Решение по делу № 2-2804/2022 от 06.07.2022

Дело № 2-2804/2022

УИД 04RS0007-01-2022-004416-56

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 сентября 2022 года                                                                         г. Улан-Удэ

    Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Цыденовой Н.Н.,    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Низамеева В.С. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерству образования и науки Республики Бурятия, органам опеки и попечительства Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ, Администрации Закаменского района Республики Бурятия о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате бездействия должностных лиц,

у с т а н о в и л:

Обращаясь с иском в суд, истец Низамеев В.С. просит взыскать с    Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия компенсацию морального вреда в размере 2 500 000 руб.

Требования мотивированы тем, что истец в несовершеннолетнем возрасте проживал с матерью Низамеевой Р.В. и ее сожителем по адресу: <адрес> Мать истца и отчим не работали, употребляли спиртные напитки, воспитанием не занимались, истец был предоставлен сам себе, добывал еду и т.д. В 2004 г. семью поставили на учет как неблагополучную. Проживая с матерью, истец находился в опасности, голодал, беспризорничал, стал рано курить и употреблять спиртные напитки. Органы опеки и попечительства были осведомлены о происходящем в семье, но мер по защите прав и законных интересов истца не приняли. В октябре 2006 г. за совершение особо тяжких преступлений была арестована мать истца, впоследствии осуждена к лишению свободы. 29.03.2008 скончался отец, истец остался без попечения родителей. При этом пособие платили только по потере отца, из-за халатности должностных лиц истца не поставили в очередь на получение жилой площади и не предоставили по достижению совершеннолетия. В результате бездействия органов опеки и попечительства истцу причинен моральный вред, он был лишен права на получение вовремя жилья и пособия в полном объеме, на поступление в образовательные учреждения и другой социальной помощи от государства. По вине данных органов у истца не было нормального детства, истец не получил образование и воспитание, что повлияло на его дальнейшую жизнь. Исходя из принципа разумности и справедливости, причиненный вред оценивает: за утраченное право на получение пособия от государства как ребенок, оставшийся без попечения родителей, с апреля 2008 года по июнь 2010 года и на получение вовремя жилой площади - 1 000 000 руб.; за лишение истца на защиту детства и пережитые страдания из-за бездействия органов опеки и попечительства - 1 500 000 руб.

    Определением суда от 19.08.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены органы опеки и попечительства - Администрация Железнодорожного района г. Улан-Удэ, Администрация Закаменского района Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия.

    В судебном заседании истец Низамеев В.С. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что его мать злоупотребляла спиртными напитками, не занималась его воспитанием и содержанием, он был предоставлен самому себе. Отец участия в его воспитании не принимал. В результате бездействия органов опеки и попечительства не были защищены его права, он был лишен детства, не получил своевременно положенное ему по закону жилое помещение. Не согласился с заявлением о пропуске срока исковой давности.

    Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Данзанова С.В. исковые требования не признала, заявила о пропуске срока исковой давности истцом. Полагала, что Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия не является надлежащим ответчиком, так как органы опеки и попечительства в структуру Министерства не входят.

    Представитель органа опеки и попечительства Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ по доверенности Давидович О.Е. в судебном заседании не признала заявленные истцом требования. В обоснование пояснила, что на учете в органе опеки истец в несовершеннолетнем возрасте не состоял, документы о том, что Низамеев В.С. остался без попечения родителей, отсутствуют.

    Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Бурятия по доверенности Ангашанова Л.Д. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, исковые требования не признала. В обоснование указала, что вопросы социального обеспечения населения не относятся к сфере деятельности Министерства. Организация общего образования находится в ведении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

    Орган опеки и попечительства Администрации Закаменского района Республики Бурятия своего представителя в судебное заседание не направил, имеется заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя Администрации МО «Закаменский район». В ранее поданном заявлении просили оставить иск без удовлетворения, мотивировали тем, что постановка на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением осуществляется на заявительной основе, Низамеев В.С. обратился с заявлением в орган опеки и попечительства 25.06.2020, постановлением от 04.03.2021 № 156 включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Номер очереди по Республике Бурятия составляет 5626.

    Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к следующему.

     В соответствии с п. 1 ст. 34 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Как предусмотрено положениями ст. 121, 123 Семейного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на период спорных отношений, далее по тексту – СК РФ), защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.    Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

     Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

    Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

     До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в п. 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

    Согласно ст. 145 СК РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

    Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

    Установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются ГК РФ.

     Согласно п. 3 ст. 145 СК РФ (в редакции Федерального закона от 24.04.2008 № 49-ФЗ) отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

     На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 данного Закона).

    Таким образом, вся информация, касающаяся данной категории граждан, собирается и учитывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    В силу ст. 28 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

    В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1).

    Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).

    Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что гражданин вправе требовать возмещения вреда, причиненного ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

     В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.

    В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    По смыслу приведенных правовых норм необходимым основанием для возмещения вреда причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе компенсации морального вреда, является одновременное наличие следующих четырех условий: неправомерность действий (бездействия) государственного органа; вина государственного органа; наличие вреда; существование причинной связи между действиями (бездействием) государственного органа и наступившим вредом.

     Как установлено ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

     Нормативным правовым актом, регулирующим права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

    Из пояснений сторон следует и подтверждено материалами дела, что родителями истца Низамеева В.С., *** г.р., являются Низамеев С.Г., *** (отец) и Низамеева (Карюкина) Р.В., *** (мать).

    Отец истца Низамеев С.Г., *** умер ***. Мать истца Низамеева Р.В., *** была осуждена приговором Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22.02.2007 по ст. ст. 162 ч. 2, 150 ч. 4 УК РФ с применением ст. ст. 69 ч. 3, 74 ч. 5, 70 УК РФ окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Постановлением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13.05.2010 Низамеева Р.В. освобождена от отбывания наказания условно-досрочно на срок 3 года 5 месяцев 23 дня.

    Из изложенного следует, что Низамеев В.С., ***.р., в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.

    Вместе с тем, из совокупности представленных в материалы дела документов следует, что Низамеев В.С., *** г.р., в несовершеннолетнем возрасте был осужден к реальному лишению свободы (приговор от 13.02.2007), т.е. к моменту осуждения матери (приговор от 22.02.2007) и смерти отца, наступившей ***, Низамеев В.С. отбывал наказание в местах лишения свободы, освободился из мест лишения свободы будучи совершеннолетним лицом.

    В частности, Низамеев В.С. был осужден приговором Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 13.02.2007 по ст. 105 ч. 1 УК РФ с применением ст. ст. 74 п. 5, 70 УК РФ к лишению свободы сроком на 5 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в воспитательной колонии. Постановлением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 08.07.2010 освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на срок 1 год 8 месяцев 10 дней.

    По данным Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ в период с 2006 г. по 2010 г. Низамеев В.С. на учете в органе опеки и попечительства не находился, в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Железнодорожного района г. Улан-Удэ не проживал, учетное дело отсутствует.

    По информации Администрации МО «Закаменский район», Низамеев В.С. на учете в органе опеки и попечительства не состоял, сведений о том, что Низамеев В.С. остался без попечения родителей от должностных лиц организаций и граждан не поступало.

    Таким образом, сведений о том, что Низамеев В.С. в несовершеннолетнем возрасте состоял на учете в органах опеки и попечительства Администрации Закаменского района Республики Бурятия, Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ, над ним была учреждена опека (попечительство), в материалы дела не представлено.

    По данным ОПРФ по Республике Бурятия Низамеев В.С. получателем пенсии иных социальных выплат не значится.

    На основании поданного Низамеевым В.С. заявления и представленных им документов постановлением Администрации МО «Закаменский район» Республики Бурятия от 04.03.2021 № 153 Низамеев В.С. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Закаменского района Республики Бурятия, в данном списке в настоящее время Низамеев В.С. значится под номером 5576.

    Обращаясь с настоящим иском, истец ссылается на то, что в результате бездействия органов опеки и попечительства он был лишен детства, голодал, беспризорничал, рано стал курить и употреблять спиртные напитки, после осуждения матери и смерти отца был лишен пособий, жилья, бесплатного образования и других социальных гарантий, не получил нормального образования и воспитания, что повлияло на всю его дальнейшую жизнь.

    Однако, приведенные истцом доводы, основанием для удовлетворения заявленных им требований, не являются. Доказательств тому, что именно по вине ответчиков истец вел беспризорный образ жизни, был лишен полагающихся ему социальных гарантий, пособий и льгот, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ Низамеевым В.С. в материалы дела не представлено.

     При изложенных обстоятельствах, оснований     полагать, что ответчиками было допущено незаконное бездействие, чем были нарушены имущественные права истца, не имеется. Нарушение личных неимущественных прав истца, которое являлось бы основанием для взыскания денежной компенсации морального вреда, судом не установлено и доказательств тому не представлено.

    Как предусмотрено п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

    В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

     Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

    Разъяснения об основаниях компенсации морального вреда содержатся в п. 1 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10, согласно которому суду при разрешении спора необходимо выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений. Суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

    Вопреки позиции стороны истца, такой способ защиты права как денежная компенсация морального вреда предусмотрен законом не для всех случаев причинения гражданину физических или нравственных страданий, а только для защиты от таких действий, которые нарушают личные неимущественные права гражданина либо посягают на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе.

    При таком положений, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств в совокупности с приведенными положениями закона, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований суд не находит.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования Низамеева В.С. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, Министерству образования и науки Республики Бурятия, органам опеки и попечительства Администрации Железнодорожного района г. Улан-Удэ, Администрации Закаменского района Республики Бурятия оставить без удовлетворения.

    Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                              С.Л.Доржиева

    Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.09.2022.

2-2804/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Низамеев Владимир Сергеевич
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Администрация Железнодорожного района г. Улан-Удэ
Администрация МО "Закаменский район"
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Доржиева С.Л.
Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
06.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2022Передача материалов судье
12.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2022Подготовка дела (собеседование)
05.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2022Судебное заседание
05.09.2022Судебное заседание
14.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2022Дело оформлено
05.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее