснениям, данным в письме Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхоза) от 18.01.2022 NВС-04-54/836 «О порядке заполнения электронного сопроводительного документа (ЭСД)», при формировании ЭСД часть информации заполняется специализированными ПО в автоматическом режиме. К примеру, данные о собственнике древесины запрашиваются из единой системы идентификации и аутентификации. При заполнении полей ЭСД специализированное ПО осуществляет форматно-логистический контроль ряда полей, в частности не позволяет сформировать ЭСД с незаполненными полями, касающимися места отправления, места назначения, объема и породного состава перевозимой древесины, без указания ИНН и иных сведений о грузоперевозчике, типа и номера транспортного средства. В случае неполного указания, в том числе названных данных или введения некорректного формата данных, специализированное ПО не позволяет подписать ЭСД. В случае, если лесопользователь внес всю необходимую информацию в ЭСД и она прошла форматно-логический контроль, специализированное ПО позволяет подписать ЭСД и формирует специальный QR-код, подтверждающий факт подписания ЭСД. Таким образом, наличие у лица, осуществляющего перевозку древесины, специального QR-кода, который корректно считывается специализированным ПО, подтверждает, во-первых, что данный QR-код был сформирован в соответствующем программном обеспечении, и, во-вторых, что лицо заполнило все необходимые поля данными, которые прошли форматно-логический контроль. При этом, сам по себе QR-код предназначен исключительно для оперативной валидации сведений о наличии подписанного ЭСД в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней и не является ЭСД. В силу технологических особенностей формата QR-кодов и ограничений по объему записываемой информации QR-код содержит ссылку на ЭСД в веб-версии специализированного ПО, необходимую техническую информацию, а так же данные, которые можно проверить непосредственно при осмотре транспортного средства при отсутствии доступа к сети Интернет. Вся остальная информация, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 06.12.2021 г. N2214, в QR-код не записывается, и соответственно, не отображается при чтении QR-кода. На основании вышеизложенного следует, что отсутствие в QR-коде полного состава информации из ЭСД не является правонарушением и не может само по себе служить основанием для привлечения лица к ответственности за отсутствие ЭСД. Информация из ЭСД в полном объеме хранится в модернизированном сегменте ЛесЕГАИС и доступна для просмотра сотрудниками контролирующих органов на сайте m.lesegais.ru.
Так же в письме Федеральным агентством лесного хозяйства от 15.12.2022 г. №ВС-04-54/31630 даны разъяснения по работе с ЛесЕГАИС, согласно которым по вопросу отображения части полей в оформленном ЭСД по розничным сделкам сообщено, что в соответствии с Требованиями к формату и порядку заполнения ЭСД на транспортировку древесины и продукцию ее переработки, в пункте 2 формы сопроводительного документа ставится отметка продавцом древесины в случае приобретения древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме 10 куб. м и более. При проставлении указанной отметки автоматически блокируется возможность заполнения пунктов 8, 9, 11 и 13 формы сопроводительного документа (при этом сведения о перевозчике, грузополучателе, пункте назначения и номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины, не указываются, такой сопроводительный документ автоматически прекращает свое действие по истечении 7 дней со дня формирования), а пункты 6, 7 и 12 формы сопроводительного документа заполняются автоматически данными продавца древесины. В связи с вышеуказанным отсутствие отображения сведений о перевозчике, грузополучателе, пункте назначения и номере государственного регистрационного знака транспортного средства при наличии соответствующих полей в оформленном ЭСД обусловлено Требованиями к формату и порядку заполнения ЭСД на транспортировку древесины и продукцию ее переработки, не связано с ненадлежащим оформлением ЭСД и не образует события административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ.
Кроме того в письме Рослесхоза от 15.12.2022 г. №ВС-04-54/31630 по вопросу проверки ЭСД сотрудниками полиции сообщено, что подтверждением оформления ЭСД может являться наличие у перевозчика древесины идентификационного номера ЭСД или ссылки на веб-браузер портала модернизированного сегмента ЛесЕГАИС или специального QR-кода, в котором содержится частичная информация из ЭСД, в случае, если лесопользователь внес всю необходимую информацию в данный ЭСД и она прошла форматно-логический контроль. Таким образом, Рослесхоз рекомендовал сотрудникам полиции осуществлять контроль, в том числе, наличия при перевозке древесины идентификационного номера ЭСД или ссылки на веб-браузер портала модернизированного сегмента ЛесЕГАИС или специального QR-кода для проверки соблюдения требования об оформлении ЭСД; в случае наличия QR-кода - его считываемости для подтверждения оформления данного QR-кода; состояния ЭСД "оформлен" на портале модернизированного сегмента ЛесЕГАИС или "подписан" в ЛесЕГАИС.Mobile; корректности заполнения и действительности сведений о декларации о сделке с древесиной и продукцией ее переработки (данное поле заполняется в случае, если транспортировка древесины или продукции ее переработки осуществляется в связи с совершением такой сделки). Иные сведения, указываемые в ЭСД, проходят форматно-логический контроль в ЛесЕГАИС при оформлении ЭСД. При этом, ЭСД не может быть оформлен в случае, если в нем не указаны или некорректно указаны в том числе сведения о собственнике древесины, грузоотправителе, перевозчике, грузополучателе, сведения о пунктах отправления и назначения.
С учетом вышеизложенных норм права, разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства, показаний специалистов ФИО4, ФИО5, обстоятельств дела, при которых сотрудниками ГИБДД (рапорт от 16.08.2022 г.) при проверке ЭСД по QR-коду установлено отсутствие в пунктах «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» сведений об их юридическом адресе, в связи с чем был составлен протокол об административном правонарушении № от 17.08.2022 г., выводы мирового судьи в обжалуемом постановлении от 18.08.2022 г. о наличии вины у ИП Дубаневича В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ, являются необоснованными, поскольку QR-код считывался сотрудниками полиции, соответственно был сформирован, что означало заполнение всех необходимых полей в ЭСД, который прошел форматно-логический контроль, специализированное ПО позволило его подписать и сформировать данный QR-код, что подтверждает исполнение лицом требований закона в части транспортировки древесины с оформленным в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа.
Частями 1, 4 ст.1.5 КоАП РФ, установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При этом бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.
Поскольку вина ИП Дубаневича В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст. 8.28.1 КоАП РФ, в установленных КоАП РФ процедурах не установлена, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Вышеуказанное не было принято во внимание мировым судьей при вынесении оспариваемого постановления от 18.08.2022 г.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №22 Брянского судебного района Брянской области от 18.08.2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ, в отношении ИП Дубаневича В.В. подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу защитника ИП Дубаневича В.В. – Пронина И.М. на постановление мирового судьи судебного участка № 22 Брянского судебного района Брянской области от 18.08.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ, в отношении ИП Дубаневича В.В., удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка №22 Брянского судебного района Брянской области от 18.08.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ, в отношении ИП Дубаневича В.В., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.8.28.1 КоАП РФ, в отношении ИП Дубаневича В.В., прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На решение может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ст.30.14 КоАП РФ.
Судья О.В. Копылова