Решение по делу № 2-391/2018 от 17.01.2018

Дело № 2-391/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи     Круковской А.В.,

при секретаре судебного заседания     Стасюк И.В.,

с участием истца                 Жоровой В.В.,

третьих лиц                         Камерзан Е.Я., Березнякова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 26 апреля 2018 года гражданское дело по иску Жоровой Валентины Васильевны к Администрации МО ГО «Воркута» об оспаривании решения о снятии с учета получателей социальных выплат,

у с т а н о в и л :

истец обратилась с иском в суд, в котором просила отменить решение администрации г.Воркуты о снятии её с учета очередности и восстановить её на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В обоснование иска указала, что уведомлением от 05.12.2017 ... администрация МО ГО «Воркута» сообщила ей о том, что она снята с учета граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты по причине выявления в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности. С решением она не согласна, пояснила, что 06.08.1997 её муж Жоров Я.И. (умер 21.11.2005) был поставлен на учет для получения жилья за пределами г.Воркуты, на момент смерти являлся инвалидом 2 группы. После её сообщения о смерти мужа ей было предложено стать на учет с той же даты, т.е. с 06.08.1997 на получение жилья за пределами Воркуты. Её трудовой стаж в августе 2005 года составил 28 лет, работала в .... без перерывов с августа 1969 года. При постановке на учет на получение жилья ни мужу в 1997 году, ни ей в 2005 году от администрации не было вопросов по поводу наличия жилья за пределами .... и не было разъяснено о последствиях. С 2005 года она ежегодно, по мере возможности, приходила в администрацию за получением сведений об очередности, в конце октября 2017 года ей в устной форме разъяснили, что она снята с учета, так как у неё был жилой дом в г.Майском КБР. Пояснила, что ? часть жилого дома ей досталась по наследству по завещанию 19.07.1995. Указанный дом ветхий, строился в 1947 году, имел общую полезную площадь 33,4 кв.м., в том числе жилая 26,2 кв.м.. На момент продажи дома её состав семьи был из 4 человек, её трудовой стаж в .... был 48 лет.

Определением суда от 22.01.2018, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.

Определением суда от 13.02.2018, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Камерзан Елена Яковлевна, Березняков Евгений Владимирович.

В отзыве на исковое заявление ответчик просил в удовлетворении исковых требований истца отказать. В обоснование возражений ответчик указал, что первоначально в списках граждан имеющих право на получение жилищной субсидии состоял Жоров Я.И. с датой постановки на учет 06.08.1997 и категории «инвалиды», распоряжением главы МО ГО «Воркута» от 02.06.2006 ... очередь Жорова Я.И. была переведена на Жорову В.В. с датой постановки на учет 06.08.1997 по категории «пенсионеры». Считают, что истец обоснованно снята с учета, поскольку было выявлено, что ей в период с 19.07.1995 по 21.10.2004 ей принадлежал жилой дом (1/2 доля), расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, ..... Приобретение в собственность гражданами, желающими выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами места их постоянного проживания является основанием для снятия этих граждан с учёта имеющих право на получение жилищной субсидии. Ни Жоров Я.И., ни Жорова В.В. при постановке на учет не сообщали администрации МО ГО «Воркута» сведений о наличии в собственности указанного жилого дома.

Третье лицо Минстрой Республики Коми в отзыве просило в удовлетворении иска истца отказать, поскольку наличие в собственности граждан или членов их семьи жилых помещений за пределами РКС и приравненных к ним местностей, является основанием для снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилья. Истец была поставлена на учет на получение жилищной субсидии как гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера. Соответственно, обязательным условием постановки ее на учет и дальнейшего сохранения за ней права состоять на таком учете с заявленным составом семьи являлось отсутствие жилых помещений у истца и членов ее семьи за пределами районов Крайнего Севера. Факт приобретения жилья означает утрату такого условия для возникновения права на получение социальных выплат, как отсутствие у граждан жилых помещений в других субъектах Российской Федерации, либо изменения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае, если основанием для постановки этих граждан на учет явилась нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Определением суда от 17.04.2018 к производству суда приняты уточнённые исковые требования, в которых истец просила признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО «Воркута» протокол ... от 01.12.2017, утвержденный постановлением администрации от 05.12.2017 ..., восстановить её в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС, с датой постановки на учет 06.08.1997 по категории «инвалиды» умершего супруга Жорова Я.И..

Ответчик в письменном отзыве на уточнённое исковое заявление, указал, что в уточненном иске Жорова В.В. просит восстановить ее в очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС с датой постановки на учет 06.08.1997 по категории «инвалиды». В списках на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет 06.08.1997 в категории «инвалиды» состоял Жоров Я.И. (супруг истца), который умер 21.11.2005 года, поскольку факт смерти Жорова Я.И. наступил до вступления в силу изменений, которые были внесены Федеральным законом от 17.07.2011г. №212-ФЗ (до 01.01.2012г.), в связи с чем, он подлежал снятию с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий без сохранения его права на получение социальной выплаты за членами его семьи. Истец приходилась супругой умершему Жорову Я.И.. На момент постановки Жоровой В.В. в 2006 году в качестве заявителя на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии (перевод очереди с умершего мужа Жорова Я.И.), она проживала в жилом помещении по адресу: ..... Согласно справке ЖЭУ от 23.05.2006 года по данному адресу она была зарегистрирована одна, т.е. состав ее семьи, имеющий право на получение жилищной субсидии составлял 1 человек. Согласно сведениям, указанным в поквартирной карточке жилого помещения Жоров Я.И. был зарегистрирован по адресу: .... 06.10.1979 по 29.11.2005, Жорова В.В. в данном жилом помещении была зарегистрирована с 06.10.1979 по 23.06.1998 и с 20.11.2007 по настоящее время. Таким образом, на дату смерти Жорова Я.И. в жилом помещении, в котором он проживал, истец зарегистрирована не была. Указали, что решение вопроса о восстановлении Жоровой В.В. в очереди на получение жилищной субсидии с учетом даты постановки на учет умершего супруга Жорова Я.И. и его очередностью по категории «инвалиды» без установления факта их совместного проживания невозможно. При рассмотрении дела необходимо учитывать, что совместно с Жоровым Я.И. на дату его смерти были зарегистрированы: Березнякова (Камерзан) Елена Яковлевна - дочь, Березняков Евгений Владимирович - внук и Березняков Владимир Витальевич - зять, которых Жоров Я.И. указывал в качестве членов семьи на получение социальной выплаты.

Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам иска и уточненного иска, а также сказанным в судебных заседаниях. Дополнительно пояснила, что просила её восстановить в очереди по категории «инвалиды» с даты постановки на учет в 06.08.1997 году. Пояснила, что в 1995 году они купили квартиру для детей на Б.Пищевиков и она прописалась в этой квартире, чтобы была меньше квартплата. Фактически проживала с мужем в квартире на ...., никуда от него не уходила. Брак с мужем не расторгала. Когда муж умер, она снова прописалась на .... покупали для дочери, но она не стала туда регистрироваться.

Третье лицо Камерзан Е.Я. в судебном заседании уточненные исковые требования истца поддержала, пояснила, что зарегистрирована она по адресу: ...., фактически проживает по адресу: ..... Она бы хотела, чтобы её тоже восстановили в очереди в качестве члена семьи её матери. Дополнительно пояснила, что она вышла замуж и не может жить с мамой. На момент смерти отца с ним проживала истица, имея регистрацию в квартире по Бульвару Пищевиков, они с мужем и сыном фактически проживали в квартире по Бульвару Пищевиков, а регистрацию имели в квартире её отца на ул.Димитрова.

Третье лицо Березняков Е.В. в судебном заседании пояснил, что зарегистрирован по адресу: ...., фактически проживает по адресу: ....., исковые требования истца поддержал.

Третье лицо Минстрой Республики Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, просил дело рассмотреть без его участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела №2-19/2017, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Жоров Я.И. состоял в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 06.08.1997 по категории «инвалиды».

21 ноября 2005 Жоров Я.И. умер.

На момент смерти Жоров Я.И. состоял в браке с Жоровой В.В..

На основании личного заявления Жоровой В.В. от 30.05.2006 распоряжением главы МО ГО «Воркута» от 02.06.2006 ... (протокол ...) она была поставлена на учет в результате перевода на неё очереди умершего супруга Жорова Я.И., поскольку у неё имелись необходимые условия, дающие право на постановку на учет.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» (протокол ... от 01.12.2017, утвержденный постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 05.12.2017 ...) Жорова В.В. снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами .... с датой постановки на учет 06.08.1997 на основании п.п. «в» п.21 постановления Правительства РФ от 10.12.2002 ... (выявление в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений, а именно: наличие в собственности Жоровой В.В. в период с 19.07.1995 по 21.10.2004 ? доли жилого дома по адресу: Кабардино – Балкарская Республика, ....).

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.

Право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (ст.1 Закона №125-ФЗ от 21.10.2002).

На момент постановки Жорова Я.И. на учет в очередь – 06.08.1997 года действовали Федеральный закон от 17 августа 1996 года № 116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году» и Постановление Правительства РФ от 03 августа 1996 года №937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», которые предусматривали право на получение жилищной субсидии для лиц, выезжающих из РКС и приравненных к ним местностей, имеющих стаж работы в РКС и приравненных к ним местностей не менее 10 лет.

Из копии трудовой книжки Жорова Я.И. следует, что на дату постановки на учет его стаж работы в РКС составлял более 10 лет.

Согласно справке ... ... Жорову Я.И. с ... установлена инвалидность II группы.

Распоряжением главы МО ГО «Воркута» от ... ... (протокол ...) Жоров Я.И. переведен в льготную очередь - «инвалиды».

Таким образом, продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях у Жорова Я.И. на ... составила более 10 лет, что давало ему право состоять в очереди в качестве получателя жилищной субсидии. Также на дату постановки на учет Жоров Я.И. являлся инвалидом 2 группы.

Федеральным законом от 17 июля 2011 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» изложена в новой редакции. В частности, в ст. 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи. Федеральный закон от 17 июля 2011 №212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 (ст. 2 данного Закона).

Вместе с тем в соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.

По изложенным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы администрации МО ГО «Воркута» о том, что действие Федерального закона №125-ФЗ в новой редакции распространяется только на отношения, возникшие после его введения, т.е. после 01.01.2012.

Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, принятым в целях совершенствования деятельности по реализации ФЗ №125-ФЗ от 25.10.2002, утверждено «Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Положение).

В соответствии с пунктами 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в п. 17 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Ответчиком оспаривается право истца на получение государственного жилищного сертификата в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений в соответствии с п.21 Положения.

Из п.21 Положения следует, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в ряде случаев, включая такие как: в) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений.

Администрация проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение субсидии (социальной выплаты) или представить документы об изменившихся обстоятельствах.

При этом при наличии оснований снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.

В свою очередь, необходимо учитывать, что снятие с учета возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.

Нормами ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ и п.п. «з» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели. То есть сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Анализ норм федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.

Таким образом, законом предусмотрено, что при определении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий учитываются не только жилые помещения, принадлежащие непосредственно лицу, признаваемому нуждающимся, но и членам его семьи.

По смыслу указанных выше законодательных и нормативных актов граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления таких сведений.

Члены семьи, желающие получить жилищную субсидию в составе семьи лица, состоящего на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты также должны отвечать требованиям об отсутствии у них на праве собственности жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В силу ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищный субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

В соответствии с подп. "в" п. 17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Согласно пункту 17(2) Правил применительно к условиям основного мероприятия членами семей граждан - участников основного мероприятия, право на обеспечение жилыми помещениями (получение социальной выплаты) которых установлено частью четвертой статьи 14 и частью второй статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", частью первой статьи 11 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", а также абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", являются члены семьи умершего (погибшего) гражданина, которые были признаны (могли быть признаны) таковыми в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил на дату его смерти (гибели).

С учетом приведенных выше норм права, для решения вопроса о возможности сохранения за Жоровой В.В. права на получение жилищной субсидии в связи со смертью супруга, необходимо установить являлась ли она членом её семьи на дату его смерти.

Из материалов учетного дела истца и Жорова Я.И. следует, что Жоров Я.И. при постановке на учет проживал по адресу: .... ...., на момент постановки на учёт состав его семьи включал четыре человека: Жоров Я.И., жена Жорова В.В., дочь – Березнякова Е.Я., ... внук Березняков Е.В., ...

В соответствии с поквартирными карточками квартиры по адресу: .... состав семьи Жорова В.Я. в период с 06.08.1997 по 21.11.2005 составлял (с момента постановки до даты смерти): с 06.08.1997 по 23.06.1998 - 4 человека (заявитель, жена, дочь, внук); с 23.06.1998 по 10.10.2000 три человека – (заявитель, дочь, внук); с 10.10.2000 по 21.11.2005 четыре человека (заявитель, дочь, внук, зять).

Судом установлено, что на день смерти 21.11.2005 Жоров Я.И. был зарегистрирован по адресу: ..... Жорова В.В. 23.06.1998 выписана с указанного адреса по адресу: .... ...., и 20.11.2007 вновь была зарегистрирована в квартире по адресу: .... .....

Из материалов наследственного дела, оформленного после смерти Жорова Я.И., следует, что его супруга Жорова В.В. приняла наследство по закону.

В соответствии со статьей 20 ГК РФ и статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии и т.п. в качестве собственника по договору найма (поднайма), по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных российским законодательством.

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, место жительства, по общему правилу, должно совпадать с местом регистрации.

Вместе с тем место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

В силу статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 апреля 1996 года.

Регистрация по месту жительства является административным актом, и отсутствие у истца регистрации по месту жительства супруга при его жизни не может безусловно свидетельствовать о том, что они совместно с ним не проживали.

В судебном заседании истец и третье лицо Камерзан Е.Я. пояснили, что, несмотря на то, что Жорова В.В. не была прописана с умершим, она фактически проживала с ним по адресу: .... ...., при этом её дочь вместе с мужем и внуком проживала в квартире на б-ре Пищевиков фактически, а Жорова В.В., имея регистрацию на б-ре Пищевиков, фактически жила с мужем в квартире на ул.Димитрова, вела с ним общее хозяйство, ухаживала за ним.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ... суду пояснили, что Жорова В.В. постоянно проживала со своим супругом в квартире по адресу: ...., сначала с супругом и дочерью, потом дочь вышла замуж и стала проживать от них отдельно. При жизни супруга и после его смерти истец постоянно там проживала.

У суда не имеется оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей, поскольку они не являются заинтересованными лицами, их показания последовательны и согласуются с пояснениями истца, третьих лиц, не опровергнуты ответчиком. Кроме того, свидетели предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Анализируя в совокупности исследованные судом доказательства, суд приходит к выводу, что Жорова В.В. постоянно проживала совместно со своим мужем при его жизни в квартире по адресу: .... ...., вела с ним совместное хозяйство, несмотря на то, что не имела регистрации по указанному адресу.

Установленные судом обстоятельства, с учетом положений статей 56, 67 ГПК РФ, а также требований п.17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, дают суду основания полагать, что Жорова В.В. являлась членом семьи Жорова Я.И. при его жизни.

Следовательно, истец, как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии не может быть лишена права на получение жилищной субсидии, исходя из факта отсутствия совместной с супругом регистрации по месту жительства на дату его смерти.

Из материалов дела следует, что в период с 1995 года по 2004 год в собственности Жоровой В.В. находилась ? доли жилого дома по адресу: Кабардино – Балкарская Республика, ...., общей площадью 33,4 кв.м. (16,7кв.м), жилой 26,2 кв.м (13,1 кв.м).

Согласно п.1 ч.1 ст.29 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Такая же норма содержится в п.п. «а» п. 7 Примерных правил учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 №335 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 18.01.1992 № 34, от 23.07.1993 № 726, от 28.02.1996 №199, с изменениями, внесенными Определениями Верховного Суда РФ от 16.04.2002, от 31.10.2002, от 18.09.2003).

В соответствии с ч.4, ч.5 ст.50 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005, учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления и размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

По сообщению местной администрации городского поселения Майский Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, с 1995 года по сегодняшний учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет более 11 кв.м.

Соответственно, при наличии в собственности Жоровой В.В. ? доли жилого дома 13,1 кв.м. (26,2 кв.м. /2), Жоров В.Я. и члены его семьи не переставали быть нуждающимися в жилом помещении, поскольку причитающаяся площадь 13,1 кв.м. дома на каждого члена семьи была меньше установленной нормы, как при составе семьи три человека, так и при составе семьи четыре человека (3,28 кв.м. (13,1 / 4) 4,37 (13,1/3).

Из чего следует, что наличие в собственности ? доли вышеуказанного жилого дома, расположенного за пределами районов Крайнего Севера не повлияло на право умершего и истца состоять на учете для получения государственного жилищного сертификата, поскольку причитающаяся площадь спорной квартиры на каждого члена семьи была меньше установленной нормы.

При таких обстоятельствах само по себе не предоставление Жоровым Я.И. и истцом сведений о наличии в собственности вышеуказанного жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера не повлияло на право умершего и истца состоять на учете для получения государственного жилищного сертификата.

Из материалов учетного дела Жоровой В.В. следует, что в качестве члена своей семьи, претендующего на получение жилищного сертификата, истец указывала зятя Березнякова В.В., зарегистрированного по её месту жительства в периоды с 10.10.2000 по 29.11.2005 и с 20.11.2007 по 25.05.2017. В 2007, 2008, 2009, 2010 и в 2014 годах при оформлении заявлений о выдаче государственного жилищного сертификата Жорова В.В. просила выделить сертификат с учетом зятя.

По данным Учреждения Росреестра, 11.07.2014 за Березняковым В.В. было зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ...., общей площадью 57,7 кв.м., указанное имущество приобретено на основании договора купли-продажи от 01.07.2014.

Следует отметить, что законодатель не отнес Жигаловский район, Иркутской области, к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Из актовой записи о расторжении брака ... от 21.10.2014 следует, что Брак Березнякова В.В. и Березняковой Е.Я. был прекращен 25.09.2014 на основании решения мирового судьи Тундрового судебного участка г.Воркуты.

20.03.2015 Березнякова Е.Я. вступила в брак с Камерзан В., после регистрации брака её присвоена фамилия Камерзан, что подтверждается свидетельством о заключении брака I-EA ....

Решением Воркутинского городского суда РК от 02.03.2017 №2-19/2017 совместно нажитым имуществом Камерзан Е.Я. и Березнякова В.В. признан в том числе, жилой дом, расположенный по адресу .....

Прекращено право собственности Березнякова В.В. на жилой дом, расположенный по адресу: ..... За Камерзан Е.Я. и Березняковым В.В. признано право собственности по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: .....

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 11.05.2017 решение Воркутинского городского суда изменено в части прекращения права собственности Березнякова В.В. на жилой дом, расположенный по адресу: .... признании за бывшими супругами по ? доле на него. С Березнякова В.В. в пользу Камерзан Е.Я. взыскана денежная компенсация 1/2 доли стоимости дома, расположенного по адресу: ...., в размере 159 000 рублей.

Поскольку приобретение жилья членом семьи лица, претендующего на получение государственного жилищного сертификата, является основанием для снятия лиц, претендующих на получение жилищного сертификата, с учета граждан на получение социальных выплат, необходимо проверить повлияло ли приобретение указанного жилья на право Жоровой В.В. на получение жилищной субсидии.

По сообщению администрации МО «Жигаловский район» учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере не менее 18 кв.м.

С учетом состава семьи и общей площади приобретенного Березняковым В.В. жилого дома семья истца не переставала быть нуждающейся в жилом помещении, поскольку причитающаяся площадь 14,25 кв.м. (57,7 кв.м./4) дома на каждого члена семьи была меньше установленной нормы при заявленном составе семьи четыре человека.

В соответствии с разъяснениями в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года №23 "О судебном решении" и в силу части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ просьба к суду оценить соответствие действий ответчика материальному закону (признать не соответствующими закону или нормам права) относится к обстоятельствам, на которых истец основывает свое требование (основанию иска), материальный закон, примененный судом к правоотношениям, на которых истец основывает свои требования, указывается в мотивировочной части решения.

Пункт 1 просительной части искового заявления следует считать основанием иска, т.к. предметом иска не является (просительная часть искового заявления в случае удовлетворения иска переносится в резолютивную часть решения, должна содержать требования о возложении на должника обязанности по совершению в пользу взыскателя определенных конкретных действий), оснований для принятия решения в указанной части не имеется.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд приходит к выводу, что за истцом следует признать право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «инвалиды» с даты постановки на учет умершего супруга Жорова Я.И. – 06.08.1997 и обязать ответчика восстановить её в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «инвалиды» с датой постановки на учет умершего супруга Жорова Я.И. – 06.08.1997.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать за Жоровой Валентиной Васильевной, ..., право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «инвалиды» с даты постановки на учет умершего супруга Жорова Якова Иосифовича – 06.08.1997.

Восстановить Жорову Валентину Васильевну в списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «инвалиды» с датой постановки на учет умершего супруга Жорова Якова Иосифовича – 06.08.1997.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (28.04.2018).

Судья                                 А.В. Круковская

2-391/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Жорова Валентина Васильевна
Жорова В.В.
Ответчики
администрация МОГО "Воркута"
Другие
Березников Евгений Владимирович
Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми
Березников Е.В.
Минстрой РК
Камерзан Елена Яковлевна
Камерзан Е.Я.
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
17.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2018Передача материалов судье
22.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.02.2018Предварительное судебное заседание
28.03.2018Судебное заседание
26.04.2018Судебное заседание
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.04.2020Предварительное судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее